Экономика

Китайцы покупают крупнейшую медовую компанию Алтайского края

Новость о том, что гендиректор компании "Пасеки Предгорья" Сергей Зинченко решил продать бизнес китайским предпринимателям, стала неожиданностью для большинства представителей отрасли. Источник газеты "Ваше дело" сообщил, что она сильно взволновала и краевых чиновников, которые имеют отношение к развитию пчеловодства и пищевой промышленности. Это неудивительно, ведь в последние годы "Пасеки Предгорья" были одним из самых заметных игроков на рынке переработки меда в крае.

Сергей Зинченко, гендиректор "Пасек Предгорья", всегда с удовольствием рассказывает о продукции своего предприятия, которое посетила съемочная группа телепрограммы "Контрольная закупка" (Первый канал).
Сергей Зинченко, гендиректор "Пасек Предгорья", всегда с удовольствием рассказывает о продукции своего предприятия, которое посетила съемочная группа телепрограммы "Контрольная закупка" (Первый канал).
Анна Зайкова

На данный момент неизвестно, почему и на каких условиях Сергей Зинченко продает бизнес, — от комментариев он воздерживается. Тем временем некоторые участники рынка попытались спрогнозировать, как эта сделка может отразиться на развитии пчеловодства и переработки меда в крае.

Компанию "Пасеки Предгорья" Сергей Зинченко создал в 2007 году, и за короткое время она стала одним из лидеров рынка (см. справку). Этому в немалой степени способствовало активное использование механизмов господдержки (субсидирование процентной ставки по кредиту, компенсации части затрат при закупке сельхозпродукции, поручительство АГФ).
В августе 2010 года краевое управление по предпринимательству проводило пресс-тур на предприятия, которые при участии бюджетных средств достигли заметных результатов в развитии. "Пасеки Предгорья" были в их числе. Уже в текущем году сайт краевой администрации опубликовал информацию о том, что "Пасеки Предгорья" получили компенсацию из бюджета в рамках поддержки компаний, ориентированных на экспорт продукции, по итогам 2012 года.

В начале прошлой недели Сергей Зинченко подтвердил "ВД", что продает бизнес китайцам, и сказал, что сможет сообщить подробности не раньше чем через две недели после завершения сделки. При этом Татьяна Зеленина, начальник краевого управления по пищевой и перерабатывающей промышленности, заявила, что окончательное решение о продаже компании еще не принято, поэтому от каких-либо комментариев она воздержится.

По данным "Финам Менеджмент", выручка "Пасек Предгорья" по итогам 2012 года составила 40 млн. рублей. Ориентируясь на эту цифру, аналитик данной компании Максим Клягин предположил, что оценка предприятия в ходе сделки M&A варьировалась в диапазоне 28–32 млн. рублей.

Захватчики или партнеры?

Самый главный вопрос для участников рынка переработки меда и алтайских пчеловодов на данный момент состоит в том, в каком направлении новый собственник будет развивать предприятие. "Скорее всего, китайцы повезут свой мед на Алтай, будут продавать его под видом нашего, смешивать, — предполагает пчеловод из Павловского района Владимир Ткаченко. — В ветеринарной лаборатории не делают пыльцевой анализ меда, поэтому подделку не докажешь. Недавно читал в журнале "Пчеловодство" статью о том, как китайцы делают мед: кормят пчел сахаром, добавляют в мед левомицетин, чтобы он не бродил. В Китае медосбор идет круглый год. Им нужен рынок сбыта. В этой ситуации наши пчеловоды могут начать разоряться".

По оценке Сергея Терентьева, гендиректора компании "Мед Алтая", у сделки могут быть последствия двух видов — имиджевые и экономические. "Представьте, вы узнали, что на территории Башкирии работает крупное предприятие по производству меда, находящееся в собственности у китайского бизнеса. У вас бы появилось недоверие к качеству башкирского меда? Наверное, да, — говорит он. — Здесь чистая психология. Об экономических последствиях сейчас говорить очень сложно. Все будет зависеть от того, как себя поведут новые собственники: как партнеры или как захватчики рынка. Если китайская сторона будет заинтересована покупать алтайский мед, то для наших пчеловодов откроется огромный рынок сбыта. Они должны сами заявить о своих планах на Алтае".

"Я думаю, что китайская сторона будет более заинтересована в том, чтобы продавать свой мед на территории России, — говорит Сергей Мухортов, гендиректор компании "Алтайский букет". — О развитии алтайского пчеловодства в данном случае, по-видимому, говорить не придется, так как китайский бизнес будет преследовать собственные интересы. Ни для кого не секрет, что на данный момент Китай занимает лидирующие позиции в мире по экспорту пчелопродуктов. Производство меда здесь не только не сокращается, но, наоборот, его объемы постоянно наращиваются. Ежегодно Китай выпускает на мировой рынок около 200–250 тыс. тонн меда и в обозримой перспективе вряд ли уступит кому-либо свои позиции". По его словам, китайцы крайне заинтересованы в поиске новых ниш сбыта.

Сергей Тастан, председатель Союза пчеловодов и переработчиков Алтайского края, говорит, что Китай заинтересован в закупе алтайского меда. "В последний год в Китае проводится политика популяризации натуральных продуктов, обеспечения ими населения. Когда я был в Торгово-промышленной палате Китая, представители китайской стороны заявили нам, что у них есть потребность закупать 100 тыс. тонн меда из России. В настоящее время готовится делегация из 20 человек, которая прибудет в Алтайский край, чтобы оценить качество алтайского меда. Поэтому, скорее всего, Китай — это рынок для натурального алтайского меда, а не наоборот".

При этом почти все эксперты "ВД" подчеркивали то, что после сделки алтайский мед, как никогда раньше, будет нуждаться в защите, и что регистрация наименования места происхождения товара "Алтайский мед" просто необходима. "Мне известно, что в импортном меде находят пыльцу ГМО. Кроме того, там производят так называемый кондитерский мед (отфильтрованный или перегретый) или вообще искусственный, синтетический, — говорит Тастан. — Мы должны на законодательном уровне создать барьеры для выхода таких продуктов на наш рынок".

Справка

Производство компании "Пасеки Предгорья" с 2012 года находится в Заринске. В здании площадью 4 тыс. кв. метров половина отдана под производство, остальная площадь — под офисы и склады. Потенциальная мощность — 150 тонн меда, более 10 тонн безалкогольных бальзамов и свыше 30 тонн медовухи в месяц.
В начале текущего года Ассоциация переработчиков пчелопродукции Алтайского края на своем сайте сообщила, что "Пасеки Предгорья" планируют расширить производственную площадку до 3,5 тыс. кв. метров, и тогда они станут крупнейшим производителем меда в СФО. А в августе 2012 года Сергей Зинченко заявлял, что после приобретения "Алтайского нектара" в Заринске компания нарастит выпуск продукции и войдет в пятерку крупнейших медовых предприятий в России.
"Пасеки Предгорья" также имеют собственную пасеку, производство деревянных бочонков под мед, развивают сеть медовых магазинов. Компания выпускает фасованный мед, медовые композиции, бальзамы на травах, медовуху, густые экстракты трав для медовых композиций под торговыми марками "Медоведовъ", "Алтайпчелопродукт", "Пасеки Предгорья". Продукция реализуется в России и за рубежом.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость