Поставки контрабандного топлива идут в край уже не первый месяц. Никакие налоговые отчисления при этом мелкими компаниями-поставщиками не производятся. Напомним, что акциз в стоимости литра ДТ составляет около 4,5 рубля, в стоимости литра бензина — примерно 8 рублей. Таким образом, его неуплата позволяет продавать нефтепродукты со значительным дисконтом и оставаться в прибыли. Долго искать покупателей нелегальным поставщикам не приходится — в крае надвигается посевная, а на местном рынке цена нефтепродуктов постоянно растет. К тому же не стоит забывать, что в текущем году аграрии не получат субсидий на закупку топлива.
Большая лазейка
Как же продавцам контрабанды удается обойти контролирующие органы? Оказывается, довольно просто. По закону акциз на подакцизные товары при поставках из-за пределов России взимается на границе как таможенный платеж. Таможенники в числе прочего "являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей". Однако, согласно комментарию Алтайской таможни, с 2011 года на российско-казахстанской границе таможенные операции, а также контроль въезжающего транспорта не проводятся. Поставщики из стран Таможенного союза обязаны представлять лишь так называемые "статистические формы учета перемещения товаров", где указано, какой товар они везут. Согласно такой отчетности, в 2012 году и в I квартале 2013 года ни дизтопливо, ни печное топливо в Алтайский край из Республики Казахстан не ввозилось.
Тем не менее Главное управление МВД России по Алтайскому краю составило административные протоколы в отношении лиц, перевозивших нелегальные ГСМ без документов. По данным газеты "Ваше дело", было задержано около 20 фур. В Алтайской таможне заверяют, что досмотр фур должны были проводить пограничники, а уплату акциза контролируют налоговые органы. Но налоговики на границе тоже не стоят и, соответственно, отследить, кто и что везет, не могут. Пограничники в свою очередь, конечно, досматривают фуры, но их интересует наличие запрещенных видов товаров, наркотиков или оружия. А уж какое поставщик везет топливо и соответствуют ли его объем и качество заявленным в документах, они контролировать не обязаны.
Сергей Ясонов, руководитель "Регионального таможенного центра", разъясняет, что ситуация на границе носит еще более глобальный характер и влечет серьезные потери для российского бюджета.
Сергей Ясонов,
руководитель "Регионального таможенного центра":
Акциз, как и НДС, сегодня оплачивается на территории России при ввозе товаров из Казахстана фактически в добровольном порядке. Сам порядок существует, но уклониться от него в нынешних условиях достаточно просто. Таможенного контроля на границе с Казахстаном нет, а какие-то налоговые посты не предусмотрены. Замечу, что объемы недополученного НДС гораздо больше, чем акциза.
Задержанное топливо Главное управление МВД России по Алтайскому краю отправило на экспертизу, которая будет проводиться около месяца. В управлении отмечают, что, даже если топливо будет признано качественным, его поставщики все равно понесут наказание как контрабандисты. Нефтепродукты относятся к числу товаров, контрабанда которых влечет уголовное наказание от трех до семи лет лишения свободы и штраф. Однако и здесь имеется законодательное упущение — стоимость поставки должна превышать 1 млн. рублей. Что касается партий казахстанского топлива, то они шли в край мелкими объемами, поскольку были оформлены на разные юрлица.
"Берем, где дешевле"
Сергей Ясонов уверяет, что сложившееся положение беспокоит очень многих. Имеющаяся лазейка значительно влияет на конкурентоспособность российских компаний, которые работают легально.
В ходе пресс-конференции, которую накануне провел Михаил Чугуев, он привел данные, согласно которым объемы реализации у алтайских ВИНК в мелком опте упали в несколько раз.
В пресс-релизе по итогам минувшего совещания сказано, что его участники сошлись во мнении, будто нелегальный ввоз топлива и последующее его приобретение может повлечь за собой разнообразные последствия: от искажения рыночной ситуации до массовых поломок автомобилей и сельхозтехники. Однако аграрии придерживаются другой позиции.
Александр Вайс,
исполнительный директор Союза крестьянских (фермерских) формирований края:
Для крестьянина важно, чтобы топливо было дешевле и не уступало по качеству. Сегодня цена на рынке колеблется от 22 до 27 рублей за литр в оптовом звене. Районы, расположенные ближе к Казахстану, наладили отношение с республикой, и им везут топливо по более низкой цене. Кому-то это не нравится, поскольку ломается внутренний рынок, но информация о случаях поставки некачественного топлива мне не поступала.
В таком же ключе рассуждает и фермер Николай Апасов, чье хозяйство за год расходует около 1 тыс. тонн топлива: "Покупать его нам пока не на что, но предложения от поставщиков из Казахстана поступают. Они предлагают хорошие условия, ДТ можно взять на анализ, проверить качество, а затем уже покупать. Почему мы должны отказываться? В этом году никаких субсидий на покупку топлива ждать не стоит, а за последнюю неделю цена ДТ на местном рынке выросла где-то на два рубля".
Что мы знаем о казахских нефтяниках
Павлодарский нефтехимический завод — крупнейшее в Казахстане предприятие по производству нефтепродуктов. ТОО "ПНХЗ" — единственное предприятие в Республике Казахстан по набору технологических установок, обеспечивающих глубину переработки нефти 80–85% масс. Павлодарский нефтехимический завод выпускает свыше 10 видов нефтепродуктов: бензин, топливо для реактивных двигателей, дизельное, котельное топливо, сжиженные газы, битумы, кокс, серу различных марок и т. д. Предприятие занимает более 460 га. По технологии завод ориентирован на переработку западносибирской нефти. В 2009 году ТОО "ПНХЗ" вошел в состав АО НК "КазМунайГаз".
Самое важное - в нашем Telegram-канале