Политика

Стенограмма выступления Владимира Путина в администрации Алтайского края

Владимир Путин, премьер-министр страны, 19 июня в Алтайском крае провел заседание Правительственной комиссии по вопросам регионального развития.
Пресс-служба Правительства РФ приводит стенограмму вступительного слова Председателя Правительства РФВладимира Путина.

Заседание правительственной комиссии в Алтайском крае. 19 июня, 2009 год.
Заседание правительственной комиссии в Алтайском крае. 19 июня, 2009 год.
Олег Богданов

Владимир Путин,
премьер-министр РФ:

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы проводим очередную встречу в рамках Комиссии по вопросам регионального развития. Как показала практика, эта комиссия стала хорошим инструментом координации работы федеральных и региональных органов власти.

Сегодня предлагаю проанализировать последние данные о социально-экономической ситуации в субъектах Федерации. А также хотел бы особо остановиться на приоритетных задачах региональных администраций по реализации Программы антикризисных мер.

Положение дел в экономике, несмотря на ряд позитивных сигналов, остается непростым. Это чувствуется на уровне регионов, муниципалитетов, конкретных предприятий.

По последним данным, май текущего года не принес ощутимых изменений в динамике промышленного производства. Оно стабилизировалось где-то на уровне 83-85% от показателей прошлого года.

По-прежнему наиболее тяжелая ситуация складывается в автопроме. Вместе с тем, большинство отраслей постепенно адаптируется к новым экономическим условиям. Это касается химиков, металлургов, пищевой промышленности, ряда других направлений.

Начала снижаться численность зарегистрированных безработных. На 10 июня она составила 2 млн 190 тыс. человек. Это на 100 тыс. человек меньше, чем в апреле текущего года. Это уже заметные цифры. Конечно, свою роль сыграло сезонное оживление на рынке труда. Это понятно. Но, несомненно, это и позитивный эффект от принимаемых нами целенаправленных антикризисных мер, в том числе от реализации региональных программ содействия занятости. Этими программами уже смогли воспользоваться около 500 тыс. человек.

Вместе с тем, должен отметить, что эти программы развиваются в разных регионах весьма неравномерно. Там, где есть реальная заинтересованность и активная работа местных властей, прежде всего самих губернаторов, там есть ощутимый результат. Где же исповедуется другой, пассивный подход - и отдачи нет.

Сейчас мы начинаем корректировку программ содействия занятости. Готовы увеличивать их финансирование, рассматривать инициативы и предложения регионов. В свою очередь, ждём от руководителей субъектов Федерации эффективного участия, более того - прямого руководства программами содействия занятости. Я уже многократно обращался к вам, уважаемые коллеги: лично нужно возглавить эти штабы и группы по содействию занятости. Лично нужно этим заниматься, не перекладывать на заместителей.

Предельное внимание - моногородам. Здесь ситуация особенно острая. На федеральном уровне мы приняли решение образовать специальную рабочую группу по вопросам моногородов. Будет также разработан план действий по нормализации социально-экономического положения в таких населенных пунктах. Координировать работу поручено Минрегиону. Прошу губернаторов тесно взаимодействовать с Виктором Федоровичем Басаргиным.

Также необходимо постоянно отслеживать ситуацию, связанную со своевременной выплатой заработной платы. К сожалению, после апрельского снижения на 9,5% в мае задолженность по зарплатам опять немножко подросла. Конечно, от общего объема фонда заработной платы это, может быть, и небольшие величины, но эти проблемы касаются конкретных трудовых коллективов и конкретных людей.

Региональные власти не должны устраняться от решения проблем конкретных предприятий. Речь идет, как я уже сказал, не об абстрактных субъектах хозяйственной деятельности, а о конкретных живых людях. Нужно работать с менеджментом, собственниками этих предприятий, если они попадают в сложное положение, содействовать цивилизованной развязке корпоративных конфликтов, помогать с кредитами, поиском заказов и сбытом. Порой решать другие проблемы, которые часто "на поверхности" лежат. Конечно, это не всегда входит в компетенцию руководителей регионов, но в условиях кризиса, нужно этим заниматься. И в нашу компетенцию многие вещи не входят, но мы ими занимаемся и будем заниматься дальше.

Если же не получается снять вопросы, назревшие проблемы своими силами, не хватает рычагов воздействия на региональном уровне, - пожалуйста, еще раз повторяю, теснее работайте с федеральными органами власти, с министерствами. Они обязаны и будут оказывать вам помощь. Такое поручение мною давалось неоднократно. Сегодня повторяю его еще раз.

Далее. Отдельно хотел бы остановиться на региональных и местных финансах. Важнейшая задача сегодня - это обеспечение сбалансированности бюджетов. По оценкам Минрегиона, в январе-апреле 2009 года объём доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации снизился по сравнению с предыдущим годом на 5%. При этом в 11 регионах снижение доходов составило более чем 15%.

Сейчас разворачивается работа на федеральном уровне над бюджетом страны на следующий год. Проводим ряд совещаний в Правительстве на эту тему. Но хотел бы уже сейчас сказать, что поддержка регионов, региональных бюджетов была и останется одним из основных приоритетов нашей бюджетной политики.

Однако, со своей стороны, ждём от руководителей регионов ответственного и реалистичного подхода к вёрстке региональных финансовых планов. Прошу в ближайшее время завершить корректировку региональных бюджетов на текущий, 2009 год там, где это еще не сделано. Это достаточно болезненный процесс, но через него необходимо пройти. В противном случае ситуация чревата неплатежами и неисполнением обязательств.

Приоритетами расходов должны стать выполнение социальных обязательств перед гражданами, содействие занятости, заработная плата бюджетников, а также полная оплата топливно-энергетических ресурсов для нужд бюджетной сферы, завершение строительства объектов высокой степени готовности, поддержка малого и среднего предпринимательства, жилищные программы.

При этом нужно добиваться повышения эффективности бюджетных ассигнований. Кстати говоря, обращаю внимание коллег из тех субъектов, которые получают существенную помощь из федерального бюджета. Мы и авансы выделили достаточно большие, значительные. Прошу относиться к ним очень рационально, расходовать их очень рационально.

Основные инструменты повышения эффективности - это комплексная модернизация бюджетной сети, перевод бюджетных организаций на новые принципы работы, включая развитие института автономных учреждений. Это - повсеместное внедрение конкурсных принципов размещения заказов на социальные услуги, повышение энергоэффективности государственных и муниципальных учреждений.

И, конечно, ни в коем случае нельзя поддаваться соблазну решать проблемы региональных финансов за счёт снижения доходной базы муниципальных бюджетов. Я думаю, что вы прекрасно понимаете - это перетягивание каната никакой пользы не принесёт.

Еще об одной теме. Правительство работает с регионами в постоянном тесном контакте, поэтому считал нужным обсудить с губернаторами вопросы выполнения плана действий по реализации Программы антикризисных мер. Его сегодня нам доложит Эльвира Сахипзадовна Набиуллина. Кстати говоря, сегодня я в окончательном виде этот план подписал. Он прошел достаточно подробное обсуждение и на федеральном уровне, и на региональном, в Думе его обсуждали, в общественных организациях, с экспертами. Сегодня он окончательно подписан.

По сути - это набор тех конкретных шагов, которые нам вместе предстоит сделать во второй половине 2009 года. Рассчитываю услышать ваши замечания и предложения.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость