Рынок доставки готовой еды в Барнауле в последние два года переживает взрывной рост, данная тенденция характерна и для многих других городов России. Эта ниша является очень привлекательной для предпринимателей, в том числе и для молодых. Многим кажется, что все просто: снял в аренду цех, купил оборудование для кухни, нанял трех поваров, двух курьеров с личными автомобилями — вот и весь бизнес. Тем не менее в этом деле есть свои нюансы и тонкости, не зная которые можно потерпеть неудачу.
В Барнауле работает около 70 организаций, которые занимаются доставкой еды (данные справочника "ДубльГис"). Больше чем у половины из них доставка готовых блюд — дополнительный вид бизнеса, а основной — традиционный общепит. Это рестораны, кафе, бары и прочие заведения. Доставка готовых блюд — хороший побочный заработок и возможность загрузить кухню, которая в будние дни нередко испытывает дефицит заказов. Как правило, блюда на вынос продаются на 10–20% дешевле, потому что исключают затраты на обслуживание в зале, — это тоже выгодно.
Около 30 предприятий в городе занимаются исключительно приготовлением еды и ее доставкой домой или в офис. Среди них немало новичков, которые открылись в последние год-два. Многие специализируются на японской кухне (суши, роллы), еще одно популярное направление — пицца. Некоторые делают блюда европейской кухни (супы, салаты, десерты), есть те, кто специализируется на азиатской (преимущественно узбекской) кухне. Кто-то готовит шашлык. Одна компания занимается доставкой вареных раков.
Однако в последнее время намечается тенденция к диверсификации этого бизнеса. Например, компания "Манхэттен-пицца", визитной карточкой которой является пицца, недавно начала делать и доставлять роллы. А владелец службы доставки суши Katana Александр Ушаков (кстати, тоже молодой предприниматель), рассказал, что планирует в ближайшее время расширить меню за счет блюд не из японской кухни.
Около 10 компаний можно назвать лидерами рынка, это уже известные бренды. Среди них "Манхэттен-пицца" (на рынке восемь лет), "Готовая доставка № 1", "Аригато", "Койот", "Три самурая", "Сушиварка" и другие.
По данным участников рынка, небольшая служба доставки может обрабатывать 30–60 заказов в день. Рентабельность бизнеса в компаниях затруднились оценить. По данным делового портала Южного Урала "Курс дела", средняя рентабельность в компаниях по доставке суши в Челябинске — 10–15%, но при хорошем управлении может достигать 20–30%. Александр Ушаков подтвердил, что эти цифры в целом актуальны и для Барнаула. Но, по его мнению, рентабельность может быть как больше, так и меньше, и в среднем ее трудно оценить. Все зависит от правильности маркетинговой стратегии компании.
Эксперты прогнозируют, что рынок и дальше будет расти, количество заказов — увеличиваться. Некоторые утверждают, что у барнаульцев уже формируется привычка не готовить дома, а заказывать готовые блюда, как у жителей США. Доставка еды домой и в офис одинаково востребована.
Chicago в Барнауле
— Сейчас у нас работают шесть человек — три повара, два курьера и оператор ПК. Мы арендуем цех площадью 54 кв. м на проспекте Социалистическом. Ассортимент включает пиццу, роллы, салаты, горячие блюда европейской кухни, десерты, — рассказывает о своем предприятии Юлия Гусарова. — Количество заказов за день я не могу назвать — это коммерческая информация. Но в выходные и особенно в праздники их число очень растет, а в будни уменьшается. Средний чек — 300 рублей по центру, в спальные районы — 500 рублей с учетом более дорогостоящей доставки.
Служба доставки Chicago начала работать в 2011 году. До этого индивидуальный предприниматель Юлия Гусарова была владелицей пиццерии с таким же названием. "Когда мы открывались, пиццей в Барнауле занималось немного компаний, ниша была свободной", — говорит она. Прежде чем стать предпринимателем, Гусарова четыре года работала по найму. Но, по собственному признанию, ей всегда хотелось быть хозяйкой бизнеса, а работа "на дядю" не привлекала.
В 2009 году она стала участницей краевой программы "Кадры нового Алтая" и прошла обучение по ведению предпринимательской деятельности. И примерно в то же время подала заявку в центр занятости на получение субсидии как безработная. "Мой бизнес-план в службе занятости одобрили и дали мне субсидию на меня и еще на трех безработных, которых я трудоустроила", — рассказывает Юлия Гусарова.
Собственные средства на реализацию проекта, по ее словам, она не использовала, кредитные тоже. "Признаюсь, без субсидий, которые были получены через службу занятости, я вряд ли бы начала заниматься бизнесом. Потратить свои деньги или взять кредит я бы не рискнула. Первоначальный капитал у нас был маленький. Плюс мы изначально совершили ошибку: нужно было сразу открывать службу доставки. Кафе — это слишком затратно. В первый год аренда зала съедала почти все доходы. Со временем я это осознала и скорректировала профиль предприятия. Если бы денег было больше, мы бы, наверное, развивались быстрее. Но все-таки предприятие есть, наша продукция востребована, значит, мы прошли правильный путь. Многие люди только сидят и рассуждают, что хотят иметь свой бизнес. А я просто взяла и сделала его. Мне хватило тех минимальных ресурсов, которые были", — говорит Гусарова.
Выжить в сложившихся рыночных условиях оказалось непросто. "Конкуренция очень сильная, — замечает Юлия. — Постоянно появляются новые предприятия. А существующие расширяют ассортимент. Мы тоже пошли по этому пути. Когда речь идет о заказе обеда в офис или ужина для большой компании, клиентам удобнее позвонить по одному телефону и заказать все сразу". По ее словам, чтобы сохранить и приумножить клиентов, нужно поддерживать высокое качество продукции, выставлять приемлемые цены и организовать быструю доставку — в течение часа.
Для того чтобы наработать клиентскую базу, нужно было использовать активное продвижение. "Когда у нас была пиццерия, клиенты сами к нам приходили. А когда мы открыли службу доставки, пришлось искать их самим — это было ново. Мы сделали буклеты и разносили их по офисам, так у нас появились первые заказы. Сейчас мы продвигаемся также в Интернете", — говорит предпринимательница.
Еще одна сложность — найти профессиональных поваров. На первом этапе Юлия Гусарова вместе со своими сотрудниками занималась разработкой рецептов. Многому приходилось учиться, потому что образования в сфере пищевого производства у нее нет, она окончила экономический факультет АлтГУ по специальности "Маркетинг". "Сейчас у нас работают квалифицированные повара, но мы берем на практику и студентов-поваров, обучаем их, и если человек нам подходит (умеет готовить быстро, качественно и способен работать по нашим стандартам), берем на работу. Хороших поваров мало. Они ценились и будут цениться во все времена", — констатирует Гусарова.
"В будущем я хочу создать сеть предприятий, которые бы готовили и доставляли еду, — говорит Юлия Гусарова. — Кафе открывать пока не хочу. Это слишком сложно и затратно".
Бренд имеет значение
Екатерина Буймова,
ведущий маркетолог компании "Манхэттен-пицца":
Сейчас открывается много компаний по доставке еды, но часть из них быстро закрываются — руководителям нравится кажущаяся простота организации подобного бизнеса. Самым популярным средством продвижения подобных компаний стал Интернет. Можно, например, сотрудничать с купонными сайтами, социальными сетями или продвигать собственный сайт. Сложность в другом — нужно строго соблюдать санитарные нормы и держать качество. Это удается немногим. Важно сформировать узнаваемость бренда, чтобы он был гарантией качества и люди не опасались покупать еду именно в этой компании. Но многие предприятия идут по пути демпинга — дают огромные скидки, работают на грани рентабельности. Это тупик и негативно отражается на рынке в целом. Если хорошо подумать, то на рынке доставки еды еще можно найти свободные ниши и успешно в них развиваться, постепенно расширяя ассортимент. Такая позиция выигрышная.
Труднее всего привлечь клиентов
Александр Ушаков,
руководитель службы доставки Katana:
Я в этом бизнесе три года. Раньше у меня была другая служба доставки, я ее создал, поставил на ноги и продал. А сейчас снова развиваю аналогичное предприятие. Далеко не у всех компаний, которые занимаются роллами, хорошее качество продукции. Некоторые плохо их сворачивают, другие смешивают несовместимые продукты, после чего людям становится плохо. Ведь классические роллы — это "Филадельфия" и "Калифорния". Все остальные рецепты компании придумывают самостоятельно или берут из Интернета. Конкуренция на рынке сильная и не всегда добросовестная. Нередко на сайтах конкуренты пишут друг о друге негативные отзывы, подают жалобы в Роспотребнадзор. Сейчас уже, правда, все это происходит реже, чем в те времена, когда мы начинали. Самое сложное в этом бизнесе — наработать клиентскую базу. И самые большие тайны заключаются как раз в том, как продвигать компанию. Об этом вам никто не расскажет. Кто-то тратит полмиллиона рублей на рекламу, и эффекта нет, а кто-то ничего не тратит, а клиенты к нему идут.
Факт
Средний чек в разных компаниях по доставке еды в Барнауле - от 100 до 1 тыс. рублей (данные из справочника "ДубльГис").
Самое важное - в нашем Telegram-канале