Фрагменты из отзыва Нины Парфеновой
Горный "ресторан"
Пока едешь по равнинной части Алтайского края, глазу и зацепиться вроде не за что – леса, поля, деревни. Красиво, но обычно, такое увидеть можно где угодно. Но вот на горизонте в серой предрассветной дымке появляется цепочка гор - и всё меняется. Любые горы – это загадка. Угадать, что они прячут за своим величием и молчанием, сразу невозможно. Но если ты хотя бы раз вдохнёшь запах горных вершин, посмотришь сверху на необъятный мир, лежащий у тебя под ногами, тебе никогда больше не забыть этого ощущения. И ты подспудно будешь стремиться вновь и вновь к этой высоте и завидовать птицам, которые могут подниматься ещё выше и смотреть сверху на сами вершины…
Наш спутник Рафаиль Гималетдинов, председатель правления общественной организации "Клуб любителей путешествий" ( штаб-квартира которой находится в селе Чинета Краснощековского района) с гордостью повёл рукой, обращая наше внимание на вид, открывающийся с небольшого плато, носящего в народе название "Ресторан". Мне знакомо это чувство, когда показываешь не сведущим ещё людям свои любимые места. В неверном свете едва зарождающегося дня пыталась охватить взглядом открывшуюся величественную панораму. В ней было всё – островерхие и плавно изгибающиеся вершины, гребёнки леса, стекающие по склонам, обрывки тумана в темнеющих складках гор, тускло блестящие озёра, извилистая лента дороги…
Чинета
Вид из окон машины уже не даёт отвлечься. Хочется увидеть всё – подступающие прямо к дороге складчатые горы, обтёсанные временем и ветрами до состояния острых каменных кристаллов, густой ярко-зелёный лес, подвесной мост через бурливый Чарыш, как-то по-особенному, островками растущий так называемый Курильский чай (лапчатка кустарниковая, как сказали бы фармацевты)… А потом вдруг открывается лежащая в огромной ложбине деревня, со всех сторон окружённая горами. Всё покрыто зеленью, ближе к реке Ине много ивы или тальника, так называют это растение местные жители. Некоторые дома стоят на островах. Чинета в дословном переводе с тюркского - на сырости лежит. А "Иня" в переводе на русский - "мать". Она течёт с высоких гор и возле Чинеты разливается на восемь рукавов. А в конце села сходится и стекает дальше в Чарыш. И как-то сразу становится понятно – это место, где хочется жить. И рассказ Рафаиля Гималетдинова, в общем-то, был созвучен этим мыслям.
Рафаиль Гималетдинов,
председатель правления общественной организации "Клуб любителей путешествий":
Как-то, года три назад, я на своем автомобиле перевозил домашние вещи одной знакомой, у которой дочь живет и работает в селе Чинета директором школы. Добираться было далеко, да ещё в непогоду. Доехали от Омска до Новосибирска и повернули на юг к Барнаулу на Ордынскую дорогу, а потом через Барнаул уже в Чинету. Путь наш составил почти 1400 км. . Когда я приехал, мне было это всё, конечно, интересно. Ночевал я в старом домике XIX века постройки. Деревенский уют, печка, коврики ручной работы – всё по-деревенски. Особенно мне понравилась баня "по-чёрному". Хозяйка, которой было за 80 лет, была очень добродушная. На ужин наливала нам пиво, так она называла напиток, который готовила сама. А потом смотрела на меня со стороны и хитро спрашивала: "Ну, и как пиво?" В следующую поездку всё и решилось… Предложили купить дом, и я не задумываясь это сделал. И не жалею. Здесь особая энергия, особые люди. Когда идёшь по улице, все прохожие здороваются. Как-то приехал я в Чинету в начале июня, а весь огород зарос бурьяном. Соседи советуют: "Сажай картошку, она ещё вырастет", я отвечаю: "У меня нет картошки". А сосед Юра Хышов и говорит: "Подъезжай и возьми, сколько надо, а землю тебе вспашет Саша Байков". Вскопали мне огород, взял я картошку, и посадили мы все вместе с другом Валерой, Юрой Хышовым, и его сыном. А какая здесь ловится рыба! Хариус. Сами знаете – вкуснятина! Я вообще-то ни одной рыбки не поймал. Что-то у меня с рыбой не получилось… Конечно, я без рыбы не остался. Всё тот же сосед и друг Юра Хышов…
В селе Чинета есть три магазина и школа, маленький клуб. Как и в каждом селе есть глава это Анатолий Петрович Гудимов , простой человек и мудрый. Там же в селе живёт его отец, Пётр Ефремович Гудимов. Он молодости потерял ногу, но не сдался, стал лесником, женился на красавице из соседнего села. Ходил, как сами понимаете, на костылях, но за ним, говорят, не поспевали. У местного депутата Андрея Алексеевича Сухно с супругой Светланой Николаевной семь детей (четверо из которых приемных). Тоже дружная и работящая семья
Люди в Чинете особенные, скромные, не избалованные цивилизацией. Сотовой связи, к примеру, здесь нет. Для того, чтобы поговорить по телефону, нужно проехать 23 километра на гору "Ресторан" или ещё дальше в горы. Таксофоны стоят у почты и в селе среди домов, карточки для связи есть только на телефонной станции. Не успел купить – опоздал…
В 32 километрах от Чинеты - заповедник и там тоже живут удивительные люди. Приедешь на Кордон пчеловоды Казаковы обязательно угостят удивительным медом...
А какой здесь мёд! Всяких сортов и вкусов. Здесь много пасек, которые стоят на склоне гор, в ущельях, за горой. Пасека Николая Ивановича Осипова стоит на тропинке, ведущей по ущелью в пещеры. Когда мы туда идём, обязательно заглядываем к нему в гости. И конечно, он нас балует медком, а мы едим и запиваем его водой из горной речки.
Фрагменты из отзыва Нины Парфеновой
Откуда берутся чудеса
Как говорится и я там была, мед пиво пила. И дышала хрустальным воздухом, окуналась в пьянящее разнотравье и самое главное, встречалась с удивительными людьми.
Когда-то давно Осип Мандельштам написал: "Мы живём, под собою не чуя страны". Как мало всё-таки мы знаем о своей стране, об её истории, о людях, в ней живущих- думается после таких душевных встреч.Немного истории. Строительство крепостей и форпостов Колывано-Воскресенской линии (системы оборонительных сооружений, началось в 1747 году по указу Сената для защиты алтайских заводов от нападений киргиз-кайсаков и калмыков) закончилось к 1771 году. Одним из укреплённых мест этой линии стала Защита Инская. Она была сооружена на правом берегу реки Ини при впадении ее в Чарыш. Защита Инская служила дополнительным прикрытием, вернее даже буфером Чагирской крепости. Она стала пятым оборонительным пунктом, построенным на территории будущего Краснощёковского района.
От этой крепости, как и от Чарышского форпоста и форпоста Казанской богоматери, не осталось никаких следов. Поэтому в настоящее время лишь остатки Тигирекского и Чагирского форпостов да, пожалуй, названия деревень Генералка и Казачка напоминают о существовании некогда мощной Колывано-Кузнецкой оборонительной линии.
Позже, в нескольких километрах от этой крепости возникла деревня Чинета. Первое достоверное упоминание о ней датируется 1782 годом. По данным ревизии этого года, Чинета (Ларионово) насчитывала 40 душ мужского населения. Достаточно крупное для того времени поселение. Почти столько же душ мужского населения (44) тогда проживало и в Краснощеково.Ясно, что Чинета возникла значительно раньше 1782 года, но точная дата её образования пока не установлена. По преданиям, она поначалу состояла из семи дворов. Восьмым поселенцем стал Сидор Романов. В пятидесятых-шестидесятых годах восемнадцатого века он приехал с Ишима и построил восьмой дом. Первыми жителями Чинеты считаются Усовы, Романовы, Бердюгины и Жертвины. Среди первых поселенцев был по преданиям и поп-расстрига.
Деревня стояла в лесу, но вдоль Ини встречались и не заросшие лесом долины. С каждым годом местные жители упорным трудом увеличивали их площадь. В 18 веке здесь сеяли рожь и овес. Но основным занятием были скотоводство и охота. Не вполне ясно происхождение названия деревни - Чинета. Возможно, оно тюркского происхождения, как Чинётка, Иня и др. Ведь до появления русских людей в этих местах располагались кочевья телеутов (белых калмыков), которые в большой степени сохранили черты древне-тюркского языка. Поэтому тюркское название могло закрепиться и за поселением. Старожилы полагают, что название деревни Чинета возникло по названию речки Чинётки. Привычная для русского уха транскрипция тюркского слова. В госархивах Алтайского края есть сведения, что деревня Чинета раньше называлась Ларионова. Возможно, что у деревни было сразу два названия: официальное Ларионова и неофициальное - Чинета. В конце XIX века село стало и официально называться Чинетой. По 5 ревизии 1795 года в Чинете проживало 45 душ мужского населения. 6 ревизия 1811 года насчитывала уже 71 душу мужского населения. По ревизии 1816 года в деревне было 72, а 1834 - 87 душ мужского населения.
С Алтаем (Алтын-Туу, что значит Золотая гора) связано множество легенд: о женщинах легендарного племени чудь, выходящих иногда на поверхность из подземелья; о старцах огромного роста, сидящих там в окружении книг и странных вещей, назначение которых уже забыто; о сокровенном городе, что стоял на месте Ак-Кемского озера, где в Храме Белого Отца происходило посвящение всех Учителей Мудрости. Предания гласят, что Алтайскую землю всегда охраняет Благословенный Белый Всадник. На северном склоне Белухи, под покровом льда и снега, есть его древнее изображение, которое проявится во времена прихода на Алтай Владыки Майтрейи (Будды нового времени). Великий Храм во времена второго геологического подъёма Алтая, когда жило ещё племя чудь (это племя миролюбивых гигантов скрылось под землёй, спасая свою свободу), обрушился, похоронив под собой древний Святой Город. Алтайские мудрецы говорят, что даже если исчезает внешняя форма храма или святилища, остаётся плазменное, или огненное состояние его формы, и оно может быть видимо теми, у кого развит Глаз Мудрости.
Самое важное - в нашем Telegram-канале