В течение последнего года банковская просрочка на Алтае неизменно росла. За год ее объем увеличился более чем на 90%. К 1 апреля доля просрочки по отношению к объему выданных кредитов достигла рекордных 13,6%. Основной вклад в это внесли филиалы инорегиональных банков — в их совокупном портфеле просрочено 19,1% задолженности. По местным банкам картина гораздо лучше — всего 2,7% просрочки.
Формально в России наблюдается обратный тренд. Так, на 1 января 2013 года просрочка российских предприятий составляла 3,7% против 3,9% годом ранее. Во многом доля просроченной задолженности снижалась за счет очень быстрого роста кредитного портфеля физическим лицам, тогда как платежная дисциплина реального сектора оставалась практически на одном уровне. При этом специалисты аналитического агентства "РИА рейтинг" отмечают, что доля просрочки в российских отраслях экономики сейчас по-прежнему заметно выше докризисного уровня, а у некоторых из них просрочка находится на запредельном уровне, что резко снижает их кредитоспособность.
Ресурсы дисциплинируют
Результаты рейтинга свидетельствуют, что ситуация с платежеспособностью в различных отраслях экономики крайне неоднородна. Наименьшая доля просроченной задолженности наблюдается у предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых, и энергоснабжающих организаций. У последних она составляет всего 3 млн. рублей — это 1,6% объема выданных этому сектору кредитов. Таким образом, организации, производящие и распределяющие газ, воду и электроэнергию, являются дисциплинированными заемщиками, что во многом связано с двумя факторами. Во-первых, стабильная выручка обеспечивает добывающим предприятиям хорошее финансовое положение и, соответственно, позволяют обслуживать свои долги. Во-вторых, высокая прибыльность бизнеса приводит к тому, что долговая нагрузка перед банками у них находится на невысоком уровне. Примерно по тем же причинам нет проблем с банками и у тех, кто занимается добывающей деятельностью.
Каждый третий
Основной должник в алтайской экономике — сельское хозяйство. Это неудивительно хотя бы потому, что на аграрный сектор приходится наибольшая доля алтайской экономики. Поэтому кредитный портфель аграриев самый большой в крае — 44,7 млрд. рублей, что составляет 35,4% всех выданных кредитов.
При этом аграрный сектор чемпион не только по объему полученных кредитов, но и просроченных. Доля просрочки сельскохозяйственных предприятий перед банками края составляет 31%. То есть каждый третий кредит алтайских аграриев оказался зарытым в землю, то есть так и не вернулся банкам.
Участники рынка почти единодушно связывают это с проблемами алтайского филиала "Россельхозбанка", у которого существенно выросла доля просроченных кредитов из-за проблем с основным заемщиком — ассоциацией "Изумрудная страна".
Свою роль в высокой просрочке сыграла и прошлогодняя засуха, после которой сельхозпроизводители понесли убытки и не смогли рассчитаться по ранее взятым кредитам. Банки, кредитующие аграрный сектор, не скрывают, что в прошлом пролонгировали или реструктурировали задолженность таких заемщиков. Лучше подождать, чем потерять.
Если внимательнее изучить статистику, оказывается, что в плохой кредитной истории алтайских предприятий виноваты не только аграрии. Высокая просрочка также отмечается у строителей (23%), транспортников (26,6%) и торговли (19,3%). Характерно, что строители, которые первыми пострадали в кризис 2008 года, постепенно выбираются из долговой ямы, — за год их просрочка сократилась на 56,1%. Это связано, во-первых, с тем, что часть старой задолженности удалось реструктурировать либо списать. Во-вторых, после кризиса строители в принципе стали меньше брать кредитов, поэтому их долговая нагрузка сокращается.
Плохо всем
Что означают эти цифры на практике? Просрочка — вещь крайне неприятная как для банков, так и для бизнеса. Получается, что те же 30% должников-аграриев находятся на грани: они в любой момент могут быть обанкрочены, при этом вся текущая прибыль уходит не на развитие, а на погашение просрочки.
У кредитных учреждений же работа с просроченной задолженностью отнимает очень много сил, времени и денег. Для работы с просрочкой требуются дополнительные трудовые ресурсы, при этом затраты на них не оборачиваются доходами.
Чем банки компенсируют убытки? Повышением цен для добросовестных заемщиков, то есть увеличивают ставки. Кроме того, как рассказывают банкиры, для края повышается коэффициент территориального риска — его тоже могут заложить в ставку. При этом при рассмотрении кредитных заявок в головных офисах банков более жестко подходят к алтайским заемщикам.
Цифра
108 пунктов составляет индекс кредитного здоровья российских заемщиков. Это худший показатель за три года с июля 2010 года.
Самое важное - в нашем Telegram-канале