Экономика

Фирма веники не вяжет

Барнаульская компания поставляет деревянные расчески на мировой рынок

«Наша компания и продукция в формировании имиджа не нуждаются, - предупредил Сергей Гончаренко, директор фирмы «Тимбэ Продакшен», прежде чем согласился организовать для «ВД» экскурсию на предприятие. – Вы, очевидно, знаете, что мы вообще не рекламируем свой товар…»

Пик известности компании «Тимбэ Продакшен» пришелся на 2000 год, когда предприятие первым в России получило международный сертификат Лесного попечительского совета (FSC). Проще говоря, наличие сертификата означает, что компания работает в рамках «экологически ответственного, социально ориентированного и экономически устойчивого лесопользования». В российских и западных СМИ тогда сообщалось, что «Тимбэ Продакшен» реализует на внешний рынок деревянные расчески и массажеры, «перерабатывая ежегодно 2 тыс. кубометров низкосортной березовой древесины», что является «ярким примером того, что и в современных российских условиях можно и нужно заниматься глубокой переработкой древесины».

Именно в 2000 году было широко проафишировано, что «Тимбэ Продакшен» является единственным в России предприятием по промышленному производству изделий из березы, и продает их английской компании Body Shop, владеющей сетью косметических магазинов в 48 странах мира. Агентом в этой схеме выступала и по-прежнему выступает другая английская компания – Pricebatch LTD. О деталях 14-летнего сотрудничества с иностранными партнерами мы подробно поговорили с Сергеем Гончаренко.

Сначала был бук

- В 1992 году я и мои будущие компаньоны работали на заводе «Ротор». Времена были, как известно, лихие, и мы, честно говоря, думали, куда бы приложить свои знания, - вспоминает Сергей Гончаренко. – Совершенно случайно узнали, что некая Хитер Годсмарк, директор фирмы Pricebatch, приехавшая на отдых в Горный Алтай, изучает тему производства деревянных гребешков из экологически чистого сырья. Посмотрев на эскиз и образец, мы поняли, что технически это сделать возможно…

По словам Сергея Гончаренко, первые образцы изготавливались «практически голыми руками и на пустом месте». «Мы сняли помещение площадью 30 «квадратов». На свалке подобрали каркасы школьных парт, закрепили на них панели из ДСП, установили электромоторы, - говорит директор «Тимбэ Продакшен», демонстрируя тот самый эскиз деревянного гребешка. – Он сделан из бука. И первые 28800 расчесок были тоже сделаны из бука.

- Бук, насколько мне известно, не произрастает в Алтайском крае…

- Он произрастает в Кабардино-Балкарии. Там мы и закупали сырье до 1994 года.

- Согласитесь, это не самый лучший вариант с экономической точки зрения.

- Англичанам были нужны именно буковые расчески зеленого и розового цвета. Только так они могли вписаться в ассортиментную линейку Body Shop. И первые партии мы замачивали в пищевом красителе, растворенном в воде. Если бы хоть кто-то из нас тогда что-либо понимал в деревообработке, он надавал бы нам по рукам. Но у нас были обязательства пред англичанами, и мы замачивали и делали! Иногда приходилось самолетом привозить из Кабардино-Балкарии по два-три куба сырья. Естественно, очень быстро был сделан первый вывод частного производственного бизнеса: работать нужно только на местном сырье.

«Береза – это супер!»

Сегодня сырье в компанию «Тимбэ Продакшен» поступает из Косихинского лесхоза, который в 2000 году также прошел сертификацию FSC. Сергей Гончаренко подтвердил, что единственный березовый товар, имеющий в России широкое применение, - это дрова. Но при этом он не согласен с оценкой «низкосортная березовая древесина», данной сырью «Тимбэ Продакшен» в одной из газет. «Да, береза - не деловая древесина, но при умелом подходе и из нее можно делать маленькие чудеса», - пояснил г-н Гончаренко и рассказал, как предприятие перешло на это сырье:

- В 1994 году нам с большим трудом удалось убедить англичан в том, что береза - это супер. Но какой ценой! Мы изучали литературу, искали тексты заговоров народных знахарей, в который есть упоминание о полезных свойствах березы… И в итоге презентовали англичанам березу в лучшем виде!

В настоящее время «Тимбэ Продакшен» производит из березы 10 видов расчесок, 20 видов массажеров, маникюрные принадлежности и т. д. «В магазинах сети Body Shop эти товары не претендуют на звание основных. Скорее, это товар, лежащий в корзине, которая стоит на заднем плане», - уточнил Сергей Гончаренко.

«Из Сибири с любовью»

- Сергей Алексеевич, объясните, какую роль в ваших отношениях с Body Shop играет компания Pricebatch?

- В 1993 году, когда Анита Роддик, создатель и владелица Body Shop, была у нас в гостях, мы тоже ее об этом спросили. Она ничего не ответила на вопрос в такой постановке. Но потом пришло письмо, в котором излагались принципы ведения бизнеса на Западе. Нам подробно объяснили, что Body Shop – это очень крупная компания, а «Тимбэ продакшен» - очень мелкая. И между ними должен быть посредник. Он работает с «мелкими», принимая на себя риски Body Shop. Body Shop не волнует, есть ли у нас электричество, какие в Сибири морозы или засуха. Это интересно лишь компании Pricebatch, потому что она - наш агент.

Кстати, в продолжение тезиса об “очень мелкой компании”. Когда г-жа Роддик приехала в Россию, нас предупредили, что это будет очень важный человек. Нам нужно было продемонстрировать активную деятельность, показать, что у нас - предприятие с большой буквы, - с иронией вспоминает Сергей Гончаренко. - А мы снимали «офис» на втором этаже гаража. Туда вела приставная лестница. Анита Роддик по ней и взбиралась (смеется)! Позднее, когда я был в музее, работающем в головном офисе Body Shop, увидел там фотографии г-жи Роддик. На нее в компании смотрят как на бога. При этом многие менеджеры ни разу не видели ее собственными глазами.

Кстати, именно Аните Роддик принадлежала идея украсить деревянную расческу надписью «From Siberia with love” (“Из Сибири с любовью”). Через три дня, когда владелица Body Shop была еще в Барнауле, из Англии уже прислали необходимые клише, с помощью которых надпись начали выжигать на изделии. Сергей Гончаренко говорить об этой технологии не хочет и даже не назвал температуру, при которой происходит выжигание надписи. «Конкуренты не дремлют», - пояснил директор «Тимбэ Продакшен».

Почему не прижился «Танцор на ветру»

- Специфика бизнеса, очевидно, быстро заставила вас выучить английский язык?

- Нет. На уровне застольного разговора с англичанином я не растеряюсь. А вот вести беседу о серьезных вещах будет сложнее. Языковой барьер был большой проблемой. Но Pricebatch открыла в Барнауле представительство, в котором работают два англоговорящих специалиста. Они и обеспечивают коммуникацию.

Иностранные гости в «Тимбэ Продакшен» приезжают минимум два раза в год. Это инспекции FSC, контроль Pricebatch, визиты представителей международных природоохранных организаций и т. д.

Приезжают, например, два-три английских инспектора. Их задача - проверить предприятие на соответствие международному стандарту. Они ходят по цехам, общаются с персоналом, смотрят нам в глаза, заполняя при этом так называемый чек-лист. Это анкета, в которой есть только два варианта ответа - «да» или «нет». Очень беспристрастный инструмент! При этом инспектор без стеснения может сказать: «Информация, которую вы мне предоставили, расходится с данными, которые мы получили у ваших работников. Объясните причины, пожалуйста». Инспекторы приглашают работников для беседы с глазу на глаз, спрашивая: «Почему вы работаете без средств защиты? Потому что их вам не выдают? Или потому что вы их положили в карман?» Или «На вас сейчас спецодежда. Вам ее выдали перед нашим приездом?»

- Как инспекторы характеризуют уровень зарплаты на «Тимбэ Продакшен»?

- У них нет задачи делать такие оценки.

- Каким образом в производство внедряются новые модели продукции: инициатива идет из Барнаула или новинки директивно «спускаются» из Англии?

- Требования прислать новые образцы поступают регулярно. В «Тимбэ Продакшен» есть участок, занимающееся новыми разработками. Однако хочу, чтобы вы поняли: «Тимбэ Продакшен» - независимое предприятие в принципе. Мы работаем в рамках своей экономической заинтересованности. Скажу, что со стороны иностранных партнеров было довольно много предложений, от которых мы отказались.

- Например?

- «Танцор на ветру» - вам это говорит о чем-нибудь? Это конструкция из стянутых шпилькой палочек, которую вывешивают, например, в дверном проеме, и она вращается от движения воздуха. Мы подготовили опытные образцы, но потом от этого проекта отказались. Или вот, например, одежная щетка. Ворс изготовлен из кокосового волокна. Нам предложили изготавливать для этой щетки деревянную ручку. Мы отказались. Потому что уже усвоили еще один принцип производственного бизнеса: выгоднее делать не полуфабрикат, а целое изделие, которое можно поставлять как на экспорт, так и на внутренний рынок.

- Инициатива по выпуску массажеров кому принадлежала?

- Это очень интересная история. По инициативе Body Shop мы более трех лет выпускали вот этот массажер, - показывает Сергей Гончаренко круглое деревянное изделие, снабженное деревянными же шариками. – Предварительно Body Shop устроила тендер, в котором приняли участие мы и одна индийская компания. Напомню, что Индия – бывшая колония Великобритании, и многие жители этой страны до сих считают себя подданными Ее Величества. И англичане относятся к индийцам не без благосклонности. Но мы выиграли тендер и поставляли массажеры по $ 1,3 за штуку.

Кстати, европейские партнеры очень жестко подходят к вопросу ценообразования. Уже согласованную цену «сдвинуть» в пользу поставщика практически нереально. В России же курс доллара снижается, и это создает нам проблемы. Поэтому мы обязаны постоянно повышать эффективность бизнеса. Так появилась линейка массажеров, выпускаемых из малых брусков. То есть фактически из дров, которые раньше мы либо сжигали, либо отдавали даром.

Рецепты внутреннего рынка

- Поговаривают, что название компании тоже было продиктовано англичанами. Они не предприниматели попыток купить «Тимбэ Продакшен»?

- Название действительно предложили английские партнеры. Его перевод – «древесное производство» - не совсем соответствует сути нашего предприятия. Но в 1992 году, когда состоятельный западный заказчик пожелал именно такое название, мы решили – пусть так и будет. Главное, что это название не противоречит нашим принципам.

Что касается покупки «Тимбэ Продакшен», то, думаю, им это не интересно. Для Body Shop важно одно: вовремя получить качественный товар. И для того, чтобы обеспечить этот показатель, они применяют жесткую систему контроля Это нормальные принципы, и мы их приняли.

- «Тимбэ Продакшен» до 70% продукции реализует Body Shop. Не считаете, что это довольно рискованное распределение сбыта? Ведь можно предположить несколько причин, по которым Body Shop придется объем закупа ваших изделий…

- Схема сбыта, по которой мы работаем с англичанами, была продублирована нами во взаимодействии с рядом крупных российских торговых сетей. Они готовы брать гораздо больше, чем «Тимбэ Продакшен» предоставляет на внутренний рынок сейчас. Пока же свободные ниши, появляющиеся на российском рынке, заполняют наши китайские конкуренты. Это объективное обстоятельство, но есть рецепты и по его преодолению.

Кто есть кто в англо-российском партнерстве

Body Shop International PLC

Первый магазин Body Shop был открыт Анитой Роддик в Англии в 1976 году. В настоящее время компания имеет сеть из 2 тыс. магазинов в 48 странах мира, специализируясь на выпуске и продаже косметики, парфюмерии (свыше 600 наименований) и аксессуаров (более 400 наименований) на натуральной основе. В 1997 году Body Shop International PLC вошла в первую сотню обладателей самых известных брэндов в мире. Согласно данным, опубликованным на сайте компании, продажи фирменных продуктов Body Shop происходят каждые 0,4 секунды. Стоимость части пакета акций Body Shop International PLC, которой владеют Анита Роддик с супругом, составляет 120 млн. фунтов стерлингов.

В 1992 году Body Shop International PLC зарегистрировала собственный благотворительный фонд. Фонд реализует проект “Дети на краю пропасти”, в рамках которого велась или ведется работа в Бразилии, Румынии, Албании, Боснии и других странах. В Алтайском крае Body Shop совместно с “Тимбэ продакшен” направили 500 тыс. рублей на восстановление детского сада-приюта в Косихинском районе.

Pricebatch LTD

Компания сотрудничает с производственными предприятиями, организуя продвижение продукции на западный рынок и оказывая помощь в осуществлении экспортных поставок. Среди основных услуг, предоставляемых Pricebatch LTD: обеспечение производителей информацией о зарубежных рынках, обеспечение связи и перевода иностранных текстов, поддержка переговорных процессов, обеспечение сроков поставок, назначенных Body Shop и другими покупателями.

Pricebatch LTD также известна своей благотворительной деятельностью. В Барнауле компания оказывала материальную помощь ряду социальных учреждений, включая детский дома?? и больницу для детей, больных туберкулезом.

«Тимбэ Продакшен»

Компания создана в Барнауле в 1992 году. Первая партия деревянных расчесок была направлена в Англию в 1993 году. В настоящее время продукция кроме Англии реализуется в Южной Корее, Германии, США, Японии, Индонезии и в России.

На предприятии занято 170 человек. В рамках партнерства к «Тимбэ Продакшен» предъявляются следующие требования: наличие социальных программ; социальные гарантии рабочим; аттестация рабочих мест; сертификация производства по стандартам Сообщества ответственных лесопользователей.

Предприятие имеет собственные сушильное хозяйство, грузовой транспорт и производственные помещения. В 2004 году запущена собственная газовая котельная, в 2005 году был реализован проект по запуску фильтровальных установок, что, как заверяют в «Тимбэ Продакшн», исключает выбросы пыли в атмосферу.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость