Алексей Маленкин,
московский партнер Ernst & Young:
Каждый предприниматель понимает, что налоги — это безвозмездный платеж государству. По неофициальным данным, наша страна по степени креатива в вопросе ухода от налогов в мире пока лидирует. Есть африканские страны, которые просто ничего не платят, есть те, кто платит все, а есть те, кто платит столько, сколько считает нужным. Наша страна находится в первой пятерке тех, кто как раз платит столько, сколько считает нужным.
Государство так или иначе обязывает ритейл платить налоги. Я говорю о налогах с зарплаты и социальных платежах. Они просты и незамысловаты, их размер зависит от размера зарплаты ваших сотрудников. Мы остановимся на проблемах, связанных с НДС и налогом на прибыль, которые сейчас наиболее широко обсуждаются в прессе в отношении компаний розничного бизнеса.
Несмотря на то что в России нет понятия прецедентного права, как, к примеру, в США и Великобритании, мы небольшими шагами идем в эту строну. Как вам известно, многие решения судов, в частности позиция Высшего арбитражного суда, очень часто являются практикообразующими.
Рассмотрим, к примеру, тему краж с открытых полок и налогов по ним. Одно показательное дело в связи с этим недавно выиграла в Конституционном суде компания "Ашан". Она раз в месяц получала справку в местом УВД по случаям краж в торговых залах и об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с невозможностью определить потенциальный круг виновных лиц. Компания использовала эти справки для снижения налога на прибыль. Но во время одной из проверок инспектор отметил, что выдавать такие справки УВД не имеет права, делать это может только следователь, так же как и принимать решение об отказе в возбуждении уголовного дела. В связи с этим налоговики попытались все-таки взыскать налог на прибыль. Конституционный суд в свою очередь отметил, что этот факт не является существенным, поскольку компания предоставила государственную бумагу.
Обсуждение законопроекта, который позволяет вычитать определенный процент налога при хищении с открытых полок, обсуждается уже полтора года. В документе уже имеется большое количество ограничений: определение понятия "открытые полки", подтверждение убытка независимым аудитором. Аудиторы в недоумении — им в таком случае придется открывать пост в каждом магазине. Счет за такой аудит может быть равен годовому обороту компании.
Сейчас очень интенсивно развивается процесс налогового администрирования, несмотря на то что позиция судов и налоговых органов с каждым годом становится все жестче и жестче. Представьте, что к вам пришла налоговая проверка, вам выписали акт, вы готовите протокол разногласий, идете ругаться. Начальник налоговой не согласен — идете в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой. Вышестоящий орган тоже стоит на своем. По закону у нас есть три месяца на обращение в суд. Но сейчас реанимирован один из тех механизмов, который многие забыли: подать жалобу в ФНС России. Это не отменяет вашей возможности подать в суд. Сейчас около 20% жалоб, поданных в ФНС, рассматриваются положительно, поскольку люди, которые сидят в ФНС, оторваны от тех, кто делает план на местах. Их интересует публичность принятых позиций, как эта позиция соотносится с ранее обозначенной позицией ВАС.
Буквально в двух словах я хотел бы сказать еще об одной новации — это возможность горизонтального мониторинга. Сам термин пришел к нам из Голландии. Он подразумевает, что компания абсолютно открывается перед налоговой. Это своего рода перманентная налоговая проверка, но не очень обременительная. К примеру, мы хотим купить здание и сделать там ремонт. Мы спрашиваем, нужно ли капитализировать стоимость здания или это будет вычитаемый расход? Налоговая должна подумать и дать письменный ответ. Что это дает? За такой режим открытости вас не проверяют. Но в России пока не создан механизм применения режима горизонтального мониторинга. Есть только несколько компаний, которые заключили соглашение о горизонтальном мониторинге. Среди них "Мегафон", "Русгидро", Ernst & Young.
Самое важное - в нашем Telegram-канале