Политика

Владимир Альт, лоббист. Спортивный чиновник о тайнах своей работы

Ровно год назад, 4 мая, Александр Карлин подписал распоряжение о назначении Владимир Альта на должность начальника управления Алтайского края по физической культуре и спорту. Альт сменил Виктора Насонова, который более 10 лет руководил спорткомитетом. Спортивная общественность положительно приняла это назначение.

Первое, что сделал Альт на новом месте, - провел через крайсовет программу развития спорта до 2010 года, в которой впервые появилась строка "Финансирование сельского спорта". В крае открылись школы по хоккею и футболу, у спортуправления появились несколько мощных спонсоров, сдвинулись с места вопросы строительства многих спортивных объектов. Но в то же время на "год Альта" пришлись закрытие профессиональной команды "Мотор", неоднозначный сезон "Динамо" и вылет "Университета" из высшей лиги "А". За это время у Альта появились свой политический имидж, свои союзники и свои враги.

- Чувствуете себя политиком?

- В какой-то мере да. Ведь структура исполнительной власти устроена так, что многие вопросы требуют согласования с властью законодательной. А это представители различных политических партий и движений. Мне часто приходится проявлять гибкость, лавировать, учитывать настроения, считаться с политическим взглядами того или иного депутата и использовать это в отстаивании своих интересов.

- Пришлось научиться или был навык?

- Когда-то я работал в идеологическом отделе райкома партии…

- Интриговать умеете?

- Умею! Особенно, если знаю, что от этого выиграет дело. Как? Есть разные варианты. Например, можно похвалить человека, прежде чем с ним работать, сказать, что о нем кто-то из высоких руководителей очень хорошо отозвался: мол, только он может решить этот вопрос. Многие реагируют и стараются сделать еще лучше. Ну а после этого очень важно публично подчеркнуть: вот этот человек помогает спорту.

- А вступить в какую-нибудь партию предлагали?

- Намеки были! Но я делать этого не намерен. Считаю, что в каждом политическом движении достаточно лицемерия. Без комментариев. Я готов работать и контактировать со всеми политическим партиями. Но от вступления эта работа может только усложниться.

- Как вы думаете, какой у вас имидж?

- Не знаю. Ко мне по-разному относятся. Я стараюсь общаться со всеми. Бывает, получаю неожиданную поддержку от того, кого считал равнодушным или черствым. В то же время у меня куча оппонентов, которые по-другому видят развитие спорта в Алтайском крае. Например, есть люди, которые категорически против команд мастеров. Они считают, что нужно бегать, прыгать, развивать дешевые виды спорта, а не вбухивать огромные деньги в профессиональные клубы.

- В конфликты вступать приходилось?

- Очень тяжело мне далась защита программы - сначала во фракциях, потом на сессии. Я чувствовал агрессию. И во многом справедливую. Накипело: ведь большие деньги шли на тот же "Мотор", в то время как рядом дети не имели ни копейки. Депутаты были против команды мастеров, и в то же время ее мощно поддерживала вся краевая пресса. Со всех сторон огромное давление. Казалось, что выйти из этой ситуации невозможно. Когда я предложил программу действий по сохранению хоккея в крае, ее спасла только резолюция Карлина.

- Как-то Карлин назвал вас лоббистом…

- Надеюсь, в хорошем смысле слова. Я отстаиваю интересы отрасли, не работаю на карман, не примыкаю к группировкам и не отдаю предпочтения каким-то видам спорта. Для меня они все равны - и олимпийские, и неолимпийские. Ну, лоббист, так лоббист. Пусть так.

- Язык, говорят, у вас хорошо подвешен!

- Ну да, есть такое. Когда работал учителем в ребрихинской школе, постоянно читал какие-то монологи на сельской сцене, в спектаклях участвовал. А еще я долго озвучивал краевые олимпиады. Комментаторство - это искусство. Я всегда старался сделать какую-то интересную вставочку, пошутить. Нужно было знать правила каждого вида спорта, а не просто болтать. Вот в прошлом году шла эстафета "Алтайской правды" - я не вытерпел, сел в машину и начал комментировать.

- Кричать умеете?

- Иногда срываюсь на крик. И иногда это, кстати, действует. Я стараюсь управлять эмоциями, но когда достают, кажется, что голос повисишь, и легче станет. Ну, эмоциональный я! Скорпион все-таки!

- Матом можете?

- На работе - ни в коем случае. Желательно.

- Вы готовы лоббировать интересы своих близких, если это вам по силам?

- Я всегда очень расстраиваюсь, если меня просят кого-то устроить на работу или за кого-то походатайствовать. Был у меня такой опыт: попросили, помог, а человек плохо выполнял свои обязанности. Так что просить я готов только за того, в ком уверен. Но стараюсь этим не увлекаться, ничьих интересов не продвигать. Могу при случае с нужным человеком завести разговор. Если его поддержат - развить. А не талдычить и не напоминать постоянно.

- Вам обидно, что в ваш первый год работы случилось закрытие "Мотора", после смены руководства прошел сложный сезон у "Динамо", и вот - вылет "Унивреситета" из лиги "А"?

- Очень обидно! А эти прецеденты - где-то просчет руководителей и тренеров, где-то - невезуха. Но это рано или поздно должно было случиться. Ведь все очень долго рассчитывали только на бюджетные деньги. Их количество увеличивали каждый год, и никто больше ничем не занимался. Согласно программе развития спорта до 2010 года суммы, выделяемые клубам, увеличиваться не будут. Этого достаточно, чтобы играть на прежнем уровне и озаботиться поиском внебюджетных средств.

Альт и партия

"В компартию я вступил так. Работал в Ребрихе, и нам доверили проведение краевой Олимпиады, которой должен был заниматься райком партии. У них не было организатора, и меня просто "развели". Сказали, что если я вступлю, то буду больше заниматься спортом в районе, что здесь построят стадион. Я "клюнул", написал заявление. Меня взяли на работу в райком, и я узнал, что еще входит в мои обязанности: посещение партсобраний, выступления, подготовка информации для политтдней…"

"Сегодня в крае нет таких управленцев, менеджеров, которые могут привлечь деньги и умело работать со спонсорами. Бывает так: деньги взял и тут же забыл, кто их ему дал. А бизнесмену нужно поддерживать имидж компании, где-то даже потешить самолюбие. Спортуправление показывает пример, у нас теперь есть партнеры. Мы рассказываем об этом на планерках. Кто-то прислушивается".

"Если ты чиновник, нужно прежде всего не забывать, откуда ты вышел. Я был учителем физкультуры и хорошо помню, с какими проблемами приходилось сталкиваться. Вот, к примеру, в классе 30 человек. Чтобы привить детям какие-то двигательные навыки, например в баскетболе, нужна хотя бы пара мячей, а желательно - на каждого. А у нас бывает так, что на всех - один залатанный мяч. Сколько раз за 45 минут каждый ребенок до него дотронется? Что усвоит? Это все равно, что учить чистописанию с одной ручкой на класс.

А если ты руководитель и у тебя нет денег на мячи - это уже другая ответственность. Психологически тяжело говорить об этом людям. Поэтому нужно делать все возможное, чтобы любой ценой привлечь внебюджетные средства и пытаться убедить руководство края и депутатов, что с таким отношением к спорту жить дальше нельзя".

"За последние 15 лет мы не построили ни одного спортивного сооружения. Нет современных залов, где было бы удобно зрителям и спортсменам. Причин много. Экономическое состояние региона - раз. Отношение действующей власти к спорту - два. Отсутствие протекции Москвы - три. Основное количество сооружений строится в Москве, Подмосковье или в крупных богатых регионах. В нищем крае никто ничего строить не хочет".

"Бюджет Барнаула на спорт - 4 миллиона рублей. Да у нас в сельских районах есть побольше! Когда принимали муниципальную программу развития спорта в Барнауле, я сказал, что, если она не будет финансово подкреплена, этот план мероприятий, никогда реализован не будет.

Вот смотри: мы открыли краевую школу Смертина, ее бюджет - 5 миллионов 200 тысяч рублей. А дети чьи? Почти все барнаульские. А возьми хоккей: в школе "Алтай" 90 процентов городских детей, а что город сделал для хоккея? Не зря же Александр Богданович злится - город не вкладывает никаких средств в инфраструктуру".

Альт и его язык

Наталья Шубенкова, заместитель начальника крайспортуправления:

- Над Насоновым секира висела два года. Он знал, что его уберут, но не знал когда. У него руки опускались. Придешь с каким-нибудь вопросом, а он: "Да отстань ты, делай что хочешь. Может, скоро меня здесь не будет". Мы жили сегодняшним днем. И постоянно ходили слухи, кого назначат? Назовут фамилию, мы за сердце хватаемся, переживаем. Потом - другую, еще хуже.

Альт - человек, который знает свою работу. У нас не получилось ситуации с "новой метлой". Мы продолжаем то, что было. Работаем в привычном ритме. И хоть сейчас многое по-другому, Альт ничего не разрушил. А мы, кстати, до сих пор не можем найти ему замену на краевые Олимпиады! Потеряли такого комментатора! У него здорово получалось, он много знал про спортсменов, мог удачную шутку ввернуть: "Вот бежит спортсменка, молодая, незамужняя… Мужчины, обратите внимание!"

Справка "СК"

Владимир Альт родился 22 ноября 1955 года в Омской области.

Работать начал в 1976 году в Ребрихинском районе. Был учителем физической культуры, тренером по футболу, председателем комитета по спорту райисполкома, инструктором идеологического отдела РК КПСС. С 1992 года работает в комитете администрации края по физической культуре и спорту. С 4 мая 2006 года начальник управления Алтайского края по физической культуре и спорту.

Женат, воспитывает сына и дочь.

Анна ВАЛЬЦЕВА.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость