Экономика

Юрий Никитин: "В федеральных сетях меньше жизни"

"Торговый двор "Аникс" 14-15 марта провел ежегодный форум поставщиков и ритейла. Накануне мероприятия генеральный директор "Аникса" поделился мыслями на тему меняющейся роли региональных розничных торговых сетей.

Юрий Никитин, гендиректор "Торгового двора "Аникс".
Юрий Никитин, гендиректор "Торгового двора "Аникс".
Олег Богданов

Юрий Никитин,
генеральный директор ТД "Аникс":

Чем этот год для нас отличается от предыдущего? Россия вступила в ВТО, и результаты этого мы уже чувствуем. Скажем, тот проект, который вчера громко объявлялся — "Алтайский бекон", — он отложен, перенесен на неопределенный срок, а может быть, закрыт навсегда. Почему? ВТО — это другие условия поставок, другие условия для присутствия импортного мяса свинины в РФ. Инвесторы уже по-другому оценивают риски для своих производств, окупаемости и по другой сельхозпродукции, ее переработке, по другим производствам. Что это на региональном уровне значит? Мы становимся более зависимы с точки зрения наличия, присутствия того или иного продукта. Зависимы от импортных поставок, от поставок из других регионов. Больше зависимости, меньше свободы выбора товаров на полках региональных сетей для покупателя.

Что еще меняется? Федеральные сети. Год назад "Ленты" не было в Бийске, сегодня она есть. Год назад "Магнит" планировал зайти в наш регион, в этом году он приходит на территорию Новосибирской области, идет поиск объектов для развития в Алтайском крае. Усиливается зависимость экономики региона от присутствия федеральных сетей. Это уже давно чувствуют производители и начинают осознавать сети.

Производители и сети в погоне за покупательской лояльностью слишком увлеклись фактором ценового предложения. Сеть говорит: дайте мне дешевле. Чтобы обеспечить это требование, производитель выбирает наиболее дешевое сырье. В итоге – меньше живого продукта как в товаре, так и в предложении на полке. А это все создает предпосылки для развития именно федеральных сетей, потому что это поле их игры. Играя в цену, мы сами себе делаем подножку. Заполняя полки региональных розничных сетей дешевым товаром, выбивая, выхолащивая качество, мы выбиваем у наших производителей, поставщиков способность производить качественный, живой продукт и тем самым создаем предпосылки к нашему общему проигрышу.

Наше преимущество в другом! Не в дешевом товаре с большим сроком годности (сроком жизни), а в качественном товаре, живом, а живое не бывает живым слишком долго. Мы должны заниматься качеством. Во-первых, заниматься поиском, производством отличного товара. Надо отличаться товаром, но не этикеткой, а содержанием, отличаться именно тем, что у нас он более живой, качественный, настоящий. Цена должна быть разумной, разумной с точки зрения покупателя. Он оценивает, соизмеряет, кладет на весы, говорит: да, этот тот вкус! Может быть, не дешево, но цена разумна. Да, я могу пойти в федеральную сеть и купить этот товар, но там меньше жизни и меньше цены. Я делаю выбор. Более здоровые продукты, больше пользы, мой вкус (вкус, "знакомый с детства").

Региональные сети и производители должны лучше осознать, в чем наше предназначение, преимущество, особенность. Нас, как людей, живущих на этой земле, кто здесь торгует, здесь производит. Работать над преимуществами, развивать их. А не играть на чужом поле в игру, которая для нас ничем хорошим не закончится. Проиграют все: сеть, производитель, покупатель. Мы можем повторить ситуацию, которая сегодня в Центральной России. Замеры лояльности покупателей подтверждают: да, 80 % покупателей ходят в "Магнит", X5 и "Дикси". Только при этом лояльность отрицательная. А почему вы туда ходите? А больше некуда, была региональная сеть, только она умерла. Так вот, я не хочу, чтоб региональные сети и региональные производства умерли. Если кто-то тешит себя надеждой, что он как региональный производитель займет место на полках федеральных сетей, это легкое заблуждение. Пример той же "Ленты" это демонстрирует. Местные туда не пробиваются. Есть шанс – только тогда они должны убить свой товар, убить в пользу цены. Но это временная победа, у такого решения нет будущего.

Девиз крупных сетей: экономь! Я пришёл, сэкономил деньги, но я заплатил чем-то другим. Хорошим настроением, к примеру, — на меня не обратили внимания, я ходил по грязному полу. Здоровьем — я буду есть консервированный товар, и так далее. Стоит ли к этому стремиться? Мы должны определяться, чего мы хотим достичь, кто мы, в чем наши преимущества. Конкуренция — это учитель, задающий вопросы. Нам нужно отвечать.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость