7 ноября 1948 года на площади Свободы торжественно открыли трамвайное движение. Первый маршрут барнаульского трамвая проходил от площади Свободы до Нового рынка. Пуск прошел, но было и множество
недоделок: окончательно не подготовили к работе депо – поэтому ремонтные канавы располагались под открытым небом на ул. Анатолия.
Как рассказала Татьяна Герман, эксперт по комплектованию музейного и выставочного фонда компании "Горэлектротранс", в строительстве трамвайного полотна использовали железнодорожные рельсы,
а они гораздо больше, чем трамвайные. Поэтому первые трамваи на соединении полотен серьезно "подпрыгивали". Они часто ломались, их приходилось постоянно ремонтировать.
Но никакие недочеты не мешали восторгу жителей Барнаула. В те времена ходило всего лишь несколько автобусов, по городу в основном передвигались пешком. И вот появляется такая диковинка. Некоторые жители встречали трамвай овациями. Новый транспорт набивался до отказа.
Жители домов у трамвайных путей добровольно и с удовольствием очищали полотно от осенних листьев и снега. Кто-то даже приходил в депо и спрашивал разрешения помыть вагоны – настолько полюбили трамвай барнаульцы.
Как вам спалось?
Очевидцем тех событий была Татьяна Синицына. Она работает с трамваями уже 42 года. Сейчас она старший ревизор по безопасности движения, а в 1971 году приехала в Барнаул из Бийска поступать на
юрфак. Поступить не удалось. Из объявлений Татьяна Ивановна узнала о наборе желающих научиться водить трамвай. Ее приняли сразу.
Сначала было все – и желание, и тяга. Но наступало и время отчаяний... "Мороз 57 градусов, а нам нужно было вставать в 5 утра, вручную толкать трамвай, чтобы снять с
изоляции, – рассказывает Татьяна Ивановна. – Чуть позже как-то пообвыклась, влилась в коллектив – он для меня стал второй семьей. И в тот момент я поняла, что я не
зря выбрала именно эту профессию".
Две новые чехословацкие "Татры" старейший работник "Горэлектротранса" принимала сама. "Выходишь в 4 утра на работу, в 5.11 уже выходил первый вагон. Люди на остановках уже с нетерпением ждут. Заходят: "Здравствуйте! Как у вас здоровье? Как вам спалось?" А я им в микрофон: "Доброе утро! Счастливого вам пути". Все были настолько доброжелательны, приветливы. Наши трамваи обслуживали в те времена все заводы, поэтому "миру" было очень много".
Строили всем миром
В начале XX века деловая жизнь в Барнауле била ключом, но общественный транспорт в городе отсутствовал. Накануне Первой мировой войны в Барнауле проживало около 70 тысяч человек.
Первый проект строительства трамвая датируется июнем 1914 года. Предполагалось пустить две трамвайные линии. Новый вид транспорта, электрический трамвай, уже был пущен в 14 российских городах. Стремились идти в ногу со временем и в Барнауле. Но реализации этих планов помешали начавшаяся Первая мировая война и пожар-катастрофа, случившийся 2 мая 1917 года. В революционное время было не до трамвая.
К 1941 году в Барнауле жило 172 тыс. человек. По городу курсировало 23 автобуса и 9 легковых такси. Это удовлетворяло нужды лишь 10% населения. Неразвитость транспортной сети была одной из главных
проблем Барнаула. Строительство трамвая планировалось начать и вести в течение 7 лет. Но Великая Отечественная война разрушила эти планы.
Уже 18 августа 1946 года предприятия края провели воскресник по заготовке, вывозке, шпалопилению и отгрузке леса для строительства трамвайных путей. Главной целью было связать жилой центр города с
основными промышленными предприятиями. На строительство нового вида транспорта выходили все – набирали рабочих из жителей сельских районов края, и сами горожане выходили на субботники и
воскресники. В 1947 году даже ввели специальную рубрику на радио – "На строительстве трамвая".
"Пятерочка"
В честь своего 65-летия "Горэлектротранс" устроил для жителей и гостей Барнаула бесплатную экскурсию на самом старом трамвае города – легендарной "Пятерочке".
На приглашение откликнулось очень много людей. По словам Кирилла Валяева, предприятие даже и не рассчитывало на такой поток – трамвай был забит все время.
Это редкая возможность окунуться в самое начало развития электротранспорта. Трамвай был совсем другим. Он гораздо громче своих "потомков", и звук у него иной. Сигнал трамвая – как
колокольчик. Снаружи он стандартного красно-желтого цвета, но в отличие от современных машин у него одна фара, а на крыше – два фонарика.
Музей и валенки
Как оказалось, у "Горэлектротранса" есть свой музей. "Пятерочка" – один из его действующих экспонатов. С ним каждый год участвуют в "Музейной ночи" – трамвайчик стоит на площади Свободы.
Музей существует с 1995 года. Поначалу его кураторы ходили по школам, приглашали детей – о нем мало кто знал. Он находился в здании "Горэлектротранса", в административно-бытовом корпусе.
Сейчас музей насчитывает 1500 экспонатов – фотографии прошлых лет, документы 1940–60-х годов, модели трамваев и троллейбусов, одежда, большие валенки для сибирских холодов. Есть даже фрагмент первой кабины первого трамвая.
Пять лет назад в "Горэлектротрансе" решили реставрировать музей, сделать его более современным, но обстоятельства сложились так, что он не обрел нового вида, а даже старый потерял. Сейчас музей "живет" в коробках. И появятся ли новые экспозиции – неизвестно.
350 вагонов
Сегодня на балансе "Горэлектротранса" два трамвайных депо общей мощностью 350 вагонов. Протяженность трамвайных путей составляет 125,6 км, троллейбусных линий – 67,3 км.
Ежедневно на городских улицах работают 145 трамваев и 48 троллейбусов, которые обслуживают девять трамвайных и три троллейбусных маршрута. По словам Кирилла Валяева, специалиста по связям с общественностью "Горэлектротранса", в год электрический транспорт Барнаула перевозит 65 млн. пассажиров, это около 35% от всего пассажиропотока города.
Основа подвижного состава – трамваи "Татра" и троллейбусы ЗИУ различных модификаций.
В декабре 2012 года в Барнауле появились два троллейбуса СТ-6217М. Главная их особенность – возможность автономного хода. Троллейбусы могут работать в суровых климатических условиях Сибири. Они вмещают 111 пассажиров.
В июле этого года на барнаульские улицы вышел низкопольный троллейбус ВМЗ-5298–01 "Авангард". В него без труда могут сесть инвалиды-колясочники и пассажиры с детскими колясками. А в августе, накануне Дня города, на маршруты регулярных перевозок вышли два трамвая АКСМ-62 103. У них тоже низкий пол для удобства пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. Эти трамваи теплые, в них четыре электропечи. Все двери автоматически открываются при встрече с препятствием, так что нет опасности быть зажатым. Такой вагон может вместить 159 человек.
Самое важное - в нашем Telegram-канале