В совещании приняли участие помощник Президента Эльвира Набиуллина, Министр регионального развития Игорь Слюняев и руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков, сообщает пресс-служба Кремля.
Во время совещания высяснилось, что в Мурманской области и Республике Алтай рост тарифов составил 225 процентов.
Владимир Путин,
президент РФ:
Слушайте, что Вы мне рассказываете? Граждан это совершенно не интересует. Игорь Николаевич, о чём Вы сейчас говорите? Если не существует, значит, должна существовать. Ведь люди, когда приходят платить, им вот такая платёжка приходит.
В Петербурге в некоторых районах (квартплата) на 40 процентов выросла. Вот они, платёжки. Идите и объясните людям, почему они в январе или в декабре, в ноябре должны были платить такие деньги, а в январе, феврале – вот такой скачок. И это в Петербурге, в некоторых районах. А в Мурманске, Вы говорите, в отдельных муниципалитетах на 200 с лишним процентов. С ума сошли, что ли?
Стенограмма совещания:
И.Слюняев: В структуре платежа за коммунальные услуги доминанта – плата за тепло. В Санкт-Петербурге очень показательная ситуация, потому что 354-е Постановление предоставило право субъекту Федерации определять, с какой регулярностью граждане платят за тепло, либо они платят в течение отопительного сезона, либо выплачивают ежемесячно.
В.Путин: А зарплату им платят регулярно или тоже во время отопительного сезона повышают? Всё, что делается, не должно противоречить здравому смыслу. Может быть, в этом и есть определённый смысл – платить за тепло именно тогда, когда оно поступает в дома.
Но это нужно всё равно делать как-то аккуратно, выстроить такую систему платежей, которая не била бы людей как обухом по голове. А ведь я уверен, что подавляющее большинство людей даже об этом не знает ничего, они просто получили платёжку на 40 процентов больше. А в Мурманской области или Республике Алтай – ещё больше в несколько раз. Ну и как им жить-то?
И.Слюняев: Действительно, мы при разработке 354-го постановления исходили из понимания идеального потребителя коммунальных услуг. Наверное, в этом была наша ошибка. Равномерные платежи в течение 12 месяцев не так ощутимо ударяют по доходам домашних хозяйств, как платежи в течение отопительного сезона.
В.Путин: Там можно ведь выстроить технологически так, что люди будут платить какую-то стабильную величину в течение года, а когда наступает время отопительного сезона, она может увеличиваться, но увеличиваться незначительно. И люди должны понять, о чём идёт речь, и быть к этому готовыми.
И.Слюняев: Владимир Владимирович, речь идёт о равномерных платежах либо в течение 12 месяцев, либо в течение отопительного сезона (6–7 месяцев). Но Вы абсолютно правы, нам придётся поправить подход, потому что равномерный платёж менее ощутим для потребителей коммунальных услуг.
В.Путин: Потом мы договаривались о том, чтобы разобраться с этими общедомовыми пространствами. Есть такие пространства, которые начали в некоторых муниципалитетах включать в обязательный платёж, а на самом деле они даже и не отапливаются никем, а людей заставляют платить по общей площади. Это тоже неверно.
Я Вас прошу ускорить те договорённости, которые были достигнуты при нашей встрече месяц назад, и ускорить принятие решений, о которых мы говорили по этому постановлению Правительства, точнее, по его корректировке.
И.Слюняев: В соответствии с Вашими поручениями мы подготовили изменения в действующую нормативно-правовую базу (354-е постановление, 124-е, 306-е), они должны быть внесены до 1 апреля частично, частично – до 1 мая. Но мы готовы ускориться, понимая, что это такая очень болезненная проблема для людей.
В.Путин: У нас года три назад, по-моему, был такой резкий скачок, и мы всё привели в соответствие и провели работу таким образом, чтобы тариф в целом по году не вырос на определённый процент.
Вот сейчас там, где он скакнул (совершенно необоснованно, я считаю) или в силу халатного, или формального отношения к этому вопросу, нужно сделать всё для того, чтобы ситуацию исправить и не заставлять людей платить такие совершенно необоснованные суммы. Экономический подход не может рассматриваться отдельно от вопросов социального характера.
И.Слюняев: Владимир Владимирович, если можно, буквально четыре основных подхода, которые мы практикуем в рамках совершенствования нормативно-правовой базы.
Во-первых, мы считаем, что необходимо синхронизировать наши подходы в отношении тарифного регулирования, установления нормативов и платы граждан, взаимоувязать все наши решения.
Во-вторых, очень важно идти по дальнейшему пути установки приборов учёта. И вот, наверное, имеет смысл возлагать не на граждан обязательства по установке таких индивидуальных приборов учёта, а включить в состав инвестиционных программ электроснабжающих, теплоснабжающих, водоснабжающих организаций. Наверное, это было бы разумно, потому что подобный опыт был в электроэнергетике, когда новые счётчики устанавливали сами сбытовые компании.
Ещё одна проблема. Для того чтобы влиять на плату граждан, у нас существовало положение в рамках 184-го Федерального закона, где мы ограничивали рост платы граждан – не более 10 или 15 процентов в год. Вот к этой практике необходимо вернуться. Тогда мы не только тариф будем ограничивать в росте, но и совокупный платёж граждан.
И самое главное, что нам необходимы коммерческие операторы учёта коммунальных платежей. Такими операторами могут выступать расчётно-кассовые центры. И в соответствии с Вашим поручением мы подготовили проект закона о ГИС ЖКХ, в составе которого вот такие операторы учёта возникают.
В.Путин: Эльвира Сахипзадовна, Вы мне показывали платёжку по Вашей квартире. Сколько там? Она у Вас с собой? Покажите.
Э.Набиуллина: Да, с собой. Я посмотрела по месяцам. Но как раз Москва отличается тем, что не вводила общедомовые нужды, не выделяла от индивидуальных, и при этом не переходила к оплате отопления за отопительный сезон. Поэтому платёжка росла достаточно равномерно. У меня в октябре было 3900, в ноябре – 4900, в декабре – 5100, в январе – 5400.
В.Путин: А в Питере как?
Э.Набиуллина: Похуже, вот одна чем-то похожая квартира – 3900, 3780, а потом сразу 12 570.
В.Путин: Вот таких скачков быть не должно. И я вас прошу проработать этот вопрос с руководством соответствующих регионов Российской Федерации, а они, соответственно, с муниципалитетами, с тем чтобы сгладить эту ситуацию, выровнять её и людей не ставить в такое положение. А те, кто переплатил, – эти платежи должны быть учтены либо в будущих платежах, либо деньги надо вернуть, так, как мы это сделали два года назад. Там, где тариф скакнул, а его потом сгладили.
Полный текст с совещания по вопросам ЖКХ.
Самое важное - в нашем Telegram-канале