Образование

Как многолетняя медицинская разработка превратилась в инновационный бизнес

Можно всю жизнь работать на лекарства, а можно сделать так, чтобы лекарства всю жизнь работали на вас. Для этого необходима эффективная научно-медицинская разработка, которая могла бы перерасти в инновационный проект. А если еще найти деньги на start-up, то получится малый бизнес. Именно так все и вышло у научно-производственной компании "Карбоник".

Андрей Беспалов и Николай Якушев, компания "Карбоник".
Андрей Беспалов и Николай Якушев, компания "Карбоник".
Анна Зайкова

На прошлой неделе я направился в Алтайский государственный медицинский университет на интервью с разработчиками аппарата "Карбоник". А попал на лекцию для спортсменов, тренеров и спортивных врачей. В аудитории собрались представители командных и индивидуальных видов спорта, которых заинтересовали уникальные возможности дыхательного тренажера. В течение часа они внимательно слушали авторов инновации — доктора медицинских наук, профессора Владимира КУЛИКОВА, кандидата медицинских наук, доцента Андрея БЕСПАЛОВАи научного сотрудника Николая ЯКУШЕВА. Все вместе они представляли НПК "Карбоник" и вот что рассказали.

О2 и СО2

Идея "Карбоника" возникла примерно 15 лет назад. Она заключалась в том, что разработчики решили исследовать уникальные свойства гипоксии и гиперкапнии. С одной стороны, гипоксия связана с дефицитом кислорода, которая возникает при заболеваниях дыхательной, сердечно-сосудистой системы, при нахождении в условиях высокогорья и т. д. С другой стороны, гиперкапния характеризуется избыточным содержанием в организме углекислого газа. Это могут быть, например, различные экстремальные ситуации в организме, связанные с нарушением дыхания и кровоснабжения, в том числе клиническая смерть. На первый взгляд все перечисленные факторы вредны для человека. Но гиперкапния играет исключительную роль в нашем организме: она является основным регулятором дыхания, кровообращения, тонуса сосудов и т. д.

"Мы сделали предположение, что при сочетании гипоксии и гиперкапнии можно достичь определенного эффекта, — говорят авторы инновации. — Это позволит повысить защитные функции организма и отрегулировать систему кровообращения".

Однако вся проблема заключалась в том, как соединить гипоксию и гиперкапнию? В обычной жизни это можно сделать. Например, забраться высоко в горы, залезть там с головой под одеяло и дышать-дышать. Или побегать в противогазе — эффект будет примерно тот же самый. Но для медицины такое решение, разумеется, не подходило. Потому что важно не только сочетание двух компонентов (гиперкапническая гипоксия), но еще и правильное дозирование углекислого газа и кислорода при дыхании.

Решение оказалось следующим: создать емкость, внутри которой находится ячеистая структура, выполненная из множества параллельно расположенных каналов. В конце всех трубок располагается специальная подвижная заслонка, далее добавляется специальная трубка для осуществления дыхания пациента и отключается дыхание через нос с помощью специального зажима. Во время дыхания через устройство выдыхаемый воздух проходит через прибор и уходит в атмосферу. Но благодаря ячеистой структуре последняя порция выдыхаемого воздуха, где содержится много углекислого газа и мало кислорода, задерживается в ней. Во время вдоха через прибор человек вдыхает как раз ту самую ранее задержанную порцию, и в это время в организме начинает накапливаться углекислый газ и понижаться содержание кислорода, — возникает гиперкапническая гипоксия.

Так появился аппарат "Карбоник", который сегодня существует в двух вариантах — дыхательный тренажер для массового использования и лечебно-диагностический комплекс для углубленного стационарного лечения. Первые испытания дали феноменальные результаты при лечении и профилактике инсульта, ишемической болезни сердца, гипертонии и т. д. К примеру, дыхательные тренировки для больных, перенесших инсульт, привели к тому, что у пациентов происходило невероятное для неврологии восстановление подвижности сил и мышц. Три недели тренировок усилили устойчивость мозга к недостатку притока крови (ишемии) в три раза! Вскоре было доказано влияние удивительного сочетания гипоксии и гиперкапнии на лечение и профилактику инсульта, инфаркта миокарда, артериальную гипертонию на ранних стадиях и т. д.

Чуть позже дыхательным тренажером заинтересовались и профессиональные спортсмены — члены олимпийских сборных команд России по фристайлу и биатлону. Однажды они приехали на сборы в Белокуриху, где им показали "Карбоник". Врачи команд установили, что дыхательный тренажер может быть эффективным для адаптации спортсмена к стартам в условиях высокогорья. Кроме того, он весьма полезен при необходимости ускоренного восстановления организма, истощенного изнурительными соревнованиями. С тех пор началось сотрудничество алтайских медиков с большим спортом.

Типичный микробизнес

После окончания лекции профессор Куликов ответил на вопросы.

— Владимир Павлович, что все-таки было в начале вашего проекта? Если я правильно понимаю, сначала был изобретен дыхательный аппарат "Карбоник", а потом уже появилась фирма с одноименным названием.

— И так, и не совсем так. Сначала у нас действительно была только научная идея, в основе которой лежала медицинская тематика. Но когда мы получили первые положительные результаты исследований, то задумались об эффективности проекта, о его реализации в практической плоскости. Это можно было сделать только путем перехода от научной разработки к стадии промышленного производства, то есть к бизнес-проекту. Поэтому мы стали искать инвестора. И наши попытки довольно быстро увенчались успехом. В 2007 году мы подали заявку в Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который более известен как Фонд Бортника. Она была одобрена, и из фонда нам выделили 5 млн. рублей. Одним из условий получения денежных средств являлось то, что разработчики должны были быть учредителями предприятия. Поэтому мы зарегистрировали научно-производственную компанию, которую назвали "Карбоник".

— А откуда возникло такое название?

— От слова "карбон", которое обозначает углерод. Благодаря этому в названии подчеркивается способность нашего аппарата создавать в организме человека повышенную концентрацию углекислого газа. Над выбором названия нам пришлось подумать. У нас уже был определенный опыт в этом направлении, когда мы патентовали различные составляющие компоненты "Карбоника". И для того чтобы, условно говоря, не нарваться на зарегистрированную марку, мы почти ночь провели на сайте НИИ промышленного патентования собственности. В итоге сегодня "Карбоник" — зарегистрированная торговая марка. И только позже мы узнали о том, что с "карбоном" связаны определенные легенды. О таинственном замке Карбоник, где по преданию находится священная чаша Грааль, и т. д.

— Помощь фонда — ключевой этап в реализации проекта?

— Да, для нас, ученых АлтГМУ, это была настоящая удача. Полученные инвестиции пошли на доработку дыхательного тренажера и лечебно-диагностического комплекса. А чуть позже мы нашли и соинвестора проекта, которым стала компания "Хелми". Сегодня она взяла на себя затраты на маркетинг и рекламу.

Вообще, прибегнуть к помощи какого-либо фонда — это нормальный путь развития любого инновационного бизнеса. Можно выигрывать конкурсы, можно искать гранты. У нас, кстати, при реализации проекта использовалось еще несколько дополнительных грантов, полученных на проведение ряда научных исследований. Мы выигрывали гранты Российского фонда фундаментальных исследований, иностранного фонда им. Гедеона Рихтера. Также мы получали поддержку Алтайского научного образовательного комплекса. Это был грант в размере 300 тыс. рублей. И был грант от мэрии Барнаула в размере 30 тыс. рублей. Ключевую роль в осуществлении проекта, конечно же, сыграл фонд. Но и все остальные средства были важны, поскольку они положительно влияли на реализацию проекта.

— Деньги фонда — это такой своеобразный start-up?

— Конечно, и это была очень хорошая сумма для start-up. Причем никаких обязательств или требований к нам фонд не предъявил. Риск был, условно говоря, чуть ли не стопроцентным. Могло что-то получиться из нашей затеи, а могло и не получиться. Но у нас получилось, и в итоге мы довели разработку до стадии коммерциализации.

— Когда началась эта стадия и в чем она заключается?

— Если говорить о первом образце дыхательного тренажера "Карбоник", то он был получен нами в начале прошлого года. А первая партия выпущена в ноябре прошлого года. Сегодня этап коммерциализации заключается в том, что формируется сбытовая сеть, подписываются договоры с дилерами, находятся партнеры в различных регионах страны, определяется система бонусов и скидок.

— И как рынок и потребитель приняли ваш тренажер?

— В целом неплохо. Огромное значение имела выставка в Москве, где мы получили золотую медаль. После этого интересующихся "Карбоником" стала значительно больше. Причем на выставке отметили не только саму разработку, но и яркую коробочную упаковку, и наш сайт. Сегодня продажи "Карбоника" в Екатеринбурге или Уфе идут хорошо, а в том же Санкт-Петербурге — не очень. Но это нормально. Построение дилерской сети требует времени и определенных затрат. Наша цель — к концу 2010 года за счет правильной организации продаж достичь первой минимальной точки окупаемости проекта.

— То, что вы сразу стали участвовать в многочисленных инновационных конкурсах, являлось одним их элементов стратегии по выводу продукта на рынок?

— Сложно сказать. На самом деле мы не ставили перед собой задачу непременно участвовать во всех конкурсах или выставках. Жесткой установки не было. В каких-то конкурсах мы участвовали, потому что нас туда активно приглашали, от каких-то отказывались. Но при этом мы отдавали себе отчет в том, что каждое участие в подобном конкурсе — это продвижение. И для коммерциализации проекта весьма важное. Поэтому готовились к ним серьезно.

— Где сегодня производится "Карбоник"?

— Сборочное производство открыто в Барнауле. А различные узлы и детали аппарата изготавливаются в нескольких регионах страны. При этом сама сборка одного "Карбоника" занимает не более 20 минут.

— Сколько человек работает в компании?

— Около 10. У нас типичный инновационный микробизнес.

— У вас уже были какие-то контакты с иностранными компаниями по поводу "Карбоника"? Может быть, они помогли бы вам быстрее запустить проект?

— Интерес к нам есть, отрицать не стану. Но до реализации каких-то совместных планов еще далеко. Идет стадия знакомства. Скажем, одна из перспектив нашего развития заключается опять-таки в получении гранта с последующей локализацией производства в Швейцарии. Другие предложения связаны с сертификацией аппарата в Словении и Германии. Есть вариант организации частичного производства "Карбоника" в Израиле. Но мы пока не придаем поиску иностранного инвестора первостепенное значение. Для нас главная цель — достигнуть устойчивого уровня продаж в России. После этого мы пойдем на рынок СНГ, для чего нам потребуется получение международного сертификата качества ISO. А дальше посмотрим.

— У "Карбоника" есть аналоги?

— Не совсем. Например, возьмем аппарат Фролова. Он предназначен для создания определенного сопротивления при дыхании, чтобы у пациента в этот момент шла тренировка легких, их расширение. Есть другие аппараты, которые создают только гипоксию. Но стопроцентных аналогов "Карбонику" ни в России, ни за рубежом нет. Мы это точно знаем — проверяли.

— Если не секрет, куда вы будете поставлять более сложные комплексы?

— Прежде всего в лечебные учреждения. Там в них нуждаются лаборатории функциональной и ультразвуковой диагностики. Комплекс может потребоваться для более точной оценки мозгового крово­обращения. Далее идут реабилитационные структуры. Это могут быть восстановительные медцентры или санатории. Но я хочу отметить, что пока для нас важнее распространение аппарата среди населения. В больницах все происходит консервативно и долго. Заставить врача применить аппарат, с которым он плохо знаком или в который не очень-то верит, — задача сложная, почти невозможная. А вот когда пациенты будут приходить к врачу со словами: "Посмотрите, какого эффекта я добился с помощью "Карбоника", то тогда на тренажер обратят внимание. И уже врач свяжется с нами и скажет: "А что можно еще сделать?"

— Часто говорят о том, что инновации нуждаются в особой заботе. Поддержку со стороны краевых властей вы получаете?

— Получаем. Она заключается в том, что администрация активно предлагает нам участие в различных выставках, конкурсах и т. д. Часть затрат при этом она берет на себя. Кроме того, мы попали в реестр приоритетных инновационных проектов Алтайского края, и нашей компании была предоставлена льгота по налогу на прибыль. Поэтому поддержку мы чувствуем. Она вполне адекватная, и хочется поблагодарить за это краевую власть.

Уже признали

В 2009 году компания "Карбоник" получила в Москве золотую медаль конкурса "Дни малого и среднего бизнеса России" за лучший инновационный проект в области медицины. В том же году она стала лауреатом конкурса "УМНИК-2009" и получила финансовую поддержку на выполнение НИОКР в течение двух лет. Затем "Карбоник" вошел в число финалистов конкурса "Бизнес Инновационных Технологий в Сибири-2009".

Но главное достижение у компании было впереди. В этом году "Карбоник" вышел в число финалистов "Конкурса русских инноваций-2009", который при поддержке ряда министерств РФ проводит журнал "Эксперт". Причем изначально на конкурс было заявлено 550 проектов, во второй тур отобрали 77, а в финал вышли всего 25. Проект "Карбоника" попал в один ряд с уникальными инновационными разработками НПО "Сатурн", Федерального центра крови и эндокринологии им. Алмазова, Объединенного института ядерных исследований и т. д.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость