Происшествия

Тариф "уголовный". Алтайская полиция расследует дело о завышении цен на услуги

Впервые в крае тарифы и способ их формирования стали предметом расследования в рамках уголовного дела. По версии следствия, компания "Сибпромжелдортранс" ("СПЖТ") при утверждении тарифа на свои услуги завысила расходы мошенническим путем, из-за чего тарифы тоже были завышены.

Железная дорога.
Железная дорога.
Лидия Соколова

"СПЖТ" оказывает услуги по подаче и уборке вагонов предприятиям двух регионов — Алтайского края и Новосибирской области. При этом в нашем регионе тарифы на эти услуги утверждает краевое управление по госрегулированию цен и тарифов, у соседей же — местный департамент по тарифам.

Среди клиентов компании, в частности, барнаульские ТЭЦ, на которые по железной дороге доставляется 2 млн тонн угля в год. И еще весной 2014 года Михаил Кузнецов, гендиректор "Сибирской генерирующей компании", владеющей станциями, заявил "СК": ТЭЦ переплачивают за услуги "СПЖТ" 200 млн рублей в год, ведь в других регионах тарифы на подачу и уборку вагонов по городу намного ниже.

В самом деле, в Новосибирской области тариф для этой же компании в 2014 году составлял 59 рублей за тонну. В Барнауле же потребители платят 138,9 рубля — в 2,35 раза больше. Причины таких различий и стали поводом для проведения правоохранительными структурами проверки.

Общие итоги проверки еще только анализируются, но первые результаты показали: покупка компанией одного тепловоза учтена в тарифах на 2013 год дважды — в крае и Новосибирской области. Более того, по факту тепловоз стоил 44,8 млн рублей. А в крае в тарифе учли 59 млн, в Новосибирской же области 50 млн (все цены с НДС).

По последним данным, тепловоз стоит на балансе алтайского отделения. Но столица Сибири требует вернуть его в область, и областной департамент по тарифам оштрафовал "СПЖТ" за отсутствующий тепловоз на 100 тыс. рублей.

По оценке экспертов, из-за того что в тариф заложена более высокая цена техники, тариф на подачу и уборку вагонов в крае завышен на 4,4 рубля за тонну, а ущерб, нанесенный потребителям, составил 1,1 млн рублей. Эти факты и стали основанием для отдела полиции № 4 УМВД по Барнаулу возбудить 31 декабря 2014 года уголовное дело по признакам мошенничества в особо крупном размере.

А между тем следствие намерено изучить правомерность и других действий компании — например, включение ею в перечень основных средств охотничьей базы и соцобъектов, не задействованных в основном производственном процессе, а также заключение договоров на ремонт тепловозов с аффилированными фирмами. Привело ли это к завышению расходов и тарифа, еще предстоит выяснить.

Добавим, что часть фактов, попавших в поле зрения следствия, отражены в экспертизе, проведенной в рамках судебного разбирательства между "Барнаульской генерацией" (входит в "СГК") и краевым управлением по тарифам. На суде энергетики требовали признать тариф для "СПЖТ" на 2014 год недействующим. И в октябре 2014 года суд это требование удовлетворил, но решение не вступило в законную силу: жалобу Верховный суд рассмотрит 11 февраля. Главным аргументом для суда был вывод эксперта: при утверждении тарифа "СПЖТ" не представило документы, обосновывающие ее расходы, хотя тариф для перевозчика был увеличен на 7%.

В управлении по тарифам сочли преждевременным комментировать решение краевого суда до вынесения вердикта Верховным судом. Что касается дважды учтенных средств на тепловоз, то необоснованные расходы будут исключены при формировании тарифа на следующий период, сообщили в управлении.

Александр Ивашин,
генеральный директор "СПЖТ":

О факте возбуждения уголовного дела нам ничего неизвестно. Однако проблемы во взаимодействии с энергетиками Алтайского края действительно существуют. В частности, с октября 2014 года своевременной оплаты за привезенный уголь (около 1 млн тонн) не производится, задолженность более 100 млн рублей нарастает ежемесячно (притом что платежи в январе составили только 5,8 млн рублей).

Нас беспокоит отсутствие в Алтайском крае каких бы то ни было уполномоченных представителей компании, при этом компания принадлежит кипрскому оффшору*. Мы не понимаем, как она управляется, с кем вести переговоры. Это вынуждает нас обратиться в правоохранительные и властные структуры края (ФСБ, прокуратуру, антимонопольный комитет). Несмотря на то что мы вправе в такой момент приостановить подачу вагонов с углем на ТЭЦ, делать этого мы не будем до окончания отопительного сезона. Интересы людей для нас находятся на первом месте.

* С 30 декабря 2014 года 93% акций "Барнаульской генерации" владеет "СГК".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость