Как можно назвать тот жанр, в котором команда создаёт новые программы? СТЭМ? Просто эстрадный театр? Или это творческий поиск? Мы взяли интервью у Александра Полетаева, Александра Федорова, Дмитрия Никулина, Петра Винса и Виталия Гасаева и опросили барнаульцев на улицах.
- В 1978 году первая барнаульская "Юморина" началась с "Бендериады" – постановки, в который Остап Бендер изучает нравы студенческого общежития, а новый сезон обыгрывает тему современных авантюристов и нового персонажа – лейтенанта Шмидта. Как вы считаете, почему образ авантюриста актуален во все времена?
А.Ф. Жизнь такая потому что. То МММ, то… опять МММ. Поэтому во все времена это было, есть и будет, видимо.
П.В. Потому что, пока жив человек, живы его страсти, эмоции и ощущения. Дух авантюризма – это ощущение риска, здорового риска, а подчас и нездорового. Ощущение острое, поэтому, я думаю, это тема вечная. Пока жив МММ, будут существовать всякие проявления авантюризма в том или ином смысле. Для нас даже подготовка этой серии программ до сих пор является большой авантюрой. Это подстегивает, мобилизует.
А. П. Потому что авантюрист не сидит на месте. Авантюрист обходит закон, но при этом не становится вором, грабителем, а пытается добиться успеха в безнадежном казалось бы деле. И это мечта любого зрителя, особенно в провинциальных городах, где каждый живет на черте бедности, но все равно каждый успешен в жизни, потому что он каким-то образом ловчит.
Д.Н. Авантюра по большому счету – это оптимизм, добавление краски в жизнь, поэтому она будет всегда двигать вперед. Чем закончится - неизвестно, самое главное начать.
- Существует вечная проблема – поиск авторов для театра. Как создаются программы? Есть ли сейчас в Барнауле люди, которые готовы писать на актуальные для города темы?
А.П.: Очень сложный вопрос всегда был и всегда остается. Хотя к нам в театр присылают свои материалы со всей страны профессиональные драматурги, пьесы эти не для нас. Они слабые по драматургии, их надо вытягивать. Мы - частная артель, нам надо зарабатывать деньги и привлекать зрителя. Нужно, чтобы концентрация, энергетика была в миниатюрах, чтобы зритель не скучал. Ему нужна разрядка.
Д.Н. Не знаю, может журналисты актуально пишут. А для театра мы сами пишем, садимся и пишем. У нас есть не один коллектив в нашем городе, каждый старается написать сам, у кого лучше получается - это на суд зрителя. Сейчас это мало заметно, но если бы какие-то смотры или фестивали проводились, мы бы пересекались. А так они параллельно существуют.
А.Ф. У такого театра как наш, когда свои номера придумываются, самая трудоемкая часть процесса - это сочинение. Постановочная часть тоже достаточно непростая, но самое главное - придумать. И текст. Себя я автором не считаю. Есть цитата Жванецкого: "Писать, также как и пИсать, нужно, когда уже не можешь". Вот это не про меня. Авторов прёт, а меня не прёт. В нашем стиле никого не прёт в городе Барнауле. Миниатюра - это драматургическое произведение, которое по всем законам должно развиваться. С завязкой, с развязкой. Это театр, но в миниатюре. Там идет полтора-два-три часа, а у нас за пять минут должно все произойти, за семь, за 15, ну бывает 25. Но это уже для нашего жанра монументальное произведение.
Свежий пример. Решили написать песню, причем такую, чтобы была не переделка. Писали-писали, посмотрели – на песню не тянет, а миниатюра забавная, и получилось "Общество анонимных поэтов".
Бывает, музыку слушаешь, натолкнуло тебя на что-то. Есть у нас номер "Ласковый бой". Проводили дискотеки в парке, и эта песня ставилась на танцы. Сразу придумалось движение – ещё ни текста, ничего не было. Вроде военное что-то.
А есть варианты – поиск в сети. Когда встречается то, что ты можешь просто разучить и поставить на сцене, как ту же пьесу для театра, то это вообще везение. Вот попался такой автор Узун Сергей - там вообще много вещей, которые сразу поставили.
П.В. На данный момент над программой очень плотно работают Дмитрий Никулин, Александр Фёдоров и Александр Иванович Полетаев. Остальные в силу своих жизненных обстоятельств периодически подключаются к тому, чтобы из этой программы что-то выросло. Есть ещё автор из Новосибирска, Иван Филиппов, который иногда пишет нам по нашей просьбе, мы подбрасываем ему идеи. Иногда он присылает готовые вещи. Нас радует такое плодотворное сотрудничество. Хотелось бы вливания и новых творческих сил. Неплохо было бы, если бы кто-то позвонил и сказал: "У меня для вас материал есть".
- А что, по вашему мнению, нужно современному барнаульскому зрителю?
А.П. Я думаю, что прежде всего отклик на те вопросы, которые задает им жизнь. Но не ответ какой-то фундаментальный, а именно взгляд со стороны, иронизирование. Тема создания кумира – иногда стоит только взглянуть немножко со стороны на известного персонажа, и уже оцениваешь его совсем по-другому. Думаешь: "Это такой же клоун, как и мы".
В.Г. Во-первых, зрителю посмеяться надо, для того мы и существуем. А во-вторых, вот эта жизнь гнетущая современная, проблемы на работе, в семье, нехватка денег - хочется отдохнуть душой.
Д.Н. Что-то новое и веселое, чтобы расслабиться и немного может задуматься, но лучше расслабиться и отдохнуть. Любой человек, который идет в кино или на концерт, хочет получить положительные эмоции.
А.Ф. Хотелось бы, наверное, чтобы это заинтересовывало. Мы стараемся, чтобы аудитория была как можно шире. Чтобы и молодежи и более старшему возрасту было интересно то, что делается.
П.В. Барнаульскому зрителю надо больше смеяться и улыбаться. В хорошем смысле, не над глупостями, не над пошлостями. Приходить к нам на концерт и радоваться, что у нас весело, хорошо, тепло и умно. Мы сейчас и работаем, чтобы порадовать барнаульцев тем, что, во-первых, мы есть, во-вторых, у нас очень хороший и добрый юмор, в-третьих, что этот юмор будет продолжаться в течение всего сезона.
- Сейчас обсуждение остросоциальных тем переместилось в интернет. Новый сезон – это попытка создать пространство для диалога со зрителем на эти темы не только в виртуальной реальности? Что люди для себя откроют?
Д.Н. Интернет – это большая свалка, мусорка, а это сцена. Со сцены надо думать, что ты делаешь. Это большая ответственность.
В.Г. Ну, мы не будем делать глобальную революцию, просто хотим отработать достойно.
А .П. Самое главное, что мы ждем от концерта – это общение. Мы выносим на суд зрителя свое видение какое-то, набор материала, который для нас актуален. Для нас это не те открытия, которые делает молодой человек по незнанию, это уже пройденный этап. Открытие - это своеобразный взгляд на те курьезы, которые окружают любого жителя страны в любое время. Поэтому мы ждем и взрослого зрителя и молодежь, чтобы она тоже погружалась, не скользила по поверхности.
А.Ф. Мы не ставим себе целью какую-то сатиру создавать. Просто поднимаем актуальные для нас темы. Все равно есть общие ценности – взаимоотношения между мужчиной и женщиной, взаимоотношения с алкогольными напитками... Темы-то вечные, их немного на самом деле. Просто думаешь, с какой точки зрения на это посмотреть.
П.В. Конечно, хотелось бы услышать не одинокие голоса, которые говорят о проблемах. Мы будем делать провокации, естественно, и вызывать зрителей на ответный отклик. И хотелось бы услышать что-то неожиданное для нас. Тематика, которую мы можем затронуть, может быть грустной. Но великое счастье и умение людей смеяться над тем, как им тяжело, и высмеивание этих вещей, оно облегчает жизнь. И назначение наших концертов оно именно такое – как-то облегчить жизнь людям, помочь им принять все трудности с улыбкой и выйти из концертного зала с гордо поднятой головой из-за того, что человек преодолел некие комплексы. А таких случаев очень много было, когда после концертов подходили люди и говорили, что благодаря нам преодолел что-то в себе, причем не только нравственный тупик, но и телесный недуг. Это было нам в диковинку. Я не скажу, что концерт у нас лечебно-профилактический. А если выражаться образно, то можно и так сказать. Потому что наши концерты - это лечебно-профилактическая терапия души.
- "Театр - не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло", говорил Владимир Маяковский. Как бы вы эту цитату прокомментировали?
Д.Н. Правильно сказано. На сцене всё гораздо ярче и доступнее. Театр делает это доступным. Та же самая остановка автобусная. Можно показать её одним движением или одной какой-то краской обозначить, и все поймут, что это автобусная остановка. Можно условностями обозначить весь мир на сцене. А в реале - это нужно проехать весь мир.
А. П. Увеличивающее стекло прежде всего, конечно, для актера. Потому что, если он не поймет того, о чем он говорит, то он будет транслировать непонятно что. Только убежденный человек может убедить другого человека в том, о чем он говорит. Если он не знает и не вжился в это, то получится, как у детских команд КВН. Когда шутки им написаны взрослыми, а дети транслируют то, что они не понимают. Тогда зритель смеется не над самими шутками, а над этим несоответствием. И здесь, если это не режиссерский прием, то актер должен верить и понимать, с чем он выходит к зрителю.
П.В. Человек, проходя по жизни, существует в некоторых обстоятельствах и часто не замечает таких вещей, которые потом являются самыми важными. В данном случае Маяковский говорит об увеличительном стекле - человек приходит на концерт и видит, что та самая соринка в глазу – не соринка, а бревно огромное. Я могу сказать, что другие очень известные люди говорили о театре совсем другое. Допустим, Бертольд Брехт говорил о том, что театр – это крик, театр – это зонг, в котором люди наконец выходят за собственную оболочку и смотрят на то, что происходит, извне.
В.Г. Ну конечно, мы берем людские пороки и начинаем их со сцены показывать. И мы их увеличиваем. Порок даже может быть даже совсем маленьким, но в человеке он сидит, и тот в себе его не замечает. А мы со сцены это показываем, мы думаем, что мир станет чище, что гаишники перестанут взятки брать, что политики станут нормальными, что чиновники будут думать не только о себе… Но что-то всё как было, так и есть. Люди придут, посмеются над собой и опять идут заниматься тем же самым. И всё-таки, может, сработаем этой линзой. Может, прожжет в зале кого-то. Встанет и скажет: "Блин, это же про меня". Вообще, на мой взгляд, все артисты делятся на "психотерапевтов" и "хирургов". Лично мне ближе артисты-"хирурги". Таким и я стараюсь быть.
- Работа актёра требует больших душевных сил. Какие по вашему мнению человеческие качества абсолютно необходимы для работы в театре?
А.П. Чувство юмора, это однозначно. Постоянно ирония, самоирония – самое главное. Ну и не быть равнодушным к тем событиям, которые происходят вокруг тебя.
В.Г. Это, прежде всего, умение самому быть человеком и умение достучаться до сердец дрцгих людей. Виктор Цой в одном из интервью сказал: "Для меня какой ты музыкант – это второе. Главное - какой ты человек". Самое главное - человеческие качества, которые прописаны в Библии. И в Уставе комсомола писалось "Не убей, не укради", только другими словами. Сейчас очень многие, молодежь, не понимают, что профессия актера - это страшный труд. Они думают - вышел на сцену, покрасовался, бабла срубил - и всё. Нет, это страшный труд. Недаром основная масса актеров не доживает даже до пятидесяти.
П.В. Прежде всего самоуважение и уважение к тем, кто находится рядом с тобой. Терпение и возможность дать высказаться каждому, а уж потом выслушать себя самого любимого.
- Как бы назвали тот жанр, в котором сейчас работает команда "Дети лейтенанта Шмидта"?
В.Г. В музыкальном плане мы паразиты – взяли песню, переделали слова. Это отдельный жанр – эстрада, юмор, сатира. Иногда такие пародии удачно получаются. Однажды солист "Белого орла", Александр Ягья, сказал мне, что ради интереса посмотрел в интернете. И просмотров нашей пародии "Как отвратительно в России по утрам" оказалось намного больше, чем у оригинала "Как упоительны в России вечера".
Д.Н. Жанр – творческий поиск. Пытаемся разные формы искать. Лично мне разговорный жанр ближе.
П.В. Пока жанр определить нельзя – это интрига для нас, авантюра.
- Если выйти на улицы Барнаула с вопросом "Кто такие "Дети лейтенанта Шмидта", какой по вашему мнению ответ будет наиболее популярным?
А.Ф. Тут все зависит от возраста. Люди старше 40 лет скажут, кто такие "Дети лейтенанта Шмидта". Не все, не поголовно. "Наша команда КВН" - самый популярный ответ. А второй – "Это кто?", если это молодежь.
А.П. Большинство скажут, что не знают. Кто-то скажет, что это герои сериала "Золотой теленок". Может быть кто-то и вспомнит.
В.Г. Первая ассоциация, конечно, возникает с героями вечного произведения Ильфа и Петрова. Но я не удивлюсь, если кто-то ещё помнит имя нашей команды, может, даже какую-то нашу шутку вспомнит. Мне очень приятно, что нас до сих пор узнают на улице, берут автографы.
Д.Н. Думаю, что помнят, скажем так. Потому что телевизор сделал свое дело. Скажут, что герои произведения, некоторые вспомнят нас. Причем достаточно широкая возрастная категория.
П.В. Сложно сказать. Кто-то, может, вспомнит нашу команду, кто-то – Ильфа и Петрова. Хотелось бы, чтобы в Барнауле, в родном городе, нас знали как команду единомышленников, которая в городе живет, делает для него что-то. И хотелось бы, чтобы таких людей с каждым годом было все больше и больше.
Опрос на улицах Барнаула показал следующее: первое место в сознании барнаульцев разделили литературные герои и родная команда. Кроме того, были предположения об авантюристах, проходимцах, очень умных детях и не слишком порядочных взрослых.
Так кто они такие "Дети лейтенанта Шмидта"? На концертах вы сможете увидеть всё своими глазами. В ноябре вас ждёт день рождения театра "Калейдоскоп" – театру 35 лет, 25 января, в день студента, – "Университеты лейтенанта Шмидта", 9 марта – "Тайная любовь лейтенанта Шмидта" и, наконец, первоапрельская 36 Юморина.
Источник: dlsh.ru.
Самое важное - в нашем Telegram-канале