Экономика

Мелкую торговлю хотят защитить. Малоформатные магазины выживают только там, где государство ограничивает крупных ритейлеров

В Госдуму внесли проект закона, по которому можно будет увеличить число магазинов шаговой доступности, создать конкуренцию и "вынудить" малый торговый бизнес снизить цены.

Чтобы вернуть россиянам магазины формата "в соседнем доме", депутаты решили облегчить жизнь владельцам таких торговых точек. В законопроекте они предлагают изменить понятие "торговая сеть". Если сейчас это два и более магазина под общим названием, то авторы документа предлагают считать сетью "совокупность десяти и более торговых объектов общей площадью не менее 50 квад­ратных метров каждый".

Действующий закон о торговле установил широкий перечень запретов, адресованных торговым сетям, а также их поставщикам. Например, дискриминация поставщиков и навязывание невыгодных условий поставки, запрет на все дополнительные выплаты поставщиками торговым сетям – так называемые бонусы, и ряд других. Когда на мелкие точки такие запреты распространяться не будут, у них появится больше свободы выбора и действий. Хотя все-таки совсем отпустить накрутку бонусов на усмотрение магазина было бы неправильно. Впрочем, это не единственная преференция. Маленькие магазины в отличие от сетей не обязаны оплачивать товар в течение 10 дней после поставки. А это означает послабления при получении товарных кредитов, что должно заметно улучшить структуру оборотного капитала.

В первую очередь законопроект должен активизировать предпринимателей в мелкой торговле. Чем меньше у предпринимателя административных барьеров, тем легче ему выстроить свой бизнес. Рост количества небольших магазинов неизбежно повлечет за собой конкуренцию между ними и, как следствие, улучшение качест­ва продукции и сбалансированную политику ценообразования. По мнению экспертов рынка, розничные цены снизятся максимум на пять процентов. Немного, но если учесть, что это товары повседневного спроса, то за месяц или год семейный бюджет это почувствовать должен.

Мировой опыт показывает, что малоформатные магазины выживают только там, где государство ограничивает крупных ритейлеров. Например, в Австрии, где супермаркеты обязаны закрываться в 19.00 – в самый час пик, а в воскресенье и вовсе не могут работать. Или в США, где торговля крепким алкоголем в супермаркетах запрещена. А в той же Германии, где подобные ограничения сняты, только за последние несколько лет число магазинов шаговой доступности сократилось на 40%. В России же, если брать общую статистику, количество сетевых супермаркетов давно перевалило за 60%, а в крупных городах маленькие магазины и вовсе можно пересчитать по пальцам. В некоторых районах негде купить хлеб, молоко, пиво и алкоголь. За этими товарами приходится ехать в супермаркеты, что неудобно гражданам, не имеющим собственного транспорт­ного средства.

Если удастся увеличить число магазинчиков в мегаполисах, большой популярностью у народа, по мнению председателя Союза потребителей России Петра Шелища, будут пользоваться специализированные магазины, торгующие каким-то определенным товаром, – колбасные, молочные, кондитерские. "Несетевым точкам надо научиться работать с маленькими производителями – пекарнями, колбасными цехами, пивоварнями, с которыми отказываются сегодня работать крупные супермаркеты, – уверен он. – Новые магазинчики вполне смогут найти себе нишу в этой области, не создавая конкуренции сетям".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость