Экономика

Спасут ли миллиарды правительства кредитные обязательства?

Три месяца просрочки, годовалый ребенок, неработающий муж и десять тысяч месячного дохода– таковы реалии кризиса для тридцатидвухлетней жительницы Барнаула Ольги Савеловой. Мужа в начале осени сократили в строительной фирме, у самой Ольги – она зарабатывает дизайном – в октябре ушли основные клиенты. Нынешнего месячного заработка едва хватает на текущие расходы – о ежемесячном платеже банку в десять тысяч рублей теперь не идет и речи.

Даже самые дисциплинированные заемщики окажутся в крайне трудном положении.
Даже самые дисциплинированные заемщики окажутся в крайне трудном положении.
Олег Богданов

– Каждое утро с ужасом гадаем, кто придет первым – служба безопасности банка или приставы с описью, – грустно шутит Ольга.

Надежда теперь только на государство, которое в лице премьера Владимира Путин пообещало защитить проблемных заемщиков от банков.

Просрочка растет

Власти публично признали наличие проблемы на удивление вовремя. Растущая безработица и сокращение зарплат могут вылиться в вал неплатежей по кредитам уже в первых месяцах нового года. Промедление с мерами смерти подобно, предупреждает специалист по сбору долгов Роман Майзенгер, управляющий группы компаний "ЮСБ-Алтай". Коллекторы знают, о чем говорят: с начала кризиса количество обращений к ним увеличилось почти на 50%.

Официальная статистика с данными о просрочке по кредитам физических лиц пока не выглядит ужасающей. По данным Центробанка, в октябре просроченная задолженность физлиц в Алтайском крае выросла незначительно, а в ноябре и вовсе упала примерно с 863,4 млн. рублей до 704,3 млн.

Но российские банки уже бьют тревогу о росте просрочки. По данным газеты "Коммерсантъ", в ноябре объем просроченной задолженности по кредитам, выданным крупными российскими банками, поднялся на 5,7%.

Татьяна Жаркова,
директор департамента розничного бизнеса "КМБ Банка":

Уровень просрочки немного увеличился. Основная причина в том, что заемщики начали терять работу либо их доход существенно снизился.

Основную долю в просрочках занимает ипотека. Так, на днях данные по просроченной задолженности в регионах на 1 ноября опубликовало Федеральное агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК): доля просрочки в общем кредитном портфеле банков составила 6,5%. И, видимо, нынешние цифры не предел.

Проект спасения

Прежний общественный договор "мы даем вам зарабатывать, вы не лезете в политику" больше не действует. Заклинания, что все у нас хорошо, вчерашнему среднему классу рассчитаться за кредит тоже не помогут.

Успокоить людей сможет только реальная помощь. А она обещана неслыханная – только на поддержку ипотечного кредитования в следущем году будет выделен 531 млрд. рублей. Часть этих денег пойдет на помощь заемщикам, которые не могут расплатиться по полученным кредитам.

Воспользоваться госпомощью смогут те ипотечные заемщики, кто попал под сокращение или будет получать урезанную зарплату.

Для получения помощи понадобятся выписка из трудовой книжки, заверенная бывшим работодателем, и договор о постановке на учет на бирже труда. Без справки с биржи на госпомощь можно не рассчитывать.

Тем, кому сократили зарплату, необходимо предоставить справку 2-НДФЛ для подтверждения уменьшения доходов. При урезании зарплаты какую-то часть кредита будет погашать заемщик, а оставшуюся обещает взять на себя АИЖК.

Помочь обещают не только обладателям больших ипотечных кредитов, но и таким, как Ольга Савелова. Люди, имеющие небольшие потребитель­ские кредиты (5000–10 000 руб.), должны получить право отсрочки на полгода. При этом проценты на срок замораживания платежей начисляться не должны.

Всем не простят

Однако официально утвержденных проектов спасения еще нет, деньги на спасение пока не выданы.

– Эффективность мер можно будет оценить в полной мере после их принятия в виде кон­кретных документов, описывающих подробно условия оказания помощи заемщикам и банкам, поскольку сейчас обнародована слишком общая информация, – уверена Татьяна Жаркова.

Идеи правительства благие, весь вопрос в том, как они будут реализованы, соглашается Роман Майзенгер.

– Вся надежда на то, что схема будет четкой, но у правительства объективно слишком мало времени для того, чтобы идеально отработать схему, – считает он.

Валерий Сморгун, гендиректор Алтайской ипотечной корпорации, в конце прошлой недели вернулся из Москвы, где проходила всероссийская конференция по вопросам ипотечного кредитования, на ней обсуждалась проблема просрочек. По словам руководителя, более конкретные планы по поддержке заемщиков станут известны только после новогодних праздников. Но уже сейчас ясно, что помогать будут не только клиентам федерального агентства, но и тем заемщикам, которые взяли кредит по стандартам коммерческого банка.

Ясно и то, что помощь – не значит "прощение".

– Программа помощи предусматривает лишь временную отсрочку платежей, – говорит Сморгун. – Пусть через год, но платить придется, в том числе и за год "простоя". А рассчитывать на то, что оплату кредита полностью возьмет на себя государство, в нынешней ситуации вряд ли стоит. 

Вторая волна

Доходы и финансовая стабильность заемщиков в Алтай­ском крае и до кризиса были не самыми лучшими. Наш регион стабильно входил в десятку лидеров по числу неплатежей. Теперь, когда на предприятиях начались сокращения, потеря работы даже одним из членов семьи может привести к неспособности рассчитаться по кредиту.

– Большинство семей за ипотеку рассчитывались по схеме: зарплата супруги идет на погашение кредита, зарплата супруга – на прочие расходы, – рассказывает Роман Майзенгер. – Теперь многие даже самые дисциплинированные заемщики окажутся в крайне трудном положении.

По всем прогнозам, волна неплатежей даст о себе знать в первые месяцы 2009 года. Во-первых, именно в январе произойдут фактические сокращения, о которых говорили осенью. Во-вторых, в организациях начнут исполняться бюджеты на новый год. Во многих из них в связи с кризисом пересмотрены размеры вознаграждений сотрудникам.

– К нам уже начали обращаться заемщики, которым работодатели объявили о снижении дохода или увольнении с 1 января 2009 года, – рассказывает Татьяна Жаркова.

Наконец, должны кончиться ресурсы у тех, кого уволили в течение осени. Большинство семей искали альтернативные варианты – использовали собственные небольшие накопления, перезанимали у друзей и родственников, при этом параллельно пытались найти работу. Удалось это немногим – вакансий на рынке труда гораздо меньше, чем соискателей.

– Перезанимать без конца невозможно: те, кто так и не нашел работу, после нового года будут вынуждены объявить себя неплатежеспособными, – считает Майзенгер. 

Роман Майзенгер,
управляющий группы компаний "ЮСБ-Алтай":

Для тех заемщиков, которые имеют задолженности, банки будут использовать все возможные ресурсы для того, чтобы эту задолженность взыскать. Должникам придется много и плотно общаться с коллекторами, службами безопасности банков. Возрастет число исков, переданных в суд, и, соответственно, сколько будет исков, столько и будет дел, выигранных именно кредиторами, – потому что в таких судебных разбирательствах закон на 100% встает на сторону банков и ипотечных операторов.

Справка

531 миллиард рублей выделит государство в 2009 году на поддержку ипотечного жилищного кредитования в России. Из них 295 миллиардов направят через АИЖК, остальные деньги – через Сбербанк и ВТБ. 

8 (495) 660-55-40 – телефон горячей линии для заемщиков, организованной Федеральным агентством по ипотечному жилищному кредитованию. По этому телефону можно рассказать о своей проблеме с кредитом и получить бесплатную консультацию.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость