На заседании 16 мая допрашивали свидетеля Максима Катернюка, бывшего директора краевого государственного бюджетного учреждения "Алтайприрода". Сейчас он работает заместителем начальника отдела лесовосстановления и защитного лесоразведения управления лесами Алтайского края.
Отвечая на вопросы обвинения и защиты, Катернюк рассказал в том числе, что:
- По его мнению, сплошные рубки в Залесовском заказнике запрещены с 2011 года (когда вступило в силу решение Верховного суда). До этого момента свидетель считал, что леса заказника являются эксплуатационными, "на основании того, что они так были зарегистрированы", и сплошные рубки в них были возможны.
- Оценить ущерб, нанесенный конкретному заказнику конкретной фирмой "Бирч" он не может: "я не специалист".
- До декабря 2012 года контрольно-надзорных функций у "Алтайприроды" не было, и остановить рубки учреждение не могло.
- Согласно федеральному законодательству, в заказнике разрешается хозяйственная деятельность, если она не противоречит целям и задачам особо охраняемой природной территории.
Потерпевший Алексей Грибков, председатель "Геблеровского экологического общества":
- Вы упомянули процесс разработки и утверждения положения о заказнике, которое действует на сегодняшний день. Проект положения согласовывали с заинтересованными сторонами? Понятно, что меня интересует Управление лесами Алтайского края.
Максим Катернюк: - Да. Документы туда направлялись, таков установленный порядок.
Алексей Грибков: - Когда вы работали руководителем Алтайприроды, наша организация, Геблеровское экологическое общество, направляла в Управление природных ресурсов Алтайского края, в "Алтаприроду" обращение по поводу ситуации в Залесовском заказнике, вреда, который причинялся там рубками леса?
Максим Катернюк:- Да. В течении 2006, 2007, 2008, 2009 годов такие обращения поступали, и позиция Управления природных ресурсов на тот момент была такова: леса эксплуатационные, соответственно, те мероприятия, которые можно проводить в эксплуатационных лесах, проводятся и на территории Залесовского заказника. Данная позиция не была опротестована, и более того, в принципе, ее поддерживали органы исполнительной власти и надзорные органы, в частности, Алтайская межрайонная природоохранная прокуратура. В связи с этим сомнений по законности действий не было.
Адвокат Михаила Ключникова Максим Гордеев:
- "Геблеровское общество к вам обращалось, это было общеизвестно; что рубки идут, ни от кого не скрывалось, включая прокуратуру Алтайского края, природоохранную прокуратуру — я правильно понимаю?
Максим Катернюк: - Рубки сплошным способом ведутся не только последние пять-десять лет.
Максим Гордеев: То есть, там постоянно ведутся рубки?
Максим Катернюк: Да, и во времена Советского Союза велись.
Гордеев: То есть, все время существования заказника постоянно ведутся рубки? И все органы считают, что это возможно?
Максим Катернюк : За всех не могу решать, "Алтаприрода - да.
Гордеев: А прокуратура?
Максим Катернюк: Прокуратура это тоже поддерживала.
Максим Гордеев: То есть, кроме "Геблеровского экологического общества", никто не возражал против законности рубок?
Максим Катернюк: Кроме Геблеровского экологического общества, возражали еще специалисты в области ботаники, ученые...
Максим Гордеев: Я имею в виду компетентные органы.
Максим Катернюк: Компетентные-некомпетентные - не могу судить; кандидаты наук, доктора...
Максим Гордеев: - Кандидаты наук - не компетентные органы. Компетентные органы...
Максим Катернюк:...если говорить о государственных органах, то позиция была одна. Если говорить об общественных организациях и объединениях — позицию Геблеровского экологического общества поддерживали новосибирская общественная организация, общественная организация из Кемеровской области, и кажется, еще из WWF.
Алексей Грибков: А научные органы что говорили? Ученые говорили по поводу сплошных рубок?
Максим Катернюк: Сплошные рубки негативно отражаются на особо охраняемой природной территории. Так же там было указано, что в результате этих рубок происходит быстрое лесовосстановление уже на второй-третий год.
Алексей Грибков: А какими породами?
Максим Катернюк: Лиственными.
Алексей Грибков: Взамен хвойных?
Максим Катернюк: Лиственницы — это ведь тоже...
Алексей Грибков: Лиственными, я уточню. Взамен хвойных насаждений произрастают лиственные породы.
Максим Катернюк: Не буду спорить, дословно не помню, но восстановление начинается. Более того, экологическая экспертиза все равно делает допустимыми те мероприятия, которые были запланированы.
Заседание закончилось ходатайством Алексея Грибкова к суду об истребовании и приобщении к материалам дела Свидетельства государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, в который входит участок, переданный Управлением лесами в аренду фирме "Бирч". "Этот документ подтверждает, что участок - действительно собственность РФ, и право собственности зарегистрировано на земли лесного фонда с категорией "защитные леса", - говорит эколог. - Документ датирован 2008 годом*.
Рассмотрение дела продолжится 21 мая. Свидетелей, которые не явились на сегодняшнее заседание, суд вызовет на одно из следующих.
* Напомним, по данным следствия, управление лесами и ООО "Бирч" заключили договор аренды лесного участка сроком на 49 лет с правом заготовки древесины на территории Залесовского заказника в 2009 году. На основании договора было вырублено более 10 тысяч кубометров леса на особо охраняемой природной территории, ущерб, нанесенный действиями чиновника природе региона оценивается в 63 млн рублей).
Комментарий
Алексей Грибков,
руководитель Геблеровского экологического общества:
Если в уголовном праве есть презумпция невиновности, то в экологическом праве, наоборот, есть презумпция потенциальной экологической опасности. Любая хозяйственная деятельность считается потенциально опасной, не нужно доказывать, что деятельность может причинить вред, надо доказывать, что эта деятельность безопасна.
Если брать факты, без всяких оценок, они сейчас настаивают на том, что леса были эксплуатационными, мол, на эту тему есть приказ Рослесхоза, а мы обязаны его исполнять. Так вот, Рослесхоз, и Управление лесами - органы, которым Российской Федерацией передаются отдельные полномочия: следить, наблюдать, контролировать, как соблюдаются договора аренды. Но собственником остается Российская Федерация, и собственник уполномочен решать, что делать со своей собственностью. Так вот собственник сказал: леса в Залесовском заказнике - защитные. Это значит, сплошных рубок там быть не может.
Самое важное - в нашем Telegram-канале