– Поскольку стояла серьезная задача, все мысли были связаны с соревнованиями, мы даже не думали, хотелось ли нам в дороге где-нибудь остановиться, подольше задержаться. Даже после финиша в Париже расслабления не наступило: все улетали домой на самолетах, отправив автомобили контейнерами, нам же еще предстояло восемь тысяч километров самостоятельно проехать обратно – заказывать авиаперевозку автомобиля оказалось дорого. Иностранцы смотрели на нас как на героев: для них преодолеть такой маршрут – подвиг.
Мы видели устройство дорог, пейзажи, но общения с местным населением практически не было. Во-первых, сказывался языковой барьер: только начинаешь в Германии "въезжать" в немецкий, позавтракал – а тут уже Польша... Во-вторых, ралли – это определенный ритм, главное – успеть отдохнуть и ехать дальше.
Сейчас при просмотре фотографий истории начинают всплывать. Каждые 33 дня пути возникали и серьезные проблемы, и комические ситуации. Вот, например, фото ванны в номере люкс, внутри которой лежат колеса: основной ремонт самого старого автомобиля – участника ралли Ford-T, выпущенного в 1913 году, заключался в том, чтобы снимать деревянные обода и на ночь замачивать – иначе они рассыхались. Наблюдать за этим было забавно, но для экипажа "Форда" это была тяжелая ежедневная работа.
На нашем "Москвиче", к счастью, крупных ремонтов не было: заменили в профилактическом режиме коробку передач – четвертая скорость вылетала, шаровую опору и два амортизатора – но это мелочь, текущие вещи по сравнению с тем, как другим участникам приходилось проводить серьезные ремонты подвески – со сваркой, токарными работами.
Кто-то выставил в Интернете "голосовалку", делали ставки на нас: "не доедут до Пекина", "доедут, но не смогут стартовать". Приятно, что больше 60 процентов проголосовали за то, что мы займем первое место.
Азиатский путь
– В Китае большие проблемы с заездом на территорию страны на личном автомобиле. По правилам заезд должен осуществляться колонной, в которой будет не меньше двух автомобилей. Три месяца ушло на то, чтобы найти в документах маленький пунктик, позволяющий решить эту проблему. На границе с Китаем нас уже ждал сопровождающий – Сергей Поспелов предварительно нашел в Китае фирму, которая выполнила свои услуги от и до. Тут же нам вручили права, китайскую страховку, повесили знак. Все формальности были соблюдены, и у нас нигде не возникло проблем, связанных с документами. К началу ралли в Пекине стояла жара: температура воздуха была выше тридцати. Мы не столько на дорогу смотрели, сколько на стрелку, показывающую температуру двигателя, – 115 градусов, пытались ее взглядом остановить. Чтобы сберечь двигатель от перегрева, ехали в такую жару еще и с включенной печкой. Грелись очень сильно многие машины.
Но настоящим испытанием стала Монголия – ехать здесь со средней скоростью 50 км в час, как ехали в других странах, – это смерть, здесь у всех участников ралли были самые серьезные поломки, некоторые даже сошли с дистанции. Мы тоже несколько дней тянули со сломанными амортизаторами, ждали, пока наши друзья доставят запчасти.
Еще когда ехали в Китай на начало соревнований, Монголия нас очень тепло приняла: совершенно неожиданно позвонил в гостиницу монгол Бояр, прекрасно говорил по-русски, попросил о встрече. Мы удивились. Оказалось, он специализируется на торговле, в том числе шинами, и одновременно является представителем разных автомобильных компаний в Монголии. Мы вместе провели прекрасный день: он нам показал свою фирму, познакомил с женой, детьми, устроил торжественный обед, сводил нас к ритуальной пирамиде из камней, вокруг которой нужно было несколько раз обойти на удачу.
То, что мы проехали по Монголии еще до старта соревнований, нам, конечно, помогло – мы знали, к чему готовиться.
Главное богатство
– В Россию многие иностранцы ехали с опаской. Итальянцы даже наняли охрану, чтобы избежать возможных неприятностей: в мире сложилось представление, что Россия – закрытая, агрессивная страна и в ней можно всего ожидать. Правда, потом многие были удивлены добротой и открытостью русских – многим у нас помогали с ремонтом авто и совершенно не брали за это деньги. Нам потом говорили: "Господин Путин не знает, какими богатствами он обладает, – это люди". Нас даже когда на трассе инспектор за превышение скорости остановил (обгоняли, не заметили знак), штрафовать не стал, сказал – рука не поднимается.
Нам вообще на хороших людей везло: в европейском городе очень легко заблудиться – на участке в 50 метров может быть три поворота на другие улицы. Однажды ночью стоим на улице во французском городке – навигатору не объяснишь, что дорога перекрыта, пытаемся изучить какую-то карту на автобусной остановке и слышим: "Мужики, вы че, заблудились?" Оказалось, русский эмигрант, помог, подсказал нам дорогу к гостинице.
Что еще в Европе больше всего поразило, так это множество людей в инвалидных колясках на встречах с нами: старушке лет под сто, ее дедушка такого же примерно возраста везет, а она потом пьет шампанское! Она жизни радуется!
Свое алтайское ралли
– На самом деле после этого мероприятия у нас долги, которые мы еще долго будем отдавать, – участие в соревнованиях обошлось нам почти в четыре миллиона рублей. Мало кто из предполагаемых партнеров верил в то, что мы проедем и тем более займем третье место в своей группе. Мог, например, Барнаульский шинный завод в своей рекламной кампании использовать тот факт, что "Москвич" участвовал в ралли на их резине? Но когда мы к ним обратились с просьбой выделить нам шины, этот вопрос решался черт знает сколько времени и так до конца и не решился, купили резину сами. То же касается фирм, торгующих бензином, – для любой компании это небольшая сумма. Зато московские ребята, услышав о том, что мы единственные из России участвуем в ралли, предложили поставить на нашу машину хорошие амортизаторы – они свою выгоду увидели.
Мы, когда к соревнованиям готовились, поняли, что машину сделать, оказывается, не проблема. Но нужна поддержка, команда, которой можно поручить определенную задачу и быть спокойным за то, что она будет правильно выполнена. И такая команда у нас сформировалась. Сейчас у нас есть планы провести свои соревнования: уже было пристрелочное ралли "Седой Алтай", здорово было бы организовать маршрут через Алтай и Хакасию до Байкала. Теперь, когда клубы по всей России увидели, что участвовать в ралли на ретромашинах вполне реально, они тоже загорелись этой идеей: нам сейчас каждый день по 10–15 сообщений из разных автоклубов приходит, советуются. Это очень радует.
Цифра
28 352 километра – такое число значится на спидометре автомобиля "Москвич-412"после путешествия (Барнаул – Пекин, Пекин – Париж, Париж – Барнаул).
Барнаульский экипаж ралли "Пекин – Париж"
Борис Лыткин, 57 лет. За рулем 40 лет. Первый автомобиль – ЗИС 355М с деревянной кабиной. В настоящее время управляет Toyota Vista. По профессии автомеханик.
Евгений Смирнов, 57 лет. За рулем 41 год. Первый автомобиль – "Москвич-412". В настоящее время управляет микроавтобусом Mercedes-Benz. По профессии инженер-механик.
Сергей Поспелов, 57 лет. За рулем 40 лет. Первый автомобиль – "Иж-2125" ("Иж-комби"). В настоящее время управляет Toyota Corolla 1993 г. в. Занимает должность слесаря-ремонтника в профессиональном училище № 16, организатор клуба "Дедушкин гараж".
Самое важное - в нашем Telegram-канале