Экономика

Новый гендиректор "Митры" рассказал о новой стратегии старейшей веб-компании Алтая

Несколько месяцев назад в одном из самых известных интернет-агентств Барнаула "Митре" был назначен новый генеральный директор. Им стал Михаил Фаст — человек, которому нет еще и 30. Свою работу в новой должности он начал с непопулярных шагов — сокращения штата, пересмотра зарплаты сотрудников, а также заявил, что собственный офис интернет-агентства будет продан. В последние годы "Митра" начала отставать от более "молодых" веб-компаний. Михаил Фаст рассказал "ВД", как будет с бороться с этим отставанием, а также о том, почему дешевые сайты в основном не эффективны.

Михаил Фаст.
Михаил Фаст.
Анна Зайкова

- В 2010 году "Митра" была первой по Сибири в рейтинге Рунета, в 2011 году первым стал "Сибирикс", в 2012 году он сохранил позицию, а "Митра" оказалась на шестом месте. Прокомментируйте, пожалуйста, эти результаты.

- "Митра" очень старая компания, легендарное интернет-агентство Алтайского края. В последние годы мы шли в ногу со временем, но иногда немного отставали. Сейчас наша задача полностью наверстать упущенное. В последние годы некоторые компании, такие, как "Сибирикс", "Ай Ти Констракт", стали развиваться быстрее и завоевывать рынок. Мы развивались, конечно же, но не так быстро, как они. Одна из наших главных задач — выйти по Сибири на первое место, превзойти компании, которые сейчас впереди нас. Будем наращивать темп.

- В чем причина вашего отставания?

- Во-первых, мы ориентировались преимущественно на местный рынок. Во-вторых, в компании стали появляться признаки бюрократизации - довольно много лишних должностей. Я побывал на трех-четырех руководящих должностях в "Митре", постепенно поднимался по карьерной лестнице, но объем работы от этого сильно не менялся, наоборот происходило некое затуманивание. Решение от разработчика до директора проходило пять-шесть стадий, что замедляло решение вопросов. Это, пожалуй, главные причины, которые я могу назвать.

Мы начали работать над нашими слабыми местами: провели реорганизацию. Сейчас  кабинет директора всегда открыт. Ребята заходят постоянно, что-то спрашивают, разговариваем. Любой сотрудник может со мной посоветоваться, если у него что-то не получается.

- Вы начали работу в новой должности с увольнений. Как это было воспринято в коллективе?

- Есть такие  руководители - кризис-менеджеры. Я, наверное, один из них. Когда в начале лета я стал работать исполнительным директором, но уже с полномочиями генерального (это была своеобразная стажировка), компания находилась не в самом лучшем состоянии.

- То есть в кризисе, если говорить прямо?

- Нет, думаю, это нельзя назвать кризисом. Скорее, трудная ситуация. Периодически любая компания нуждается во встряске.

- В чем это проявлялось?

- Финансовые поступления не росли, проектов было недостаточно, сроки их реализации затягивались, появились задержки в зарплате. Мы  поняли, что люди вроде бы как и есть, а пользы от них нет. Таких пришлось сократить. Кроме того, мы пересмотрели размер оплаты труда, что тут же дало свои результаты. Были сотрудники, которых пришлось снять с руководящих должностей. Они отнеслись с пониманием.

Я объединил должности руководителей проектов, которые раньше курировали их реализацию, с функциями менеджеров по продажам, которые занимались только продажами. База знаний была примерно одна и та же у всех. Но менеджер по продажам что-то продавал, пропуская через призму своего восприятия, потом рассказывал это проектному менеджеру, тот что-то рассказывал разработчику — слишком много этапов. После объединения сотрудники стали продавать на значительные суммы и хорошо вести проекты.

- Сколько процентов персонала вы сократили?

- Немного, около 10%. А вот количество должностей сократилось заметно: примерно на 30%.

- Да, прилично!

- Время требует перемен. Может быть, это стечение обстоятельств, но с с тех пор, как я стал управлять компанией, продажи выросли в два раза, проектов стало больше — думаю, это положительные итоги реорганизации. Мне кажется, сейчас у менеджеров появилось больше желания работать. Я их постоянно мотивирую, раздаю различные "плюшки".

Кстати, отдел разработки меньше всего "пострадал" от реорганизации: состав разработчиков совсем не уменьшился, а наоборот, штат растет. Там всегда отдача была на 120%. Когда нужно, ребята берут работу на выходные, приходят пораньше. 

- Вы рассказали "Рекпорталу" о том, что планируете продать помещение "Митры". Почему было принято это решение?

- Самая главная причина в том, что свой дом для интернет-агентства — это не мобильно. Когда растет коллектив компании, офис, к сожалению, не становится больше. Кроме того сейчас у "Митры" новая стратегия, которая требует вложений в маркетинг. Мы планируем выходить на российский рынок, открывать представительства в других  регионах. Продвижение будет довольно затратным. Чтобы не привлекать кредитные ресурсы, сторонних инвесторов, мы решили реорганизовать свой капитал: дом превратить в инвестиции. Свой дом — это хорошо, но в нашем случае, продажа — лучшее решение.

- Вы наемный менеджер или вошли в число учредителей "Митры"?

- Я наемный сотрудник. У меня есть обязательства перед компанией. Входить в состав учредителей "Митры" не планирую.

- Но судя по тому, что вы рассказываете, вы получили полный карт-бланш. Собственники как-то контролируют ваши действия? Или вам сказали: делай, что хочешь, лишь бы был результат?

- У меня широкий круг полномочий и обязанностей. Но какие-то слишком кардинальные перемены или определенные стратегические задачи мы решаем совместно с учредителями.

- Денис Газукин участвует в работе "Митры"?

- Очень активно. У него много друзей, заказчиков в Москве, он переключает их на "Митру". Денис не появляется в офисе каждый день, но делает для нас все, что может, всегда готов помочь. Сейчас он живет в Барнауле. Думаю, он останется здесь надолго. Работать со всей Россией и другими странами можно из Барнаула без особых проблем. Я раньше тоже думал, что надо ехать в Москву, а потом — нет. Люблю Алтайский край, Барнаул. Здесь прекрасно можно жить и делать те же деньги, что и в Москве.

Плата за опыт

- Но ведь все равно, наверное, есть какие-то ограничения по сравнению с размещением в Москве. Например, московским заказчикам нелегко будет встретиться с вами лично.

- Да, такие сложности есть. Иногда московские заказчики не хотят работать с регионами как раз по этой причине. Потому мы и открыли представительство в Москве, теперь там есть наш сотрудник, который может встретиться со столичным заказчиком тет-а-тет.

- Ребята из Punk You, которые тоже физически находятся в Барнауле, но работают на всю Россию, говорят, что если компания не из Москвы, то заказчик ждет от нее цены в 10 раз меньшей, чем от московской фирмы. Вы сталкивались с этой проблемой?

- Абсолютно согласен с "панками". Могу подтвердить на 100%. Сами недавно столкнулись с похожей ситуацией. Одному из самых пафосных московских клубов, мы предложили отличную концепцию дизайна для сайта. Нашу работу мы оценили в определенную сумму, потому что действительно очень крутая идея. Но заказчик сказал, что готов купить, но за сумму в 10 раз меньшую. На такую цену не согласны мы.

Объясняем, просвещаем заказчиков. Например, проводим семинары каждые несколько месяцев. Стоимость услуг все меньше зависит от местоположения компании, а больше от самой компании, от ее возможностей, опыта и позиционирования. У "Митры" цены не самые высокие. У некоторых наших коллег они значительно выше.

- В России есть движение "Бизнес-Молодость", которое помогает молодым людям начать бизнес. Одна из технологий продаж, которые они рекомендуют, это размещение предложения на простейшем сайте за 2 тыс. рублей. Судя по их опыту, это работает. Зачем платить за сайт 100 тыс. рублей, если сайт и за 2 тыс. рублей может продавать?

- Наши заказчики — это компании, сменившие трех-четырех разработчиков. Они сначала делают сайт за 2 тыс. рублей, потом за 30 тыс. рублей, а потом приходят к нам. Сайтов за 2 тыс. рублей, приносящих деньги, очень мало. Даже если они продвигаются в "Яндекс.Директ", их все равно немного.

Я бы не стал зацикливаться именно на цене. Главное — грамотно сделанный сайт. Зачастую такие сайты могут сделать только опытные агентства. За знания, опыт, компетентную работу приходится платить.

Один человек, если он не гений, не может полностью продумать и сделать отличный сайт с ориентацией на пользователя. Для этого нужен отдел разработки, проектировщики, которые будут все моменты продумывать. Так называемые page (одностраничники) для приема заявок "Митра" тоже делает недорого. Сайт-визитку, где есть три-четыре уровня, уже надо продумывать.

Например, сайт одного из барнаульских ресторанов был сделан за 20-25 тыс. рублей. Я знаю цену, потому что писал разработчику, спрашивал, сколько стоит, было интересно. Сайт неплохой, но он не продает, то есть не выполняет свою функцию. Я хожу по меню, а там "шапка" одна и та же остается. Внизу что-то меняется, но я этого не вижу. Нюансов много. Где лежит этот сайт за 2 тыс. рублей? Скорее всего, на хостинге того, кто его разрабатывал, и забрать его оттуда уже нельзя. Или там такой модуль управления, что наполнять его довольно сложно или вообще невозможно.

Один довольно крупный торговый центр в Барнауле сделал себе сайт. Он обошелся владельцам в 18 тыс. рублей, и он ужасен. К тому же там сверху написано "Мы продаем домен". Я спрашиваю у директора: "Вы продаете домен?". Он говорит, что нет, сайт просто взломали. Грустно, конечно.

Не так давно один наш заказчик решил сэкономить: заказал сайт у одного местного интернет-агентства. Мы зашли на их сайт в "Митре" с трех компьютеров и тут же его "уронили". Три человека (!) "уронили" сайт - так точно не должно быть.

- Допустим, заказчик заплатил 1 млн. рублей за сайт и видит, что он не приносит ему денег. Разработчик должен поддерживать сайт после его сдачи или он отдает заказчику просто готовую коробочку, и остальное уже не его проблемы?

- Конечно же разработчик должен осуществлять поддержку сайта после сдачи. Сейчас мы очень плотно работаем с компанией "Алтайвитамины", сделали им три сайта. Большие бюджеты ушли на рекламу и пиар. Мы ведем этот проект, отслеживаем заказы, смотрим, когда подъем, когда спад, анализируем причины. Уже в первый день запуска сайта были совершены первые продажи. Сайт обязательно должен продавать, в этом его основная функция.

- То есть в данном случае речь идет о длительном сотрудничестве, даже можно сказать об аутсорсинге?

- Да. Это нормально, человек вкладывает деньги, хочет, чтобы они вернулись. Непорядочно бросать заказчика на произвол судьбы. Нам иногда звонят с вопросами люди, которым мы делали сайты три-четыре года назад. И мы им помогаем.

- Мы поговорили о сайтах за 2 тыс. рублей, но можно ведь вообще ни копейки не платить, сделать страничку в социальной сети и там продвигаться. Компания может идти таким путем, если у нее нет денег? Или на рынке уже разочаровались в социальных сетях?

- Если нет денег, то можно идти любым путем. Есть довольно много способов бесплатного продвижения в интернете, но они, как правило, занимают довольно много времени (здесь уже можно задуматься, насколько они получаются бесплатными). Эффективность такого продвижения зависит от того, какой человек будет этим заниматься. Быстрых результатов здесь не будет.

Специальный вопрос

- "Митра" регулярно участвует в госзаказе, делает сайты для госструктур. Зачастую у таких учреждений сайты неудобные, на них ничего невозможно найти, на пользователя не ориентированы. Вы пытаетесь решать эту проблему или действуете по принципу "заказчик всегда прав"?

