Политика

"Неуд" хорошему человеку. Итоги работы администрации края по социально-экономическому развитию Алтайского края в 2004 году

Казалось бы, как можно быть недовольным работой губернатора? Реальные доходы населения в крае в 2004 году выросли на 8%, промышленное производство - на 3,4%, экспорт - почти в два раза. Почему же при таких успехах 46 депутатов крайсовета с самыми разными взглядами и социальным положением, а также 49 глав районов, каждый из которых зависит от краевого бюджета и, значит, от губернатора, поставили ему "неуд"?

Сам Михаил Евдокимов считает: все это - интриги старой "партхозэлиты", которая мстит ему, человеку, не связанному с номенклатурой, за победу на выборах. Однако опрос экспертов показывает: дела обстоят далеко не так просто.

Наследство

Новый губернатор получил от прежней власти тяжелое наследство. Долги предприятий ЖКХ - 7 млрд. руб., сельхозпредприятий - 2,5 млрд. Просроченная задолженность по зарплате приближалась к миллиарду. Плюс - сотни убыточных "колхозов" и неконкурентоспособных промпредприятий, да еще пара-­тройка темных историй, всплывших после смены власти и связанных с пропажей из краевого бюджета десятков миллионов рублей.

И хотя край в последние годы постепенно выворачивал на путь роста, соседние регионы все больше опережали Алтай, наше отставание по уровню инвестиций и технологий становилось все более заметным. Нужен был рывок к новому качеству роста, новой модели власти, на что, собственно, и надеялись многие из тех, кто голосовал за обновление. Надеялись и, думаю, понимали: здесь не то что за год - за годы не справишься. Однако опыт других губернаторов (например, Тверской области, см. журнал "Эксперт", № 3, 2005) показывает: за один год сформировать сплоченную команду, добиться понимания в обществе и внятно обозначить направления развития можно даже в регионе, не имеющем ни нефтяного месторождения, ни завода-автогиганта. Что из этого удалось сделать губернатору Алтая?

Губернатор и народ

То, что без обратной связи любая управленческая система работает неэффективно, - факт известный, отраженный во многих учебниках по управлению. И, казалось бы, открытый для всех шутник и балагур, который так хорошо знает народную жизнь и понимает сибирскую натуру умом и сердцем, сделает в администрации вечный "день открытых дверей", да и сам будет регулярно встречаться с народом, выясняя, чем он живет, и рассказывая, над чем работает власть. На первый взгляд нечто подобное и происходило. Вот губернатор на вертолете прилетает в зону затопления в районе Тальменки. Вот он выступает перед алтайскими промышленниками на бийском предприятии "Эвалар" или барнаульскими строителями в зале "СтройГаза". На протяжении всего года нам показывали, как он дарит простому механизатору из села Верх-Обское ключи от комбайна, презентует "скорые помощи" - подарок Уральской горно-металлургической компании.

В действительности задачу информирования людей и общения с народом заменили другой задачей - созданием имиджа. Почти все контакты с новой властью приватизировала группа приезжих политтехнологов (Тимур

Тайсаев, Илья Митькин и их помощники), видимо, уверенных в том, что они вправе решать, что скажет согражданам не только какой-нибудь пом или зам, но и губернатор. Им поставили задачу добиться избрания Михаила Сергеевича на второй срок, и в этом, похоже, им мешали не только журналисты, но иногда и сам губернатор. Поэтому редкие выходы главы администрации к прессе сопровождались тщательным подбором СМИ - чтобы журналисты, а через них и избиратели, не дай Бог, не услышали чего-нибудь не то.

Но последний письменный труд с их участием - доклад в "Алтайской правде" "О деятельности администрации края в 2004 году" (от 31 марта) вряд ли будет способствовать решению поставленной задачи. В текст тонко вплетены результаты работы прежней администрации и успехи независимых от администрации предприятий и граждан - так, чтобы неопытный читатель не отделил их от реальных дел команды Евдокимова. "Суриков погорел на том, что приукрашивал свою деятельность, на этом же погорит и Евдокимов", - уверен один из экспертов "СК".

Губернатор и его команда

Предполагали, что на помощь Евдокимову, не искушенному в управленческой науке, придут новые люди, не связанные, как и он, с номенклатурой и потому способные мыслить и организовывать дела так, как того требует время.

Реально к власти пришли "группировки" - представители разных регионов. Они и вправду не связаны с номенклатурой, но о команде единомышленников и эффективной организационной работе говорить не приходится. "Одна группировка следит за другой, ни одно начинание не доводится до конца, каждый чиновник работает так, чтобы отказать", - поясняет нынешний стиль работы краевой власти один из экспертов "СК", пожелавший остаться неизвестным. По его словам, для того чтобы заверить документ 10 подписями, требуется как минимум полтора месяца, потому что каждый чиновник требует по три дня на подпись. А если кто-то в середине цепочки откажет? Собираем по новой.

Столь "высокий" уровень организации привел к тому, что в 2005 году краевые льготники получили "в одном флаконе" отмену бесплатного проезда и двойной рост тарифов на ЖКХ.

Тем не менее, не проработав и года, новая команда подняла себе зарплату. Решение это после некоторой кокетливой паузы поддержал и сам Михаил Евдокимов. Поначалу предполагалось, что будет проведено сокращение штатов, уволены некомпетентные работники и на конкурсной основе приняты профессионалы. Но никого не сократили, хотя разговоры о конкурсном подборе кадров ведутся полгода и, к счастью, редкие профессионалы в администрацию края все-таки приходят.

Раздоры, разборки, слежка друг за другом... В этой ситуации сами члены новой команды один за другим проголосовали за эту кадровую политику "ногами", уходя, порой даже не передав дела преемнику. И пряник в виде большой зарплаты их не удержал. Ушли не только одиозные личности из команды Евдокимова. "Одной из самых больших ошибок было увольнение Василия Борматова, это был честный и искренний человек, пришедший сделать дело", - считает Сергей Маслов, председатель совета директоров ЗАО "Грана".

Губернатор и стратегия

Надеялись, что новый, незашоренный человек во главе администрации, заняв высший должностной пост, вместе с единомышленниками и деловым сообществом края сможет выработать принципиально новую модель будущего края. Для начала нужно было просто вынести эту задачу на публичное обсуждение - с тем, чтобы в ее реализацию со временем было вовлечено как можно больше людей.

Реально ни одной публичной дискуссии о новой стратегии развития не состоялось. В прошлом году были заключены стратегические важные соглашения с зернопереработчиками, которые с уходом из администрации Василия Борматова потеряли смысл, и провозглашен курс на поддержку эффективного собственника в сельском хозяйстве - для реализации этого курса не делается ничего.

Далее были сделаны заявки о реформировании ЖКХ и необходимости создания рынка доступного жилья - это, впрочем, было сначала заявлено Кремлем. На деле начало реформы ЖКХ вылилось в повсеместное увеличение тарифов, завоз в край большого количества низкокачественного угля, попытку централизации закупок топлива через единую структуру - АТЭК, идейный вдохновитель и организатор которой Александр Иус тихо уволился, после того как Рубцовск едва не замерз.

Единственное значимое достижение в сфере реформирования ЖКХ - упрощение процедуры получения жилищных субсидий и широкая пропаганда этого механизма.

Но вряд ли этот шаг можно считать заявкой на стратегию. Да и в своем докладе губернатор рассуждает только о плане на год вперед. О проекте "рывок в будущее" - ни слова.

Губернатор и бизнес

Предприниматели ждали, что новый губернатор будет работать над тем, чтобы убрать барьеры с пути развития предпринимательства и создать благоприятный климат для честного предпринимательства. Что он разгонит неконкурентный бизнес, выросший на связях с чиновниками и не дающий подняться на ноги тем, кто развивается честно.

Но уже летом между администрацией и Алтайским союзом предпринимателей (АСП) произошел острый конфликт, "закоперщиком" которого стал мелкий чиновник, новый председатель комитета по поддержке предпринимательства Виктор Зуев. Затем под разными предлогами администрация отложила вынесение на сессию крайсовета программу поддержки предпринимательства. В то же время предпринимателям не дали ни рубля из тех денег, что были заложены на 2004 год: "Объяснили это тем, что не была готова программа, которую сами и положили под сукно", - говорит Эдуард Черченко, исполнительный директор АСП.

Администрация Сурикова к пониманию роли малого бизнеса тоже пришла далеко не сразу. Однако к моменту прихода Михаила Евдокимова в крае уже был отлажен механизм, как-то сдерживающий наезды чиновников на бизнес, - создана межведомственная комиссия по преодолению административных барьеров (МВК). "Работа комиссии была полностью разрушена", - говорит Эдуард Черченко. Только в начале 2005-го в администрации начали разрабатывать положение об МВК.

Другой шанс поддержать бизнес администрация также не использовала: чиновники настояли на принятии самых высоких коэффициентов базовой ставки налога на вмененный доход, хотя закон позволял принять более низкие. Добились того, что на 1 января 2005 года зарегистрировалось лишь 46,9% тех, кто раньше работал на "вмененке", остальные, по мнению Эдуарда Черченко, ушли в тень. Разорвать связи между неконкурентным бизнесом и властью тоже не удалось: этот бизнес протоптал свою дорожку к сердцам людей из окружения нового губернатора и неплохо укрепил свои позиции в крае.

Губернатор и инвесторы

Предполагалось, что вместе с новыми людьми на Алтай со своими проектами придут инвесторы. И действительно, в администрации обсуждалось много проектов - от заселения Алтая семьями корейцев, за которых Южная Корея якобы заплатит приличные суммы в наш бюджет, до строительства гигантского свинокомплекса, который догонит и перегонит самое крупное предприятие подобного рода - "Омский бекон". Многие выдвинутые идеи уже похоронили на "кладбище алтайских проектов", заложенном еще суриковской администрацией.

Есть и осуществившиеся: Уральская горно­-металлургическая компания в кратчайшие сроки сумела запустить давно бездействовавший рудник - правда, сделка была настолько непрозрачна, что ею заинтересовалась прокуратура. Месторождение золота в Курьинском районе будет осваивать еще одна крупная компания российского масштаба - "Бурятзолото". К сожалению, все это предприятия, основанные на вывозе и добыче сырья, ни о какой переработке речи пока не идет.

В то же время прокладка магистрального газопровода задержалась почти на год. Изначально - из-за пропажи векселей, которые "Газпром" передал прежней администрации и край оказался должен газовому гиганту огромную сумму. Потом - из-за того, что уже новая администрация никак не могла подписать новое соглашение с "Газпромом". Затем - из-за того, что кто­-то из чиновников захотел получить от "Газпрома" больше, чем предполагалось сначала, и потому подписание акта сверки затягивалось. Понадобилось вмешательство полпреда президента в СФО Анатолия Квашнина, чтобы строительство возобновилось, но судьба этого инвестиционного проекта до конца не решена.

Губернатор и ошибки

Разумеется, ошибки совершает каждый человек, и это не грех. Более того, на ошибках учатся, главное - осознать эти ошибки. Однако, по мнению эксперта, работа всего аппарата администрации построена по принципу "ищем виноватого": в этом виноват Суриков, в этом - крайсовет, в том - главы районов и предприниматели. Единственное, в чем признала свою ошибку новая команда - так это в недостаточной подготовке к монетизации: вице-губернатор Сергей Тен публично извинился перед телезрителями в прямом эфире ГТРК "Алтай". Но увы - в итоговом докладе в "Алтайской правде" проблемы с монетизацией уже объясняются недостатком финансирования из федерального бюджета. А губернатор призвал исправить ситуацию не работой над ошибками, а организацией "оранжевой революции" на Алтае.

Сторонники Михаила Евдокимова говорят, что ему просто не дают работать. Кто и как не дает, при этом не уточняется. А между тем краевые депутаты поддержали и приняли все подготовленные в администрации законопроекты (хотя некоторые потребовали доработать), даже решение о поднятии зарплаты. Пресса (в том числе "Свободный курс") рассказала избирателям обо всех перспективных начинаниях новой команды.

А еще говорят, что Михаил Сергеевич - хороший человек. Наверняка так и есть. Но хороший человек и хороший организатор и политик - не одно и то же. Именно поэтому 46 депутатов и 49 глав районов поставили этому хорошему человеку "неуд".

Комментарии:

Как работа команды Евдокимова сказалась на бизнесе?Борис Беньковский, генеральный директор ОАО "Алмак":

- В недавнем своем выступлении один из представителей краевой администрации говорил о выделении сельским товаропроизводителям 243 миллионов рублей на приобретение запасных частей. Но это не заслуга краевой администрации, это результат плодотворной деятельности "Агроснаба" и "Агромашхолдинга". В прошлом году на те же нужды было выделено около 700 миллионов рублей. В этом - в три раза меньше. Разве можно этим гордиться?

Меня, как представителя аграрного сектора, не устраивает то, что мы до сих пор не получили обещанной компенсации по закупке зерна. Если раньше мы получали компенсацию уже через неделю, после того как были оформлены все необходимые документы, то в этом году мы не получили еще ни рубля, при том, что все необходимые договоры были подписаны еще давно. Говорят, что деньги уже перечислены, но администрация края задерживает их по каким-то таинственным причинам.

В сельском хозяйстве края и до прихода нового губернатора была масса проблем. Но ничего не изменилось в лучшую сторону. Показатели роста алтайской экономики, предоставленные накануне краевой администрацией в Министерство экономического развития, составлены в лучших традициях советской статистики. Реальных результатов (положительных) - нет.

Председатель ассоциации предприятий и предпринимателей розничной торговли "Торговля и бизнес" Татьяна Кириченко:

- За прошедший год у предприятий сферы услуг стало меньше потребителей. Политика новой краевой администрации тут ни при чем - у людей из-за повышения цен на продукты и рост коммунальных тарифов ЖКХ уменьшились доходы. Тем не менее администрация могла бы более верно сформировать бюджет края, чтобы сгладить проблемы. Раньше работала межведомственная комиссия по устранению барьеров в развитии предпринимательства. Сейчас ее нет, и все спорные вопросы решаются через суд. А число административных барьеров растет. Нет компромисса, диалога, согласованных действий администрации края и общественности, бизнеса.

Алексей Росолов, генеральный директор Сибирско-алтайской энергетической компании:

- Политика новых краевых властей особенно невзвешеной оказалась в отношении подготовки к зиме. Наверное, поэтому Александр Иус, председатель комитета по топливу, отработал полгода и исчез. Результаты отопительного сезона на примере Рубцовска известны каждому в крае. Наша компания поставляла уголь в Бийск, там все прошло без срывов. Я считаю, что пока длятся эти политические недоразумения, ничего хорошего в экономике ожидать не приходится.

Геннадий Малков, директор агентства недвижимости "Дом":

- Эффект работы администрации края под руководством Евдокимова оказался для экономики края потрясающим: поскольку власти прекратили поддерживать предпринимателей, последние наконец сосредоточились на своих задачах, перестали ждать от чиновников манны небесной. По крайней мере, на рынке услуг возникла корпоративная солидарность, наблюдаются процессы интеграции, бизнесмены более не замыкаются на ресурсах администрации края, ищут другие варианты развития. Еще один плюс - в последний год активно работает и развивается АЖИК, но это, скорее, заслуга предыдущей команды, поскольку он был создан при прошлой администрации края.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость