Политика

Путин: ирония и бесконфликтность

Специально для читателей «СК» ведущие российские политологи комментируют перемены в высших эшелонах власти

В понедельник премьер Владимир Путин и президент Дмитрий Медведев представляли обновленный кабинет министров. Впрочем, новых людей в правительстве совсем немного и большинство из них те, кого бывший президент забрал с собой из Кремля. Так, первым вице-премьером стал Игорь Шувалов (экс-помощник Путина), вице-премьерами – Игорь Сечин и Сергей Собянин.

Мелкие шажки

Александр Кынев, руководитель региональных программ Российского фонда развития информационной политики:

– Обновление состава правительства и администрации президента оказалось минимальным. Фактически произошла переправка части чиновников из администрации президента в правительство. Мы не увидели притока свежей крови, если не считать назначения министров по фамилиям Шматко и Мутко. Все остальные– те же люди, пересевшие из одного кресла в другое.

Если анализировать совокупно перестановки в администрации президента и составе правительства, возникает ощущение, что цель этих перестановок на данном этапе – попытка минимизировать в каком-то смысле конфликт окружений. Показательно, что чиновники, которых принято считать более близкими к Медведеву, например Шувалов и Коновалов, – в правительстве. При этом в администрации президента остался Сурков как первый замглавы. Главой стал Нарышкин, считающийся человеком больше близким к Путину, чем к Медведеву. То есть, грубо говоря, «медведевцы» заняли посты в правительстве, а «путинцы» – в администрации президента.

Кадровые решения сопровождались структурной перестройкой: переформатированы ряд министерств, ликвидируется ряд федеральных агентств, полномочия перераспределяются. Учитывая, что перераспределение полномочий и функций между ведомствами носит довольно масштабный характер, скорее всего, внутренняя перестройка займет достаточно длительное время. Потому что очень многие сферы переходят от одних чиновников к другим, а когда у нас что-то упраздняется и куда-то передается, несколько месяцев эта структура по факту почти не работает, потому что выясняется, кто кому подчиняется и кто принимает решения.

Думаю, что изменения на этом не закончатся и следующая их волна последует достаточно скоро, осенью или даже раньше. Потому что совершенно очевидно, что не произошло ряда анонсировавшихся решений, связанных с разделением Минздравсоцразвития, Министерства образования и науки. Это обсуждалось, и за это даже фракция «Единая Россия» выступала. Кроме того, целый ряд министров, которых давно провожают, остались на своих постах. На мой взгляд, это говорит о том, что пока по ряду позиций прийти к каким-то компромис­сным вариантам не смогли. Сохраненное некое статус-кво означает, что поиск решений будет продолжаться. Это такое осторожное, мелкими шажками движение вперед. Когда понятно, что каждая из сторон пытается каким-то образом не создать преференций другой, но и, с другой стороны, не обидеть.

Власть по-прежнему в Кремле

Алексей Мухин, руководитель Центра политической информации:

– Совершенно очевидно, что баланс личных отношений Владимира Путина и Дмитрия Медведева соблюден. Кроме того, премьер, как и полагалось, получил максимальную разгрузку от хозяйственных нужд и может теперь сосредоточиться на генеральном планировании.

В основу наполнения исполнительной вертикали власти и президентской, кстати, вертикали положен принцип взаимозаменяемости команд. И президент, и премьер сейчас демонстрируют, что открытого конфликта ни между ними, ни между их окружением в ближайшую перспективу не будет. И мы видим людей Медведева в кабинете министров, а людей Владимира Путина – в аппарате президента.

Неожиданностью стало то, что в силовом блоке, в котором велись «войны спецслужб», оба их руководителя оказались жертвами. Николай Патрушев потерял пост директора ФСБ и перешел на идеологическую работу в Совет безопасности. А Виктор Черкесов перестал быть руководителем Госнаркоконтроля и переместился на должность руководителя Федеральной службы по поставкам вооружения, военной техники и материальных средств. То есть из «воина» превратился в торговца. В этом ирония Владимира Путина проявилась очень явно.

Очень интересным был кадровый маневр Игоря Сечина. Предполагалось, что Сечин, безусловно, последует за Владимиром Путиным в кабинет министров и станет руководителем аппарата. Вместо этого он стал вице-премьером, ответственным за промышленность. Я напомню, что Игорь Сечин получил известность в топливно-энергетическом комплексе России. Такая смена профессиональной ориентации должна сыграть с ним злую шутку, потому что теперь он не сможет быть председателем совета директоров «Роснефти».

Среди проигравших, конечно, Сергей Иванов, который потерял статус первого вице-премьера, оставшись простым заместителем главы кабинета министров. Но, в принципе, это тоже неплохо для несостоявшегося «преемника».

Новые назначения, конечно, будут. И в администрации президента, и в кабинете министров. Доводка, отладка механизма взаимодействия премьера и президента еще продолжится. Но напомню, что ни Конституция, ни закон о правительстве пока не изменены. Это означает, что вся полнота власти находится на Кремлевской набережной, а на Краснопреснен­ской набережной (там находится Дом правительства. – Ред.) расположен все-таки штаб управления страной.

Премьер и его команда

Какие ключевые изменения состоялись в кабинете министров?

Новым министром юстиции стал полпред президента в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов.

Создано новое Министерство по делам спорта, молодежи и туризму, его возглавил глава Российского футбольного союза Виталий Мутко.

Новый глава ФСБ – Александр Бортников, прежде возглавлявший службу экономической безопасности этого ведомства.

Минпромэнерго разделено на две части: Министерство энергетики и Министерство промышленности и торговли. Первое возглавит Сергей Шматко, бывший президент ЗАО «Атомстройэкспорт», второе – Виктор Христенко, прежде руководивший единым ведомством. Эльвира Набиуллина будет руководить просто Министерством экономического развития – МЭРом.

Министерство культуры и массовых коммуникаций стало просто Министерством культуры, его возглавил бывший посол России во Франции Александр Авдеев.

Министром связи и массовых коммуникаций назначен Игорь Щеголев, ранее возглавлявший службу президентского протокола. Этому министерству переданы все службы, осуществляющие надзор и контроль в сфере СМИ.

Упразднены: Роспром, Рос­строй, Росздрав, Росэнерго и Росмедтехнологии – их функции переданы профильным министерствам. Также переподчинению и переименованию подвергнуты ряд других комитетов.

Правительство покинули: вице-премьер Сергей Нарышкин (возглавил администрацию президента Медведева), министр юстиции Владимир Устинов, министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, министр культуры Александр Соколов.

Факт

«Уверен, что продолжится и станет еще теснее рабочее взаимодействие между администрацией президента и аппаратом правительства», - заявил Владимир Путин неделю назад на прощальной встрече со «старым» правительством. И уже начал сдерживать свое обещание, приняв на работу в новый кабинет министров своих помощников.

Цитата

Александр Кынев:

– Многие сферы переходят от одних чиновников к другим, а когда у нас что-то упраздняется и куда-то передается, несколько месяцев эта структура по факту почти не работает, потому что выясняется, кто кому подчиняется и кто принимает решения.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость