Антон Сороко,
аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ":
На первый взгляд политики пришли к соглашению по поводу ситуации на Кипре. Согласование пакета помощи поможет стране избежать дефолта. Первые выплаты по траншу в 10 млрд. должны быть перечислены Кипру уже в начале мая.
Однако "проблема Кипра" для мировой экономики еще не решена. Способ, которым достигается реструктуризация кипрский Laiki bank, является спорным: банковская система во многом опирается на уверенность вкладчиков в сохранности своих депозитов. Это не инвестиции, не рискованные вложения. Конечно, гарантии для депозитов меньше 100 тыс. евро должны выглядеть как проявление максимальной заботы о потребителе, но, с другой стороны, налог с крупных депозитов заставляет вкладчиков задуматься: какова вероятность, что такая же "стрижка" не будет проведена в других странах при ухудшении макроэкономической ситуации? В связи с банковским кризисом на Кипре ожидается увеличение притока капитала в банковские системы стран, имеющих наиболее стабильную ситуацию на финансовых рынках. Это Германия, США, в меньшей степени — Великобритания. А вот клиенты банков Испании, Италии и Греции могут чувствовать себя некомфортно, так как риски ухудшения платежеспособности банков этих стран увеличиваются, а значит, и риски по нахождению денежных средств там.
По сообщениям официального представителя правительства Кипра, вырученных от "стрижки" депозитов денежных средств в сумме с помощью от тройки кредиторов может не хватить для решения проблем банковского сектора островного государства. В такой ситуации Россия идет навстречу одному из своих крупнейших торговых партнеров — Евросоюзу. Думаю, что в сложившейся ситуации максимальное снижение рисков дефолта или выхода стран из ЕС — очень важная задача. Сейчас, например, появляются опасения по поводу состояния банковского сектора Словении, где уровень плохих банковских активов вырос до 15,2%. Конечно, у экономик этих двух стран очень много различий, да и объем банковского сектора Словении по отношении к ВВП значительно меньше, но и допускать нестабильности в периферийных странах ЕС нельзя.
Для российских компаний могут быть потери прямые (отток вкладчиков, снижение прибыли) и косвенные, связанные с ухудшением мировой экономической конъюнктуры (в основном это относится к кредитным учреждениям). Этот косвенный фактор будет влиять практически на все финансовые институты, не только российские.
Российских вкладчиков тоже нельзя назвать выигравшими в данной ситуации: взимание налога их коснется, и в ближайшее время я ожидаю оттока российского капитала с Кипра и из других европейских стран.
Как бы дальше ни развивались события, уже сейчас можно сказать, что банковский кризис на Кипре не пройдет бесследно для ЕС. Списание средств вкладчиков и заморозка средств держателей облигаций может иметь далеко идущие последствия не только для имиджа , но и для финансовой системы Еврозоны.
Инвесторов напугало заявление руководителя Еврогруппы Дейсселблума о том, что кипрская схема по разрешению банковского кризиса может быть распространена и на другие страны Еврозоны. В его речи были четко расставлены приоритеты: главное — налогоплательщик, даже если придется пожертвовать доверием ко всей банковской системе. Фактически это означает новый подход к решению финансовых проблем. Если раньше инвесторы полагали, что власти в любом случае будут придерживаться подхода too big to fail ("слишком большой, чтобы рухнуть") ради сохранения финансовой стабильности, то теперь речь идет о спасении банков не за счет средств налогоплательщиков, а за счет их вкладчиков. И хотя представители европейских властей поспешили опровергнуть слова нового главы Еврогруппы, заявив о том, что кипрская схема является уникальной и больше не повторится, но инвесторы опасаются, что Дейсселблум не единственный, кто придерживается такого подхода.
Самое важное - в нашем Telegram-канале