Дешевый подход
Сотрудничество, основанное на передаче компанией на договорной основе непрофильных функций внешней специализированной фирме, называется аутсорсингом (от англ. outsoursing – "внешний источник"). "В этом определении есть два ключевых момента. Во-первых, "передача непрофильных функций", во-вторых, их передача именно "внешней специализированной организации", – комментирует Анатолий Петухов, директор управления информатики и автоматизации Алтайского банка Сбербанка России. – Данные аспекты в большей мере, судя по моей практике, интересуют экономистов. Они считают, что это предполагает более рациональный и дешевый подход к организации работы".
Эксперты компаний, предоставляющих услуги IT-аутсорсинга в Барнауле, по-разному оценивают их востребованность среди местных организаций. Сергей Лысенко, руководитель сервисного центра SM Group, говорит, что такая модель взаимодействия часто используется на крупных предприятиях. "Аутсорсинг востребован в банковской сфере и в госструктурах, – говорит он. – Госпредприятия достаточно часто объявляют тендеры на заключение договоров по оказанию услуг аутсорсинга, в которых наша компания старается принимать участие. А небольшие фирмы, как правило, предпочитают либо держать в штате своего специалиста, либо обращаются к услугам приходящего. Как правило, это студент. Заключение длительных договоров на аутсорсинг с такими организациями – редкое явление, они предпочитают обращаться к нам за разовыми работами".
По словам же директора компании "Атикс" Михаила Рязанова, IT-аутсорсинг актуален и для небольших фирм, которым нецелесообразно иметь собственного специалиста.
Наиболее востребован ремонт
Газете "Ваше дело" удалось найти примеры использования IT-аутсорсинга как на крупных, так и на небольших предприятиях. Алтайсбербанк передал на обслуживание аутсорсеру парк многофункциональных устройств и копировально-множительной техники в офисах по всему краю (см. "Мнение эксперта"). А в компании "Трубопласт-А" специализированная фирма осуществляет обслуживание 12 компьютеров и примыкающих к ним устройств. "Мы используем схему IT-аутсорсинга порядка восьми лет. Специалисты партнера осуществляют поддержку программы "1С" и ремонтируют офисную технику в случае неполадок, – рассказывает Ольга Шепелева, главный бухгалтер "Трубопласт-А". – Мы решили, что нам выгоднее привлечь стороннюю компанию, потому что парк офисной техники у нас небольшой. Ежемесячная плата за обслуживание составляет 6,1 тыс. рублей. Нас полностью устраивает такое сотрудничество".
По словам Олега Тишкова, начальника отдела информационных технологий компании "Ольтамар", большинство торговых компаний передают на аутсорсинг обслуживание кассовой техники. И "Ольтамар" пошел тем же путем, когда начал развивать розницу. "В то время встал выбор: либо брать на работу новых специалистов и обучать тех, кто уже работает, а это требует временных и финансовых затрат, либо использовать услуги компаний-аутсорсеров, – говорит он. – Кроме кассовых аппаратов мы передали сторонним фирмам обслуживание оргтехники, в частности, заправку картриджей. Кроме этого, у нас был успешный опыт сотрудничества по разработке программного обеспечения. Сейчас планируем заказать обновление сайта".
Сергей Лысенко говорит, что на аутсорсинг редко отдаются все IT-направления. "Как правило, предприятия передают сторонним организациям ремонт и профилактику офисного оборудования, – рассказывает он. – Тогда как обслуживание сетей выполняется собственным системным администратором или целым IT-отделом. Таким образом, ремонт техники – это наиболее востребованные работы на предприятиях на данный момент". Именно так поступили в "Алтайкоксохимстрое". Как рассказал Александр Коптелов, начальник отдела программного обеспечения концерна, 90 компьютеров во всех офисах в Барнауле обслуживают три человека. При этом на аутсорсинг передана заправка картриджей и поддержка некоторых специализированных программ.
Побочный вид бизнеса
Некоторые компании возможность использования IT-аутсорсинга даже не рассматривали. Например, в PR-департаменте компании "Пава" сообщили, что сеть, включающую порядка 150 компьютеров, и остальную офисную технику обслуживают собственные IT-специалисты. И их работа полностью удовлетворяет все потребности. Геннадий Малков, генеральный директор агентства недвижимости "Дом", также сообщил, что компания пользуется услугами собственных IT-специалистов. "Их задачи не ограничиваются обслуживанием офисной инфраструктуры. Они также развивают сайт компании, проводят обучение персонала по эксплуатации техники, – пояснил он. – И платить за каждую выполненную задачу в отдельности нам было бы менее выгодно, чем за комплекс. Возможно, так происходит, потому что наша компания не очень велика".
Михаил Рязанов констатирует, что фирм, способных оказывать широкий спектр IT-услуг, в Барнауле мало. Хотя их точное число он назвать затруднился, как и другие участники рынка. "В нашем городе аутсорсинг в основном является побочным видом деятельности для фирм, которые продают программное обеспечение или офисную технику. Поэтому они оказывают ограниченное число услуг по обслуживанию реализованных товаров, – говорит он. – Мы изначально создавались как компания, предоставляющая разнообразные IT-сервисы. Поэтому имеем в штате специалистов разных направлений: web-дизайнера, программиста и других. Со временем, я думаю, подобных компаний станет больше. Потому что сейчас рынок торговли уже насыщен и начинающим предприятиям выгоднее развиваться в сфере услуг".
Преимущества и риски IT-аутсорсинга
Преимущества |
Риски |
1. Отсутствие необходимости расширения штата |
1. Возможная неисполнительность привлеченной фирмы |
2. Гарантия профессиональной ответственности |
2. Допуск приглашенной фирмы к внутренней |
3. Аутсорсинг позволяет сфокусировать внимание |
Самое важное - в нашем Telegram-канале