Экономика

Почему из-за нового закона о торговле поставщики потеряют в рентабельности, а продукция в качестве

С 1 января 2017 года все торговые сети в России должны начать работать по новым договорам с производителями товаров, гласит обновленный закон о торговле. По задумке авторов за счет сокращения платежей за услуги сбыта поставщики смогут направить больше средств на свое развитие. Однако по факту в сложной ситуации оказались все участники рынка. Торговые сети, а только они могут гарантировать продажу больших партий товара, намерены компенсировать "отпавшие" платежи за счет маржи поставщиков.

Барнаульцы. Потребители.
Барнаульцы. Потребители.
Анна Зайкова

Закон начнет работать уже через две недели, а эксперты не могут однозначно ответить на вопрос, как это отразится на конечном потребителе и сможет ли утром 1 января покупатель найти в магазине привычный набор товаров по вчерашней цене. Эту и другие проблемы отрасли обсуждали на III Сибирском форуме "Ретейл будущего: что менять сегодня, чтобы расти завтра" (состоялся в конце ноября в Новосибирске).

Не до капризов

Закон о торговле призван урегулировать отношения между поставщиками и ретейлерами. Новая редакция касается бонусов и отсрочки по оплате за поставленный товар. Сейчас сети имеют право брать с поставщиков 10% от суммы поставки. Кроме того, продавцам оплачивают подготовку товара к выкладке, упаковку, логистику и другие услуги.

С нового года обновленный закон сводит все отношения между ретейлером и производителем к 5% от суммы поставки. Вознаграждения рассчитываются от стоимости товара без учета НДС или акциза. В законе также приведен список услуг, за которые сети не имеют права брать дополнительные деньги, причем он открыт. Изменились и условия оплаты. Если срок годности продукции больше месяца, деньги за нее ретейлер должен перечислить поставщику не позднее чем через 40 дней (раньше 45 дней), если менее 10 дней — не позднее восьми рабочих дней и т. д.

Юрий Борисов,
директор по развитию Ассоциации компаний розничной торговли:

Очень жаль, что законотворцы не учли опыт США и Европы, где уже несколько десятилетий пытаются регулировать работу сетей: сдерживать их рост, чтобы дать возможность работать малому и среднему бизнесу. Практика показывает, что ужесточения приводят к укрупнению ретейла за счет слияния компаний. Другой эффект — ухудшение положения поставщиков.

Обновленный российский закон, по его мнению, не исключение.

Юрий Борисов,
директор по развитию Ассоциации компаний розничной торговли:

Крупные торговые сети представляют 20% от всего торгового оборота в стране. Это немного. При такой низкой конкуренции среди сетей говорить, что условия для поставщиков станут гораздо лучше, не приходится

Эксперт имеет в виду, что производитель в поисках возможности продавать крупными партиями имеет не такой уж большой выбор, позволить себе капризничать он не может.

Юрий Борисов,
директор по развитию Ассоциации компаний розничной торговли:

Другая сторона медали: а кто сказал, что производитель начнет вкладывать деньги в свое развитие?

В Барнауле открыли первый на Алтае магазин торговой сети "Ашан". 29 июня 2015 года.
Анна Зайкова

Все бонусы перейдут в цену

Сети испытали шок от законодательных новелл, но он далеко не первый в их истории. Отпущенные законом полгода потрачены на создание легитимных схем, которые позволят участникам рынка остаться при своих интересах. Некоторые из них забраковали.

Так, в сентябре РБК писал, что одна из торговых сетей обратилась к благотворительному фонду с предложением оказать помощь в виде безвозмездной передачи подарочных карт на сумму 1 млн рублей. При этом в действительности карты приобретались у ретейлера на средства группы производителей, которые в договоре никак не фигурировали. Переговорщик пояснил фонду, что карты возвращаются в магазин, а фонд за посреднические услуги оставил бы себе 10% от указанной суммы.

Другой вариант — с предварительного согласия поставщиков обложить их штрафами "за каждый чих". Так, по данным экспертов новосибирского форума, планирует поступить краснодарская компания "Тандер", представляющая сеть магазинов "Магнит".

Однако все это полумеры, считает Юрий Никитин, генеральный директор торговой сети "Аникс". Они хороши разве что для разового решения проблемы. Для постоянного же использования нужны более надежные схемы, которые не вызовут вопросов у контролирующих органов. Схема такая найдена благодаря активному диалогу крупных поставщиков и сетей.

Юрий Никитин,
генеральный директор торговой сети "Аникс":

Сейчас все бонусы переводят в цену товара. И переводят их абсолютно все, оставляя разрешенные 5% как рычаг, чтобы можно было что-то отрегулировать.

Барнаульцы. Потребители.
Барнаульцы. Потребители.
Анна Зайкова

Без согласия согласны

Выбранная стратегия согласована с крупными поставщиками, которые не могут позволить себе уйти из сетей. Мелким и средним приходится соглашаться на предложенные условия или прекращать сотрудничество с сетью. Маргарита Скрипченко, начальник отдела продаж компании "Тортуга", рассказала altapress.ru, что для поставщиков мало что изменилось. Сети не отказываются от своих премий, обычно уменьшается закупочная стоимость товара. Нагрузка легла на маржу производителя.

Маргарита Скрипченко,
начальник отдела продаж компании "Тортуга":

Практически все договоры сегодня перезаключены. Так как мы заинтересованы друг в друге, пытаемся находить компромиссы с закупщиками. Некоторые товары приходится снимать с производства, проводить ротацию ассортимента. Реальность такова, что сегодня более, чем когда-либо, нужно просчитывать эффективность своих затрат и работы в целом.

Поставщику повезло, если речь идет только о 5% комиссии, но порой наценка доходит до 12%. В течение будущего года, признают эксперты, производителям придется пересмотреть свой ассортимент и рецептуру продукции, чтобы оставить наиболее рентабельные позиции.

О том, что новые условия сотрудничества производителей и ретейла могут привести к смене ассортимента товаров на полке, говорит и Александр Терновой, председатель совета директоров АПГ "Алтайские закрома".

Александр Терновой,
председатель совета директоров АПГ "Алтайские закрома":

Я настроен к конструктивному диалогу с сетями, но предложения о сотрудничестве должны быть сведены к одному определяющему для производителя показателю. Его рентабельность не может упасть ниже 10%. Потому что 7,8% от цены товара — это те налоги, которые мы платим. У нас должна оставаться прибыль, чтобы производство продолжило работать.

У "Алтайских закромов" есть опыт, когда требования ретейлера снизили рентабельность производства пряников ниже критичной отметки 10%. Предприятие закрыло цех и уволило 120 человек. Сеть заменила эти пряники продукцией других поставщиков, но она спросом не пользовалась. Поэтому сотрудничество с АПГ возобновили. Однако Терновой опасается, что такой опыт может не прижиться. Чтобы выполнить новые требования закона, поставщик будет вынужден искать способ снизить себестоимость товара, и, скорее всего, это произойдет в ущерб его качеству. Другого способа достичь результата эксперт не видит.

Александр Терновой,
председатель совета директоров АПГ "Алтайские закрома":

Закон о торговле — нерабочий. Рабочим может быть только тот документ, который опирается на законы экономики. Например, если сеть будет рассчитываться с производителем товара по факту его продажи. Отследить реализацию каждого пакета пряников или булки сейчас очень просто. Кассы считывают штрих-коды, а IT-отдел легко напишет программу, которая будет формировать нужные отчеты. Тогда мы получим больше оборотных средств, а не будем безвозмездно кредитовать сети. Все будет честно.

Причем такой подход выгоден и самим сетям, если речь идет о товаре с большим сроком годности, который реализуют несколько месяцев.

Александр Терновой,
председатель совета директоров АПГ "Алтайские закрома":

Так ретейлу не придется рассчитываться за то, что еще не продано.

Магазин.
kianews.com.ua

Что будет

Производители продолжат сотрудничество с крупными сетями. Самостоятельно заниматься реализацией товара они не настроены — чаще всего мономагазины нерентабельны. В условиях растущей экономики их использовали как маркетинговый инструмент для продвижения марки. Сейчас это непозволительная роскошь. Так, в 2016 году "Тортуга" закрыла 7 из 10 своих фирменных магазинов. "Алтайские закрома" используют собственные торговые точки, только чтобы приучить потребителя к качеству своей продукции — тогда он будет искать ее на полках сетей.

На отпускной стоимости товара поправки к закону о торговле напрямую не отразятся, считает Елена Бойко, финансовый директор "Новых торговых систем" (представляет в Барнауле "Бахетле"). "Повышение цены не произойдет, потому что на рынке есть конкуренция за потребителя. Мы не можем поднимать стоимость товара", — заявила она altapress.ru. Однако Юрий Никитин говорит, что ожидает колебания цен.

Юрий Никитин,
генеральный директор торговой сети "Аникс":

Я думаю, что будущее ретейла основано на создании саморегулируемых организаций между производителями, поставщиками и розницей. Такой тандем будет хорошо справляться с задачей регулирования цен на рынке/

Факт

За нарушение новых пунктов закона о торговле предусмотрены штрафы. Должностных лиц будут штрафовать на 20–50 тыс. рублей, а юрлиц — на 1–5 млн рублей, за повторное нарушение — дисквалификация.

Цифра

Из-за нового закона поставщики потеряют до 12% своей маржи.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость