В каждом десятом письме – вопросы обеспечения жильем от детей-сирот, просьбы о помощи в вопросах усыновления и опекунства, лишения родительских прав, взыскания алиментов, получении путевок в детские сады и другие. В большинстве случаев права заявителей нарушались не из-за пробелов в законодательстве, а в результате некачественного исполнения своих обязанностей должностными лицами или органами власти, - отметил в своем докладе, прозвучавшем на мартовской сессии краевого парламента, омбудсмен Юрий Вислогузов.
Наибольшее число – 15% от общего количества – это вопросы исполнения жилищного законодательства и предоставления жилищно-коммунальных услуг. В основном жалуются на отказы в получении социального жилья и проведение ремонта многоквартирных жилых домов, низкое качество и высокую стоимость услуг ЖКХ. Муниципалитеты, не располагая жильем в достаточном количестве, вынуждены создавать очередь из внеочередников, не выполняя требований закона, - говорит Уполномоченный. При этом г-н Вислогузов отмечает, что улучшилось обеспечение жильем обманутых дольщиков и ветеранов войны.
Остро стоит вопрос расселения из аварийного жилья: так, были ситуации, когда в доме, предназначенном для сноса, продолжали проживать семьи, несогласные с предложенными вариантами переселения, при этом прекращалось оказание коммунальных услуг.
"К сожалению, приходится констатировать, что в Барнауле продолжают молчанием поощрять незаконную деятельность строителей. По всем случаям направлены запросы в администрацию города и прокуратуру края", - также сообщил Юрий Вислогузов.
Сложный вопрос – ремонт объектов исторического культурного наследия: одни пострадали от пожара, другие требуют капитального ремонта, - ни у собственников, ни у государства денег на это нет, и создается реальная угроза жизни проживающих в этих домах людей.
По количеству обратившихся жителей можно оценить их активность и деятельность местных органов власти по разрешению тех или иных проблем людей. Часто невозможность помочь заявителям органы местного самоуправления связывают с недостаточным финансированием и отсутствием бюджетных средств.
Традиционно на втором месте (13%, 282 письма) - проблемы социального обеспечения: пенсионного обеспечения и социального страхования, установления и пересмотра инвалидности, неудовлетворенность деятельностью органов соцзащиты. Чаще всего люди обращаются за помощью в получении социальных льгот, присвоении званий, назначении и выплате пенсий, установлении статуса "семипалатинцев". Следует усилить работу органов соцзащиты по информированности населения.
Больной темой для людей остаются расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг без улучшения их качества. По этому поводу поступило больше 120 заявлений. Только в прошлом году тарифы повышались дважды. Они становятся обременительными для абсолютного большинства населения. Много нареканий у населения вызвали новые правила передачи показаний счетчиков электрической энергии ресурсоснабжающим организациям. Граждане возмущены, что с ними не провели никакой информационной работы. Уполномоченный направил заключение в "Барнаульскую горэлектросеть" о необходимости улучшения работы по приему показаний счетчиков электрической энергии.
На третьем месте – жалобы на действия (бездействие) сотрудников правоохранительных органов (12%): неэффективное расследование преступлений, приостановление предварительного следствия, несогласие с предъявленным обвинением, принуждение сотрудниками органов дознания и следствия к даче показаний с использованием запрещенных законом способов. Полиции следует обратить внимание на обеспечение прав граждан, содержащихся в СИЗО, где часто нарушены санитарно-бытовые нормы, а также на дисциплину и работу личного состава, - считает Юрий Вислогузов.
Граждане, находящиеся в местах лишения свободы – одна из самых многочисленных категорий заявителей (с жалобами обратились 423 человека, это 19% от общего количества). Каждое третье обращение – просьба о пересмотре приговора или жалобы на действия сотрудников правоохранительных органов, поступают жалобы на некачественное оказание медицинской помощи.
Возросло количество жалоб на действия (бездействие) должностных лиц коммерческих организаций, государственных и муниципальных служащих. Более чем в 2 раза увеличилось число обращений с просьбами о содействии в получении различных справок, что часто связано с недобросовестной работой уполномоченных на выдачу документов органов.
Не сокращается число обращений по поводу действий судебных приставов – речь идет о превышении должностными лицами своих полномочий, неэффективной деятельности по розыску должника и его средств на погашение задолженностей, постоянной волоките в ведомстве. Зафиксированы жалобы на незаконное удержание долгов из сумм детского пособия и алиментов.
Увеличилось число обращений по вопросам реализации экологических прав, т.е. на благоприятную окружающую среду: жалобы на обращение с отходами, проблемы их переработки и утилизации.
Ни одно обращение не оставлено без внимания. По каждому из них осуществлялись проверки, в том числе совместно с компетентными государственными органами, направлялись запросы и ходатайства в соответствующие структуры, давались квалифицированные рекомендации и разъяснения заявителям.
Прошедшее лето выявило целый ряд проблем в обеспечении питьевой водой населения городов и районов края. Поступали коллективные жалобы на эту тему от жителей Барнаула и Новоалтайска, Павловского и Бийского районов. Граждане жаловались на нарушение управляющими организациями норм и правил технической эксплуатации жилищного фонда, правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Некоторые управляющие организации не исполняют обязанностей по содержанию многоквартирных жилых домов и судебные решения.
Медицина стремится стать более высокотехнологичной и специализированной, но при этом теряется ее доступность и своевременность, что иногда приводит к непоправимым последствиям.
Зафиксированы нарушения прав граждан на получение информации о работе органов госвласти. Но работа в этом направлении оживилась, отношение к человеку в органах власти меняется.
С полным текстом доклада, а также выдержками из переписки омбудсмена с органами госвласти можно ознакомиться здесь.Напомним, это был последний доклад Юрия Вислогузова в этой должности – 30 апреля истечет срок его полномочий.
Справка
Доклад составлен на основе обобщения информации, из обращений граждан, бесед с ними в ходе личного приема Уполномоченным и сотрудниками его аппарата, материалов инспекций мест принудительного содержания, медицинских, социальных и других учреждений, переписки Уполномоченного с государственными органами, сообщений неправительственных правозащитных организаций и публикаций в СМИ.
Самое важное - в нашем Telegram-канале