- Есть определенная сложность в работе с госструктурами, обусловленная их спецификой, как, в прочем, и с любой организацией. Всегда идем на компромисс. Правило "клиент всегда прав" здесь не всегда работает. Переубедить получается, но не всегда. Для сайта администрации края мы нарисовали довольно много концепций дизайна в поисках оптимального решения. Последняя, минималистичная версия, была утверждена. С госструктурами работать интересно. Когда меня знакомые спрашивают, для кого мы делали сайты, я привожу примеры довольно крупных коммерческих  компаний. Мне отвечают, что не знают эти компании. Наверное, из-за специфичности их бизнеса. Тогда я говорю: "Хорошо. Мы делали сайт администрации Барнаула и прокуратуре". И замечают: "О, это серьезно".

О чем еще рассказал собеседник

О рынке веб-разработки

- Рынок веб-разработки развивается бурно, никакого кризиса на нем нет. Появляются новые направления, компании выделяют на маркетинг в Интернете все большие бюджеты. Рынок растет, и будет расти еще очень долго. Интернет, конечно, не сможет заменить телевидение, но станет ему достойной альтернативой в плане рекламы. Я знаю много примеров рекламных компаний, заточенных под веб, которые были очень эффективными. Результаты оказались намного лучше, чем если бы они проводились по телевидению или в наружке.

О представительствах

- Мы планируем открыть свои представительства в столицах других регионов. Эта ниша интересная. Во многих регионах недостаточно качественных интернет-агентств. Я не знаю, по какой причине так сложилось, что в Алтайском крае их как раз наоборот сосредоточено много. Почему бы не открыть свой офис на Дальнем Востоке, например, найти там представителя, который будет встречаться с заказчиками, искать их для "Митры"? Клиенты там есть, их везде очень много. В том же Екатеринбурге, например, выделяются колоссальные бюджеты на веб-проекты, а интернет-агентств там мало.

О сотрудничестве

- У меня давно появилась идея собрать представителей всех ключевых веб-разработчиков в крае, сделать что-то вроде веб-комитета, который будет просвещать заказчиков, например, на совместных семинарах. Это важно для развития веб-культуры в целом. Мы можем дружить, мы не конкуренты. Почти у всех у нас разная ценовая политика, разные категории заказчиков, разные задачи.

Об интернет-магазине

- Одна крупная алтайская торговая сеть заказала интернет-магазин у какой-то московской компании за бешеные деньги. Согласен, им сделали отличный интернет-магазин. Но они почему-то стали рекламировать его исключительно в наружке. Мне кажется, это совсем неправильно, я говорил с их маркетологом об этом. Наружка — это здорово, но ее не видит целевая аудитория этого проекта. И по моим ощущениям этот магазин не работает. Самый яркий пример, когда я как-то задал вопрос в "онлайн консультанте" сотруднику в этом интернет-магазине, а ответ следующего содержания получил лишь через восемь часов: "Здравствуйте, что вы хотели?" Как-то это грустно. Несложно ведь посадить одного человека на сайт, он задержит покупателя. 

Справка

Михаил Фаст родился 27 мая 1985 года. Высшее образование получил в Алтайской педагогической академии по специальности "Преподаватель информатики". Преподавал IT-дисциплины в Алтайском промышленно-экономическом колледже, возглавлял там кафедру. У Михаила также был опыт работы санитаром в лечебном заведении для душевно-больных людей, барменом, помощником детского психолога, курьером-программистом, дворником, водителем трамвая.

В "Митре" работает несколько лет. Начинал с позиции руководителя проектов, через год возглавил отдел разработки, еще через год стал исполнительным директором, теперь является генеральным директором. Сейчас в "Митре" работает около 25 сотрудников, компания одновременно ведет 20-30 проектов, пять-шесть проектов сдается в месяц. 
Михаил Фаст женат, воспитывает двоих детей.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость