Образование

Возвращение "Бионика". В содружестве с учеными крестьяне могут вернуть Алтаю статус житницы страны

Странная ситуация складывается на Алтае. Руководство края стремится любыми способами привлечь в его экономику инвестиции, однако эти усилия не касаются ведущих отраслей производства. В житнице инвестиции идут прежде всего на туристско-рекреационную и игорную зоны.

Развивающаяся индустрия досуга, безусловно, хорошо, но мало. Прежде всего потому, что этот скороспелый бизнес не сможет обеспечить рабочие места более чем миллиону сельских жителей. В традиционно аграрном крае такая задача по плечу только сельскохозяйственному производству.

Если государство может найти миллиарды рублей на развитие игорной зоны, значит, оно может найти те же самые миллиарды и на поддержку аграрного сектора. А чтобы деньги не уходили в песок, их следует вкладывать в наукоемкие производства. И главное - не упустить момент. Иначе можно опоздать на годы. Или на целую жизнь.

Невостребованное чудо

В начале 1990-х годов сотрудники одного из дочерних предприятий научного холдинга ФНПЦ "Алтай" в Бийске изобрели способ управлять свойствами растений. Результата, на который у селекционеров уходили десятилетия, чародеи из АОЗТ "Интал-Орг" ("Интеллектуальные технологии Алтая") добивались на своих опытных делянках в течение одного-двух полевых сезонов, а то и попросту творили невероятное. "Хотим, чтобы пшеница выросла под два метра, имела крупные зерновки, а ее колос повторял рисунок кукурузного соцветия!" - говорили они себе или: "Хотим, чтобы огурцы, сорванные с грядки в июле, хранились до Нового года без холодильника!" - и все у них получалось. Но главное, в три-пять раз увеличивалась урожайность необычных растений.

Прибор "Бионик", с помощью которого творились названные чудеса, был симбиозом ящика факира и машины времени. В качестве волшебной палочки выступали токи сверхвысокой частоты (СВЧ). Они переносили свойства семян одних растений на проростки других…

Одобрительную оценку исследованиям бийчан дал в ту пору руководитель Алтайского селекционного центра Владимир Янченко. "Данное направление представляет научный и практический интерес для сельскохозяйственного производства" - такова его резолюция на отчете "Интал-Орга" об облучении пшеницы "Алтайская-50" озимой рожью, овса "Корифей" ячменем и огурца тыквой после осмотра результатов опытов 13 августа 1996 года.

Усовершенствовав технологию, бийчане создали опытный промышленный образец "Бионика", с помощью которого намеревались совершить революцию в алтайском земледелии. Изготовив пять-шесть таких установок, можно было, по расчетам ученых, за пять-десять лет обеспечить край семенами высокоурожайных засухо- и морозоустойчивых сельскохозяйственных культур с коротким вегетационным периодом. Для этого требовались две вещи: административный риск и деньги. Ни того, ни другого в те поры на Алтае не нашлось.

Руководитель "Интал-Орга" военный инженер-ракетчик Борис Котов добрался со своим детищем до Москвы, до приемной министра сельского хозяйства, коим в то время по счастливому стечению обстоятельств был алтайский выдвиженец, недавний руководитель краевого Агропрома Александр Назарчук. Александр Григорьевич впечатлился масштабами задуманного, преисполнился ответственностью и помог бийчанам "выбить" из госказны 180 млн. рублей на тиражирование и внедрение их детища. Однако министерские клерки, которым следовало принести деньги Котову на блюдечке с голубой каемочкой, запросили "за труды" почти половину. Котов делиться отказался, потому что понимал: после такой акции денег на внедрение изобретения не хватит, а ему самому за разбазаривание средств прямая дорога в тюрьму.

Без финансирования "Бионик" зачах и потихоньку умер. Чудодеи поначалу "клепали" его деток - небольшие приборы для направленной обработки семян на садово-огородных участках, похожие на лампы Аладдина, и продавали населению, а потом, поняв, что чудом на жизнь не заработаешь, разбрелись по разным конторам и конторкам.

Эстафета поколений

В 1996 году, борясь за внедрение "Бионика" на Алтае, я опубликовала в "СК" цикл материалов, посвященный деятельности "Интал-Орга". Практики скептически отмолчались. Откликнулись ученые госуниверситета, работавшие над повышением урожайности и выносливости растений с помощью лазерного воздействия, и какого-то небольшого ООО, изучающего информационные поля растений. И вот на прошлой неделе, присутствуя на заседании совета Алтайского регионального общественного фонда содействия развитию науки, инноваций, технологий (фонд науки "Анита"), я узнала, что работы в обоих направлениях продолжаются.

С большим интересом и одобрением было выслушано выступление директора ООО "Инновации. Таланты. Активы" Анатолия Мажника (это он звонил мне десять лет назад с просьбой вывести на Котова). Но вот что досадно: все наработки коллектива, хотя Анатолий Павлович не скрывал преемственности идей бийчан в научном поиске возглавляемого им коллектива , воспринимались присутствовавшими на заседании руководителями-аграриями как откровение. Следовательно, путь к внедрению снова с чистого листа, с завоевания признания и заинтересованности краевых чиновников? И снова они будут смотреть на инновацию для аграрного сектора во втором поколении как на нечто из области фантастики и отдавать предпочтение в сельской глубинке городу Зеро?

Есть из чего выбирать

На прошлой неделе в Барнауле состоялось сразу два научных форума, направленных на поддержку сельскохозяйственного производства. Спустя два дня после заседания совета фонда "Анита" представителей почти всех регионов России и семи зарубежных государств в Алтайском государственном аграрном университете собрала II международная научно-практическая конференция "Аграрная наука сельскому хозяйству".

Ученые, практики, чиновники говорили о новых подходах в аграрной отрасли, инновационных технологиях для сельского хозяйства. Хозяева похвастались перед гостями уникальными методиками производства сыров и биотоплива, утилизации токсичных отходов, лазерной и информационной обработки семян, значительно повышающей урожайность сельхозкультур, энергоустановками, способными превращать отходы полей и ферм в электричество, тепло и холод.

Казалось бы, идей и разработок у нас море. Чего еще желать? Смычки науки с производством. Только тогда на деревенскую улицу придет инновационный праздник.

Как на рапсе заработать на пшеницу

За редким исключением научные достижения остаются невостребованными в аграрном секторе. Загнанным в тупик диспаритетом цен крестьянам нечем заплатить ученым. В силу своей традиционной консервативности сельское хозяйство более чем какая-либо другая отрасль российской экономики продолжает по инерции ждать указаний и денег сверху. И по той же инерции и у правительства руки до села доходят в последнюю очередь. Широко распахнув двери перед зарубежным товаропроизводителем, оно под корень подрубило отечественного. Направленная в последнее время на село поддержка в виде нацпроекта позволяет создать отдельные образцово-показательные объекты, но не решает проблему в целом. О финансировании государством современных научных разработок для аграрного сектора речи вообще нет. Если что и внедряется в последнее время, так это наработки давно прошедших лет. Взять хотя бы тот же трактор Т-250 на Алтае.

На заседании фонда науки "Анита" мысль о необходимости внедрения современных научных достижений повторялась неоднократно. Однако о путях достижения цели не было сказано ни слова ни учеными, ни практиками. Начальник Главного управления сельского хозяйства администрации края Иван Лоор выразил пожелание: вот если бы какой-то предприниматель создал предприятие по переработке рапса на биотопливо, крестьяне засеяли бы этой культурой не меньше 100 тыс. гектаров.

А почему бы не взглянуть на реализацию данного проекта под другим углом зрения: не поставок сырья, а самообеспечения аграрного сектора альтернативным топливом. Посредником между крестьянами и учеными при решении этой важной задачи могли бы стать чиновники-управленцы. Совместная работа позволила бы сократить зависимость села от госпоставок и ежегодного повышения цен на традиционное топливо, стать началом развития в крае новой перспективной отрасли, а со временем и возвращения к корням.

Чем прирастать?

Ведь как ни крути, туристские и игорные зоны, на которые сегодня делает большую ставку в поднятии экономики края алтайское руководство, при всей привлекательности, скороспелости и окупаемости индустрии досуга задачу занятости сельского населения не решат. А заработав на биотопливе, к которому проявляется повышенный интерес во всем мире, можно вернуться к выращиванию пшеницы. Не в Кулунде, где ее производство заведомо убыточно, а под Барнаулом, Алейском, Бийском, где можно получать гарантированные урожаи.

Впрочем, может быть, и в Кулунде, если на тамошнюю сильную пшеницу, обладающую способностью улучшать хлебопекарные качества муки, полученной из зерна менее качественной пшеницы, направленно воздействовать в плане повышения засухоустойчивости и урожайности.

И вообще аграрному краю нужен своеобразный реестр первостепенных задач, которые должны быть решены в сельском хозяйстве с помощью науки, с указанием самых фантастических путей достижения цели.

Еще недавно жил в России исследователь и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер (Альтов). В последние 40 лет своей жизни, вместо того чтобы писать увлекательные рассказы, он разрабатывал придуманную им теорию решения изобретательских задач – ТРИЗ. Теория Альтова помогла многим ученым найти практическое приложение своих сил, а не заниматься наукой вообще, а самому автору выйти из многих невероятно трудных жизненных обстоятельств. Однажды, находясь в Лефортовской тюрьме, Альтов придумал, как высыпаться перед ночными допросами. Максимум, что ему разрешалось днем - сидеть с открытыми глазами. И тогда он имитировал открытые глаза для охраны, подглядывающей в дверной "волчок", наклеив на веки два кусочка бумаги с нарисованными обгорелой спичкой зрачками.

ТРИЗ, классификация идей - это горючее для изобретателя, утверждал Альтов. И пояснял это на примере:

- Какое-то африканское племя выделывало горшки из глины, содержащей уран. Из поколения в поколение лепили горшки. Через руки этих людей прошло такое количество урана, что энергии - если бы ее удалось выделить - хватило бы на электрификацию половины африканского континента. Но племя видело в глине только обыкновенную глину...

Мне кажется, это про нас, про нашу сегодняшнюю ситуацию на Алтае. Мы почему-то перестали видеть в бескрайних алтайских просторах хлеб - главное горючее для жизни, а видим один пленэр.

Тамара ДМИТРИЕНКО.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость