Потребитель

Как живется барнаульским дизайнерам одежды

Самая капризная в мире барышня – мода – каждый сезон диктует нам свои правила. Кто-то пытается ее догнать, кто-то становится жертвой, ну а для некоторых она может быть подругой и даже помогает зарабатывать неплохие деньги. Специально для всех модниц Барнаула мы встретились с местными модельерами и попытались понять, как из страсти к красивым вещам можно сделать деньги.

Екатерина Рейзбих, директор салона алтайского дизайна "Сорока".
Екатерина Рейзбих, директор салона алтайского дизайна "Сорока".
Анна Зайкова

В декабре исполнится год первому бутику, где представлены творения алтайских дизайнеров. Магазин "Сорока" появился благодаря энтузиазму Екатерины Рейзбих, молодого барнаульского дизайнера. "Однажды я не смогла найти в магазине ничего подходящего и сшила на заказ свое первое платье, – рассказывает Екатерина. – Использовала только натуральные, качественные и, соответственно, дорогие ткани, поэтому даже себестоимость выходила приличная. Но это были действительно "мои" платья".

Настоящий роман с модой начался после поездки в Бразилию. В бразильских крупных торговых моллах представлено очень много локальных дизайнеров, а европейские раскрученные бренды занимают довольно посредственную позицию, задвинуты на второй план. По словам Екатерины, практически весь товар, который есть там в продаже, сделан местными умельцами – от одежды до бижутерии.

По приезде в Барнаул Екатерина начала собирать знакомых, которые занимаются творчеством и умеют делать красивые вещи своими руками. Набралось несколько девушек, которые сами придумывают и шьют одежду. Так и получился магазин – они в качестве дизайнеров, а Екатерина в качестве директора, "объединяющего звена".

"Вложилась в магазин, оформила интерьер, – вспоминает дизайнер. – Два месяца до открытия – никто ничего не нашил... У меня паника! В ужасе я сама начала шить вещи. А поскольку шить я не умею совсем, нашла несколько швей. Они быстро сделали мою первую коллекцию". Вечером перед открытием все, с кем договаривалась, все-таки принесли свои творения, и магазин заполнился.

Трудности бизнеса

"Когда начинала шить, главным был страх, что это не купят, – рассказывает дизайнер. – Я сама для себя могу заказать какое-нибудь невероятное пафосное платье и носить его с удовольствием. Но не факт, что найдутся еще люди, которые осмелятся надеть такую вещь". А люди нашлись. Екатерина до сих пор остается верна своей концепции: вещи – только из дорогих натуральных тканей. Цена получается немаленькая – 5000–7000 рублей. Но на них находится свой покупатель. "Я не собираюсь в угоду чему-то или кому-то переходить на дешевые вискозные ткани, – говорит Екатерина. – Этим барахлом город и так завален".

Теперь "Сорока" ищет новых людей, новых дизайнеров. И они появляются, правда, не все остаются надолго. Уходят в основном из-за того, что нет времени и средств. Многое (почти все) в этом бизнесе зависит от стиля – если вещь интересная, ее купят за любые деньги, если же нет, на нее может вообще не найтись покупателя.

Кто-то на всю жизнь остается швеей в ателье, а кто-то становится модным дизайнером. По мнению нашей собеседницы, это касается любой сферы, не только капризного модного бизнеса. "У каждого своя функ-ция в жизни. Кто-то способен создавать, придумывать, а кто-то – очень хороший исполнитель, – говорит Екатерина. – Я сначала очень стеснялась того, что я не шью. Но сейчас поняла, ничего страшного в этом нет, я не скрываю, что мы работаем в команде со швеей Верой Бабиной, она исполнитель, я голова".

Магазин работает по принципу реализации. Например, приходит дизайнер, приносит бусы и говорит, что они стоят 500 рублей. Сверху накручивают примерно 70% и продают по этой цене. Если бусы не продали, хозяин может забрать их в любое время. За хранение вещей денег "Сорока" не берет.

Коллекции и образы

Первое платье – это как первая любовь: забыть его невозможно. "Мое первое сшитое на заказ платье было великолепно. Оно было выполнено из шелковой очень яркой сине-фиолетовой тафты с нижней юбкой из фатина. Я до сих пор его периодически надеваю. Есть еще "второе первое платье", я сшила его примерно в это же время, оно тоже из шелковой тафты, но не такое яркое – в нежную пастельную зеленую клетку".

Коллекции Екатерины обновляются каждый сезон плюс перед Новым годом появляется пятая, в каждой из них около 14 образов, "луков", все вещи выполнены в двух размерах.
"Я, конечно, смотрю и модные журналы, и показы, но это не значит, что имеет место аналоговое проектирование, – рассказывает дизайнер. – Скорее все происходит интуитивно – то, что мне хотелось бы носить в этом сезоне, я начинаю делать. Вижу ткань, на ум сразу приходит какая-то модель".

"Сибирская капель"

Совсем скоро, 10–12 ноября, во Дворце культуры Барнаула пройдет IX региональный конкурс дизайнеров одежды "Сибирская капель-2013". Его организует Барнаульский техникум сервиса и дизайна одежды совместно с администрацией Октябрьского района и домом творчества детей Индустриального района.

"Этот конкурс мы придумали, запустили и ведем до сих пор с 2001 года, – рассказывает Инна Мазина, куратор "Сибирской капели". – По-прежнему это единственный конкурс сферы индустрии моды регионального уровня".

Как всегда, конкурс пройдет в три этапа: первый день – подготовка, регистрация, репетиция, второй день – непосредственно сам конкурс, третий день – награждение и гала-показ. Конкурс в первую очередь ориентирован на студентов профильных учебных заведений, причем не только местных – приглашения рассылают в Уральский, Дальневосточный и Сибирский федеральные округа. В этом году впервые сделали предложение Казахстану.

Масштаб конкурса подразумевает серьезные финансовые вливания, поэтому "Сибирская капель" проходит примерно раз в два года. Обычно в конкурсном показе участвует от 30 до 70 коллекций, и это очень солидная цифра. "Выбор нового поколения – профессиональный креатив" – неизменный девиз "Капели".

Чтобы расширить географию участников, с 2007 года формат конкурса несколько изменился. Теперь в "Сибирской капели" могут принимать участие три категории модельеров. Категория "юниор" – для домов детского творчества (учащиеся школ, которые разрабатывают коллекции под руководством преподавателей). Основная категория – "студенты", учащиеся профильных учебных заведений. И третья категория – "профи". Сюда приглашают независимых дизайнеров, модельеров, порт-ных, конструкторов – каждый называет себя по-разному. Что любопытно, Барнаул в категории "профи" практически не принимает участия.

Одежда для жизни

В положении о конкурсе внимание акцентировано на коллекциях pret-a-porter – это одежда, полностью готовая для носки. Тем не менее обычно на конкурс привозят коллекции более подиумные, театральные, концептуальные. "Одежда pret-a-porter – это продукт самого высокого качества, сложнейший в разработке, поэтому количество таких работ невелико", – объясняет Инна Григорьевна.

Кроме основной программы в рамках "Сибирской капели" проходит конкурс студенческих эскизов.

Коллекции из категории "студенты" обычно не выставляют на продажу. Несмотря на то что автор – студент, коллекция – это достояние учебного заведения. Разработка все-таки ведется под руководством преподавателей, и не всегда автор вкладывает 100% средств. В дальнейшем эти коллекции используют как учебный материал.

В категории "профи" также ни разу не устраивали продаж изделий непосредственно на показе. В перерывах и после показа закулисье открыто для всех, и если вещь понравилась настолько, что дальнейшую жизнь без нее и представить трудно, с автором всегда можно договориться о покупке. "В городе много талантливых дизайнеров, и конкурс – отличная площадка для презентации их творчества", – говорит Инна Мазина.

Однако маркетинг у местных кутюрье развит слабо, поэтому мало кто о них знает. Низкий потребительский спрос и невысокий уровень жизни не позволяет облачиться стопроцентно в дизайнерские вещи.

Как рождаются наряды

Создание коллекции – очень трудоемкий процесс. Обычно ее разрабатывают в течение года на уроках внепредметной деятельности. "Каждый желающий может предоставить свои эскизы и концепцию коллекции, мы их отбираем, доводим до ума, – рассказывает куратор проекта. – Затем – мучительные поиски текстиля, фурнитуры, аксессуаров. Какое-то время за всем этим даже выезжали в Новосибирск, потому что ассортимент Барнаула нас не удовлетворял". Потом построение лекал, раскрой, бесконечные примерки. Также много времени занимает декорирование изделий, доработка образа с помощью аксессуаров, обуви, головных уборов.

"На мой взгляд, автор должен владеть всеми навыками поэтапного создания коллекции. Просто нарисовать, не понимая, как это может быть изготовлено, – это не хорошо. Либо "под рукой" нужно иметь опытного конструктора. Во всяком случае, если мы будем говорить о мэтрах российской моды Вячеславе Зайцеве или Валентине Юдашкине, это прежде всего портные, конструкторы, а потом уже художники".

Цена вопроса

2000 рублей – цена участия в конкурсе "Сибирская капель" в категории "профи".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость