Политика

Об очередных задачах, или О чем молчат депутаты? Новая общественная организация предлагает краю национальную идею

"Содержание доклада главы администрации Алтайского края, прочитанного в апреле на 34-й сессии крайсовета, а главное, последующие выступления депутатов показывают: общество не готово к реальному самоуправлению, и ни одна из ветвей власти не стремится приблизить это время". Таково мнение барнаульского бизнесмена Николая Кузнецова, одного из членов недавно созданной в крае общественной организации "Алтайский гражданский форум". Он представил читателям "СК" свое видение "очередных задач краевой власти".

"Не убеждает"

В лице главы администрации края мы видим руководителя государственного масштаба. Задачи, которые перед ним ставились: навести элементарный порядок в крае, наладить диалог с руководством местных органов самоуправления - выполнены. Увеличился и приток федеральных средств. А что дальше?

Так ли уж нужно строить игорную и туристско-рекреационную зоны? Неужели кто-то всерьез полагает, что на "Бирюзовой Катуни" будет явлено экономическое чудо и экономика края будет спасена?

Особенно умиляет фраза из доклада губернатора, что доказательством роста инвестиционной привлекательности края является рост числа кредитных учреждений на его территории. Попытку банков перед приходом иностранных инвесторов забить своим присутствием все свободное пространство, чтобы затем наперебой предлагать собственную сеть на продажу, определили в качестве главного признака инвестиционной привлекательности. А что же на самом деле в нашем крае главное?

Почему мы проигрываем?

Что определяет конкурентоспособность края и в том числе нашего основного товара - муки и зерна? При равной цене на продукт на рынке - издержки производства, производительность труда, административные барьеры, политические риски.

Если сравнить затраты в Алтайском крае и соседних регионах (см. таблицу), становится ясно: что бы мы ни производили - продукт заведомо будет дороже, чем на других территориях. Но ни в докладе, а главное ни в обсуждении депутатов не прозвучала эта проблема. С учетом того, что к стоимости любого нашего товара добавляется транспортная составляющая, ни о какой инвестиционной привлекательности говорить не приходится. Конкурентоспособность алтайских товаров поддерживается за счет проедания амортизационных отчислений.

Несмотря на самый низкий уровень инфляции, о чем говорилось в докладе губернатора, за последние два года цены на жилье в Алтайском крае выросли в 2,5 раза, что ставит под сомнение реализацию нацпроекта в области доступного жилья (см. Справку "СК").

Нужна идеология

Необходимо объявить Алтай не игорной зоной, а зоной мобилизационного патриотизма. Понятие патриотизма как совершение поступка, полезного для Алтайского края и России, должно быть наполнено практическим содержанием. Общество консолидируется вокруг собранных моральных ценностей путем проведения референдума, в результате которого должен быть принят основной закон Алтайского края - "Алтай - зона Действенного патриотизма". Этот закон принимается на сессии крайсовета, утверждается администрацией края. Затем идеология закона проводится во все должностные инструкции, школьные и вузовские программы, коллективные договоры, практику делового общения. И лишь затем, опираясь на эту идеологию, разрабатывается стратегия развития Алтая.

Мне возражают, что моральные ценности - это предмет общего согласия и их законом прописать невозможно. А что делать, если общество потеряло способность к самообретению этих ценностей, если нет критической массы для цепной реакции? Ждать полного распада? Я считаю, что ждать не надо.

Программа "Действенного патриотизма"

Какие вопросы должна включать в себя программа "Действенного патриотизма"?

1. Создание конкурентоспособной среды, т. е. самых низких издержек в производстве, в том числе энерготарифов.

2. Достижение наивысшей в России производительности труда.

3. Модернизация инженерной инфраструктуры городов и поселков.

4. Реальное местное самоуправление.

5. Передача 80% жилого фонда управляющим компаниям.

6. Реальная борьба с монополизмом, публичность всех соглашений и ограничение уровня доходов для монополий.

7. Реформа системы общественной безопасности.

Исходя из этого стратегия развития края должна решать такие задачи.

Строить ГЭС и снижать тарифы

Необходимо снижение тарифов на электрическую и тепловую энергию до среднероссийских. Почему в единой стране с единой государственной энергосистемой даже в пределах Сибирского региона так существенно отличаются тарифы на энергоресурсы?

Исходя из Конституции и принципов единого энергетического пространства краю должны вернуть разницу в тарифах. А администрация края, может быть, подумала и не тратила деньги на московские игры в игорные зоны, а вложилось бы скорейшим образом в строительство Катунской ГЭС и серии подобных проектов, в том числе и современной тепловой станции с магистральными сетями.

В АПК - структурные изменения

Сегодня на поддержку сельхозпроизводства мы тратим бюджетных средств больше, чем производим продукции. Необходимо поставить пирамиду в естественное положение. Все участники пирамиды должны получать вознаграждение из рук успешного сельхозтоваропроизводителя. Скажу больше, в распределении субсидий и дотаций его роль ключевая.

В сельском хозяйстве пора научиться выращивать стабильный урожай любого вида культуры, соблюдая технологию возделывания и севооборот. Только на этой базе можно стать реальным участником рынка сельскохозяйственной продукции.

Более подробно взгляд на развитие сельского хозяйства изложен в программном документе "Стратегия развития Алтайского края", разработанном гражданским форумом.

Как реформировать ЖКХ?

Объявленная ныне реформа ЖКХ на самом деле никакая не реформа. Процесс скорее напоминает сбывание подпорченного товара. Государство зашло в тупик в сфере управления жилищным хозяйством и сказало: вот вам ваше жилье, делайте с ним что хотите. Равно таким же образом оно поступило и с местным самоуправлением: забирайте свои поселки, деревни и микрорайоны и как можете, так и существуйте. Неправильно и несправедливо это изначально.

Необходимо завершение передачи жилья управляющим компаниям с передачей части амортизационных отчислений. При этом все нужно принять по акту - что дом, что поселок. По каждому дому передается сумма амортизационных отчислений, это создает стимулы и условия для установки счетчиков на все виды энергоресурсов и воду.

Как реформировать самоуправление?

Если нет тротуаров, изношен водопровод, нет уличного освещения, полигона бытовых отходов, напряжение в электрической сети не соответствует нормативному - как такой поселок брать в самоуправление?

Мы подписали международную хартию местного самоуправления, в которой говорится, что государство обязано создавать условия для реализации местного самоуправления. А что на практике? Бюджеты сельских Советов не сбалансированы с объемом полномочий, нет свободных средств.

Необходима реализация местного самоуправления через сбалансированные бюджеты и акты передачи поселений под самоуправление. Поселки, как и жилые дома, надо передавать органам самоуправления по актам.

***

Но все это может оказаться такой же дорогой в тупик без обретения чувства национальной гордости, без внедрения в нашу жизнь идеологии "Действенного патриотизма", которую предлагает обществу "Алтайский гражданский форум" в качестве национальной идеи.

С этого и нужно начинать работу.

Николай КУЗНЕЦОВ, "Алтайский гражданский форум".

Примечание. "Алтайский гражданский форум" - общественная организация, созданная в 2007 году руководителями Союза сельских товаропроизводителей Алтая, Союза спортивных организаций Алтайского края, частными лицами, среди которых, кроме Николая Кузнецова, - Сергей Дойнеко, начальник ПЖЭТ-1 Индустриального района Барнаула, и другие.

Вопросы к Москве

По примеру Семипалатинской программы мы должны поставить перед федеральным центром вопросы:

- о компенсации Алтаю ущерба от распаханных в средине прошлого века целинных и залежных земель и внедрения на Алтае монокультуры для финансирования из этих средств структурных изменений в сельском хозяйстве;

- о компенсации краю потери рабочих мест в результате сокращения оборонного заказа;

- о закреплении за Алтайским краем доли государственного заказа с учетом его дотационности;

- о возврате амортизационных отчислений на восстановление жилого фонда.

Энерготарифы в регионах России

Энергокомпании

Электроэнергия (копеек за 1 Квт-час)

часч

час

Теплоэнергия (копеек за 1 Гкал)гкал)ГКал Гкак

городское население

сельское населе-ние

производство,

сельское хозяйство

промышленность

бюджет

"Алтайэнерго"

105

105

171,97

512,29

512,29

"Кузбассэнерго"

86

86

130,20

455,01

292,20

"Уралэнерго"

111,54

77,24

119,51

319,94

295,35

"Сибирьэнерго"

81,07

75,70

106,05

361,70

423,49

"Востокэнерго"

143,13

104,79

206,5

361,70

695,22

"Амурэнерго"

132

100

176,30

583,40

583,40

Справка "СК"

Средние цены 1 квадратного метра жилья в центре Барнаула

(по данным на начало марта 2007 года)

Однокомнатные квартиры - 53000 руб.

Двухкомнатные квартиры - 48000 руб.

Трехкомнатные квартиры - 46000 руб.

Источник: www.realtai.ru

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость