Экономика

Секреты и советы Гачмана. Гендиректор "Граны" поделился опытом с молодыми предпринимателями

Валерий Гачман, гендиректор объединения "Грана" и председатель Союза зернопереработчиков Алтая, 22 октября выступил перед молодыми предпринимателями в конференц зале ИД "Алтапресс". Это была очередная встреча начинающих путь в бизнес с лидерами сообщества, организованная газетой "Ваше дело", Алтайским союзом предпринимателей при поддержке компании "Эль-Консул". За два часа Валерию Гачману пришлось ответить на два десятка далеко не самых легких вопросов. Мы приводим наиболее любопытные ответы спикера.

Валерий Гачман на встрече с молодыми предпринимателями Барнаула.
Валерий Гачман на встрече с молодыми предпринимателями Барнаула.
Олег Богданов

О "Гране"

— Наше объединение было создано в 1992 году. Мы начинали с завода по переработке зерна гречихи. Мы — это я и группа моих товарищей из политехнического института. Суть наших расчетов основывалась на понимании того, что неоспоримым преимуществом Алтайского края является его богатство землей. Потом мы участвовали в приватизации других предприятий, акции некоторых покупали на вторичном рынке. Какие-то предприятия присоединялись, какие-то отсоединялись, но мы стали группой зерноперерабатывающих предприятий. На каждом из них вырабатываются мука, крупы и комбикорма. Бизнес у нас разноплановый — и перерабатывающий, и аграрный: в Хабарском районе у нас около 70 000 га земли и одно из крупнейших в крае поголовий КРС — около 13 000. В Барнауле у нас только управляющая компания. Она не занимается коммерческой деятельностью, а лишь координирует действия всех предприятий, консультирует по техническим, маркетинговым и бюджетным вопросам.

О себе

— В 1985–1987 годах я служил в десантный войсках, был сержантом, даже ротой покомандовал в 70 человек. Это яркий фрагмент моей жизни. Армия дала мне многое, что я использовал потом в гражданской жизни: это и организаторские способности, и чувство локтя — такого на практике нигде больше не получишь. После армии окончил исторический факультет АГУ. Потом дистанционно получил экономическое образование. Кандидатскую не защищал, хотя уверен, что для этого было бы достаточно той работы по анализу рынка и перспективах Алтая на нем, что проводит "Грана" все эти годы. Но найти на это время очень сложно. Тем более что я еще и председатель Союза зернопереработчиков Алтая и мукомольного комитета Российского зернового союза. Главное наше достижение — мы добились для края существенной льготы по перевозке зерна и продуктов переработки по территории РФ, включая экспорт.

О ценах

— Булка хлеба весит 600 граммов. В магазине она стоит 22–25 рублей. Для ее изготовления нужно 500 граммов муки. Полкилограмма муки стоит 5,5 рубля. То есть мука составляет не более 20% стоимости хлеба. На конечную продукцию сырье влияет только при резком росте его стоимости. Тогда хлебопеки сразу же под этим предлогом повышают свои цены. А за последние шесть месяцев оптовые цены на муку снизились почти на 50% — с 17 до 11 рублей. Но цена на хлеб не снизилась. И вопрос о том, почему в этом году при низких ценах на зерно не дешевеет хлеб, надо адресовать тем, кто производит конечный продукт. Или торговым сетям.

К сожалению, крестьяне часто получают не ту цену, на которую могли бы рассчитывать. А все потому, что цены на муку формируются не в Алтайском крае, а в регионах потребления.

При удаленности от портов и густонаселенных районов страны мы производим 13% российской муки, 17–22% — крупы. Это больше, чем нужно региону. Цену на зерно мы определяем, исходя не из своих пожеланий, а из себестоимости муки.

Алтайский край — участник общего рынка зерна страны, поэтому внутри региона невозможно определить свою цену, отличную от российских тенденций. Россия с 2002 года — один из крупнейших экспортеров зерна, и мы напрямую привязаны к мировому рынку. И тенденции в этом бизнесе начинают формироваться далеко-далеко, на бирже в Чикаго или в портах Франции. Пересечение большого количества факторов делает аграрный бизнес очень неустойчивым. Перепад цен происходит в разы. Крупа гречихи возрастает с 15 до 60 рублей и падает до 14 рублей. Конечно, это серьезный удар по бизнесу. К таким ситуациям надо готовиться.

Зернопереработчики региона загружены менее чем на 70%. У нас жесткая конкуренция между собой и на рынке сырья, и на рынке готовой продукции. В такой ситуации сыграть на понижение практически невозможно. Мы тогда потеряем поставщиков зерна, которые свои зерновые потоки перенаправят на "Алейскзернопродукт", "Мельник" или "Паву".С одной стороны, конкуренция заставляет нас держать высокие цены на зерно, с другой — производить только высококачественную продукцию. В таких условиях, даже чтобы остаться на месте, надо очень быстро бежать.

О вступлении в ВТО

— Вступление в ВТО для России — это угроза, но это такая же угроза, как развитие окружающего нас мира. Жить в XXI веке, быть активным участником всех глобальных политических и экономических процессов и не являться членом ВТО, наверное, неправильно. Не так страшно ВТО, как условия вступления в него.

К счастью, та продукция, с которой работаем мы, будет меньше подставлена под удар. А вот по свинине и мясу птицы мы очень быстро окажемся в плохом положении. Потому что мы свои границы открыли, а нас нигде не ждут. Нам никто своих рынков не открыл. Для справки: рынок сельхозпродукции между Францией и Германией не открытый. Там действуют квоты. Они очень бережно относятся к своему аграрному сектору. На Западе защищают свои рынки. Вспомните историю с "ножками Буша". Они в экономике США занимали тысячные доли процента, а какова была реакция государства.

Ту продукцию, которую мы продавали, мы и будем продавать, а вот с продукцией животноводства нас как к себе не пускали, так и не пустят. Но мир развивается, и надо быть готовым конкурировать с теми регионами, где производительность труда выше. Мукомольная и крупяная промышленности края к этому готовы.

О кадрах на селе

— Нехватка молодых кадров в сельском хозяйстве — самый сложный вопрос в экономике Алтайского края на ближайшие 10 лет. Очень трудно найти хорошего руководителя. Да и грамотного, ответственного исполнителя тоже.

Мы очень долго жили на осколках, которые нам дал СССР. Оставшихся без работы кадров хватало. Их можно было найти в развалившихся хозяйствах. Сегодня этого резерва нет. Сегодня сотрудника с опытом можно забрать только с другого предприятия. Качественных кадров без работы в крае нет.

Специалисты, которых мы обучаем в аграрном вузе и политехе, к сожалению, возвращаются к нам не все. Но кто возвращается, получает жилье, работу для себя и членов своей семьи. Мы понимаем, что одними деньгами людей не удержишь, поэтому мы им предоставляем полный пакет гарантий. Еще очень важно, чтобы люди видели развитие компании. На каждом предприятии у нас ежегодно вводится новый объект. Люди должны видеть перспективу. Это вселяет уверенность.

О потенциале края

— У нас непочатый край работы. Главным образом по поиску рынков сбыта. Судите сами: средняя урожайность в крае — 12 центнеров с гектара, ежегодно производится в среднем 4,2 млн. тонн зерна. Из них товарного — половина. Мы перерабатываем 2,5 млн. тонн. В стратегии развития региона до 2020 года написано, что, не увеличивая посевные площади, мы должны поднять урожайность до 20 центнеров с гектара. И некоторые фермеры сегодня этого уже добились.

Но если у нас так поднимется урожайность, встанет вопрос: куда сбывать такое количество зерна и продуктов его переработки? Тем более что рынок сжимается: количество населения не растет, а доля хлебобулочной продукции в рационе россиян постоянно снижается. Поэтому одна из главных задач Союза зернопереработчиков Алтая — поиск сбыта за рубежом. Есть регионы, которые не обеспечены продовольствием, — Африка, Средний Восток, но нас нигде не ждут. Эти рынки заняты США, Австралией, Аргентиной, Бразилией. Но зато сегодня на всех межправительственных комиссиях со странами — импортерами муки поднимается вопрос о поставках из нашего региона. Мы добились этого от МИДа и Минсельхоза.

О продвижении продукции

— Практически в каждом райцентре, где действует наше предприятие, есть сеть магазинов. Но они небольшие. Самая крупная в Хабарском районе — около 20 торговых точек. Это другой бизнес, и через эти сети мы существенного объема не продаем. Это больше имиджевый бизнес, он окупается, но это не наша работа. Ресурсов и особой необходимости в его развитии нет.

Нам надо консолидировать усилия для выхода на рынки Афганистана, Таджикистана и Узбекистана. Три эти страны покупают до 50% муки на мировом рынке. Есть и другие направления, на которые мы планируем тратить ресурсы, розница же в наши планы не входит.

Об интервенциях

— Цена, по которой сейчас идут интервенционные торги, практически стартовая (6250 рублей за тонну пшеницы III класса). На понижение она пока не идет. Если она сохранится, это может стабилизировать рынок, но серьезной надежды у меня на это нет. Во-первых, у нас только закончилась уборочная, а на Урале и в Новосибирской области еще нет. Завершилась она и в тех регионах, которые работают на экспорт. С выходом зерна нового урожая на товарный рынок цены и на интервенционных торгах тоже могут пойти вниз. К тому же сейчас 18-миллионный урожай получили в Казахстане. Там внутреннее потребление — 7 млн. тонн. Это зерно тоже сейчас пойдет на рынок. Поэтому говорить: "Мы остановили цены" — преждевременно: снижение, скорее всего, еще будет.

Правила успешного бизнеса

  • Очень важна атмосфера в коллективе на этапе создания бизнеса. Крайне легко унизить окружающих тебя людей, лишь слегка перешагнув грань лидерства. Грань эта очень тонкая, ее надо уметь видеть. Тут правил никаких не напишешь. А формирование команды надо начинать с формирования целей. Нужно поставить вопрос: "Зачем мы это делаем?".
  • Иногда приходится переживать сложности и трудности. Самое плохое, что в период кризиса может пережить компания, — растерянность в глазах руководителя. Этого люди не должны видеть никогда. Даже если вы не уверены в том, что правы, это нельзя показывать. Растерянность и паника передаются очень быстро.
  • Умная женщина всегда остается женщиной, даже в бизнесе. Женщины же раз в 10 умнее мужчин, да к тому же необыкновенно хитры. И у них есть масса козырей и приемов, которые мужчины использовать не могут.

Какие вопросы задавали спикеру

  1. Как мотивировать молодежь заниматься сельским хозяйством?
  2. Как выстроить отношения с партнерами в начале карьеры?
  3. Как край использует потенциал на аграрном рынке?
  4. Какие методы вы используете для развития компании?
  5. Почему "Грана" не развивает розничную сеть?
  6. Вступление в ВТО — стимул или удар по сельскому хозяйству России?
  7. Как женщине в бизнесе сохранить женственность?

Мнения участников встречи

Виктор Сидоров,
проект-менеджер компании "Митра":

Это было очень интересное выступление, понравились многие ответы. Тем более что я оканчивал факультет пищевых и химических производств и занимался именно зерноперерабатывающей техникой. И в этой области Валерий Владимирович — авторитетнейший для меня человек. Я в первый раз был на таких встречах и понял, что здесь можно почерпнуть много полезного. Впредь обязательно буду на них приходить.

Анатолий Захаров,
директор по корпоративному бизнесу Барнаульского филиала компании "ВымпелКом":

Мне и, я думаю, большинству участников встречи было интересно и полезно услышать оценку текущего состояния и перспектив агропромышленного кластера на Алтае из первых рук. Из озвученных Валерием Владимировичем тезисов хочется выделить два. Первый — о том, что при применении современных технологий в сфере растениеводства у нас в регионе есть потенциал роста урожайности в 1,5–2 раза. Наш опыт работы с сельхозпроизводителями показывает, что использование систем спутникового мониторинга сельхозтехники и транспорта повышает эффективность, например, расходования ГСМ на 30–50%. Второй тезис о том, что для решения проблемы нехватки квалифицированных кадров на селе государство и дальше должно уделять большое внимание развитию сельской инфраструктуры. И с удовольствием замечу, что "Грана" уже на протяжении 11 лет является корпоративным клиентом "Билайна".

Никита Щедринов,
гендиректор компании трансферных услуг By the way:

Встреча эта для меня была очень полезной, такие вещи лишними не бывают никогда. Для себя из рассказа спикера я вынес мысль, что в бизнесе важны партнеры, друзья, хороший наставник. А также необходима четкая позиция по поводу того, чего ты хочешь от своего дела. Понравилась также мысль, что ты должен показать уверенность в своих решениях, даже если ты в них сомневаешься.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рассказать новость