Экономика

Георгий Сатаров: "У нас сложилось рентоориентированное общество"

Георгий Сатаров, президент фонда "Индем" представил в ходе работы Московской школы политических исследований доклад об особенностях рентоориентированной экономики и общественно-политической жизни России.

Георгий Сатаров, президент Фонда Индем на Школе публичной политики, Барнаул, 6 декабря 2008
Георгий Сатаров, президент Фонда Индем на Школе публичной политики, Барнаул, 6 декабря 2008
Оксана Силантьева

Георгий Сатаров,
президент фонда "Индем":

В стране воспроизводится ситуация, свойственная советской системе: сращивание политической и административной сфер — бюрократизация "съела" политику, оставив от нее лишь имитационную оболочку; перестал существовать политический контроль. Все это плюс рост цен на нефть сделали возможным колоссальный рост природной ренты в стране, и уже к середине "нулевых" годов у нас сложилось рентоориентированное общество.

В 2005 году суммарный доход от экспорта сырой нефти, нефтепродуктов и газа составил $ 149 млрд., а коррупционный доход представителей власти от эксплуатации политико-административной ренты, взяток на рынке деловой коррупции (только от легального бизнеса), по минимальным оценкам, — $ 318 млрд., реальный же коррупционный оборот еще выше.

Желание "припасть к ренте" хорошо прослеживается в общественных настроениях: по данным опроса фонда "Общественное мнение" 2009 года, "работодателем мечты" 22% опрошенных в возрасте от 16 до 26 лет назвали "Газпром", 12% — администрацию президента и 11% — полицию.

Органы власти, правоохранительные структуры и политические партии все больше вовлекаются в расширение и поддержание политико-административной ренты. Рентоориентированное поведение переплетено с коррупцией. Обнаруживается, что если объединиться, то совместно можно извлекать из административной ренты гораздо больший приз: так полицейский объединяется с представителем налоговой службы, прокурором, следователем, таможенником, судьей, и образуется бригада, которая занята созданием уголовных дел, а потом, за хорошие деньги, — их закрытием (это очень прибыльный вид бизнеса). Потом эта сеть обнаруживает, что ей нужна защита, и начинает расти вверх, чтобы обеспечить себе возможность продолжения своего доходного бизнеса, инвестирует часть дохода в его стабильность и постепенно включается в политическую сеть. Участники этой системы заняты поиском, присвоением, борьбой за ренту и созданием условий для ее получения.

Конструируются неформальные институты, такие как основанная прежде всего на личных отношениях "вертикаль власти" феодального толка, обеспечивающая доступ к распределению ренты. Появляются нетрадиционные формы финальной ренты, такие, например, как присвоение чужого бизнеса на основе эксплуатации политико-административной ренты.

В итоге в стране формируется экономика с искаженными стимулами и перекошенной структурой, гигантским "флюсом" эксплуатации природных ресурсов при угнетении прочих отраслей. Многочисленные формы коррупции, производимые политико-административной рентой, резко увеличивают риски любого независимого бизнеса, не связанного с вертикалью власти, что приводит к к стремительно нарастающему бегству капиталов и предпринимателей из России. Ненадежность и неопределенность прав собственности, манипулирование правилами игры создают идеальные условия для постоянного давления на бизнес. Институты неэффективны, а власть принципиально не желает их модернизировать. К середине "нулевых" складывается неформальный договор между властью и обществом вокруг совместной эксплуатации ренты — "вам тоже перепадет, если вы не будете нам мешать".

Рост рент генерирует рост рент, масштабная коррупция, следствие неэффективности государственных институтов, порождает новую неэффективность, а она в свою очередь — новую коррупцию. Получается такой "генератор с положительной обратной связью", но дело в том, что работа таких генераторов заканчивается взрывом...

Власть борется не с коррупцией, а с коррупционерами — это прикрытие борьбы за коррупционные потоки, за ренту, в то время как нужно выявлять и устранять причины коррупции, контролировать общественные и политические институты, отслеживать новые изменяющиеся механизмы коррупции — таким должно быть основное содержание антикоррупционной государственной политики.

Очищение политической системы и общества от системного извлечения рент теоретически возможно, но как и когда это произойдет на самом деле, предсказать сложно. Но стремление к ренте все-таки нельзя объяснять особенностями "российской ментальности": изменятся обстоятельства, изменится и поведение людей.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость