Экономика

Закон с душком. Поправки к "алкогольному" закону привели к росту цен и дефициту спиртосодержащей парфюмерии

"У наших депутатов слово "спирт" ассоциируется только с водкой, они забыли, что спирт используется даже во влажных гигиенических салфетках, не говоря уж о парфюмерии", - говорит Сергей Теняев, коммерческий директор ЗАО "Бахташ" (Бийск). Поправки, внесенные в федеральный закон, привели парфюмерно-косметический рынок к парадоксу: склады производителей "трещат" от "спирта", в рознице - дефицит, а цены на "пахучую" продукцию поднимаются все выше и выше.

Не по карману

В магазине "Гармония", что в поселке Сибирском, самый ходовой ассортимент: туалетная вода во флаконах в форме "ручек" стоимостью (до недавнего времени) от шестидесяти до ста рублей, "миниатюр" - от семидесяти до двухсот пятидесяти рублей и в виде спреев - от сорока пяти до двухсот. "Сегодня эти позиции исчезли из прайсов оптовых фирм, - говорит Светлана Дмитриева, директор магазина. - А то, что осталось, поднялось в цене на 20-100 процентов. Например, очень популярны духи московской фабрики "Новая заря" и "Кузнецкий мост", до 1 июля они стоили девяносто шесть рублей, сейчас - сто тридцать шесть".

В чем же причины столько резкого удорожания и дефицита недорогой парфюмерии?

Подорожало сырье

ЗАО "Бахташ" производит спиртосодержащую продукцию массового потребления: лосьоны и одеколоны ("Тройной", "Шипр" и другие). Удорожание производителя - 40%, розничное - 50%. "По старому законодательству мы получали непищевой спирт без акциза, - рассказывает Сергей Теняев, коммерческий директор ЗАО "Бахташ". - В прошлом году стоимость самого дешевого спирта (который мы используем) без акциза составляла 16 рублей за литр. С нового года государство обложило его акцизом, и теперь цена его выросла до 44 рублей".

Лицензии стали платными

1 июля вступили в силу нашумевшие поправки в Федеральный закон "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". В соответствии с ними производить и продавать оптом спиртосодержащую продукцию могут лишь фирмы, купившие лицензию на пять лет.

Иметь лицензию требовалось и до 1 июля - правда, раньше она была бесплатной. Сегодня же с легкой руки законодателя и производитель, и оптовый продавец должны за нее заплатить. "Новый закон нагло перечеркивает ранее существовавшую лицензию, которая также выдавалась налоговой службой, - считает Сергей Теняев. - Мы ничего не нарушали, работая по старой лицензии. Но теперь красивая "гербовая бумага" стоит 250 тысяч рублей".

Ввели автоматизацию

Еще одна причина роста цен - введение ЕГАИС - единой государственной автоматизированной информационной системы. Оптовый продавец любой спиртосодержащей продукции должен ее установить на компьютере и проводить через нее все продажи. Минимальная стоимость системы для средней оптовой фирмы - 120 тысяч рублей. "За установку системы с нас взяли еще 380 тысяч рублей, плюс абонентская плата 20 тысяч ежемесячно, - рассказывает Сергей Теняев. - Мы пытаемся по ней работать, но она очень сырая, недееспособная".

Но не успели производители, потратившие деньги на установку системы, отойти от первоиюльского шока, как получили новый сюрприз от законодателей: до 1 января 2007 года ЕГАИС не обязательна для использования. И ходят слухи, что для парфюмеров ее вообще отменят…

Заблокировали каналы

ОАО "Сибиар" (Новосибирск) выпускает продукцию, среди которой немало было и спиртосодержащей, сейчас - значительно меньше. Компания разработала новую бесспиртовую рецептуру. Теперь освежитель воздуха "До-ре-ми" сопровождается пометкой "Без спирта". Однако отказываться от своих традиционных "спиртовых" позиций новосибирцы не собираются, поэтому и их не миновали трудности.

"К сожалению, только крупные оптовые компании получили лицензии, мелкие себе это позволить не могут, - рассказывает Игорь Кудрявцев, коммерческий директор "Сибиара". - С нами сотрудничает много мелких фирм, в которых работает по пять человек, в основном это региональные оптовики. Они не могут найти сразу полмиллиона рублей и не закупают нашу продукцию. По сути, блокирован оптовый канал сбыта. На рынке сложился парадокс: в рознице - дефицит спиртосодержащей продукции, а у нас склады "трещат" от нее, и продать ее мы не можем".

Дорогое не дорожает

Проблема удорожания спиртосодержащей парфюмерии коснулась только небольших магазинов и фирм, ассортимент которых - недорогой парфюм. Что же до элитной парфюмерии, то ее цена останется неизменной. Как заявили в магазине "Л’Этуаль", удорожания на дорогую парфюмерию класса "люкс" не было, нет и не будет. Что ж, крупная торговая сеть с дорогой продукцией может себе позволить "не заметить" удорожания сырья и затрат на лицензию.

Вернутся ли "ручки" и "миниатюры"?

Сейчас оптовики заявляют, что флакончики с туалетной водой в форме ручек - несертифицированный товар, брезгливо добавляя: "Это же подделка!" Конечно, с этим не поспоришь, но возникает вопрос: почему до 1 июля все оптовые фирмы не обращали внимания на несертифицированный товар, а уже в августе обратили?

Что касается "миниатюр", то, по словам Натальи Щепиной, менеджера оптовой фирмы "Савелий", их исчезновение объясняется тем, что форма выпуска "миниатюр" с содержанием спирта более восьмидесяти процентов без спрея продаваться не может. Так что вернуться в продажу они в принципе могут. Другой вопрос - когда?

Виктория ДМИТРИЕВА.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость