Собранные бийским энтузиастом модели едва умещаются на одном столе. Здесь копии машин разных эпох и назначений. Есть пожарные автонасосы, автоцистерны, автолестницы, штабные автомобили, автомобили воздушно-пенного и порошкового тушения и многие другие. – По имеющимся у меня моделям можно проследить весь ход развития пожарной техники нашего края, – рассказывает Соков. – Почему именно пожарные автомобили? Наверное, это в крови. Мой дед после Великой Отечественной войны служил в пожарной охране. Да и сами по себе пожарные автомобили выглядят величественно и эффектно. Завораживающая магия красного и белого.
Сейчас в коллекции Евгения Сокова 60 моделей в масштабе 1:43. Примерно половину из них он заказывал через Интернет. Другая же половина его коллекции не имеет аналогов. Эти модели выполнены вручную мастерами из Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова, Королева и Саратова по фотографиям, описаниям и прочим материалам, собранным лично Евгением. Модели делают из металла, пластика и специальной модельной смолы в течение двух-четырех месяцев. Иногда ждать заказ приходится и по полгода.
Евгений Соков не афиширует, во сколько ему обходится пополнение коллекции. Однако в интернет-магазинах стоимость моделей ручной работы может достигать нескольких десятков тысяч рублей.
Вместе с новым увлечением Евгений открыл в себе талант исследователя. Уже несколько лет он ездит по районам края в поисках уникальных образцов пожарной техники.
– Сперва меня к технике даже и не подпускали. Но потом в одном из сел я познакомился с пожарным, который знает начальника производственно-технического центра (ПТЦ) противопожарной службы по Алтайскому краю, – рассказывает коллекционер. – Там занимаются в том числе и восстановлением старых пожарных машин. Я созвонился с ним, приехал в Барнаул. Он так проникся моим увлечением, что даже приехал в гости посмотреть на коллекцию.
С тех пор никаких проблем в сборе информации бийский коллекционер не испытывает: он имеет доступ к историческим формулярам любой пожарной части. В них он находит фотографии пожарной техники, стоявшей на вооружении в разные годы, описание и другие необходимые ему материалы.
К увлечению бийчанина проявляют интерес по всей России. Во-первых, тот же барнаульский ПТЦ привлекал его в качестве консультанта при восстановлении пожарного автомобиля на шасси ЗИС-5. Во-вторых, сделанные Евгением фотографии редких пожарных машин были опубликованы в вышедших в Москве книгах об истории пожарной техники. А совсем недавно на Евгения вышли представители известной лаборатории по проектированию и сборке автомоделей из Саратова. Их заинтересовала фотография, которую Евгений опубликовал на одном из интернет-форумов. Это снимок самодельных пожарных цистерн, которые стоят на вооружении в Камне-на-Оби. Бийчанин отправил в лабораторию фотографии и описание этих машин. Саратовские мастера запустили модель - копию этой пожарной автоцистерны в серийное производство.
По словам Евгения Сокова, чтобы его коллекция максимально полно отражала все разнообразие пожарной техники Алтайского края, ему придется расширить ее минимум до 100 единиц. Кроме того, сейчас Евгений заканчивает работу над историческим формуляром об истории пожарной охраны Бийска и ищет потенциального издателя.
Евгений Соков о своей коллекции
Автоцистерна на шасси седельного тягача ЗИЛ-130В1
Таких в России всего две. Обе в Камне-на-Оби. В прошлом это цементовозы, которые силами пожарных рационализаторов были переоборудованы в пожарные автоцистерны. Видимо, связано это было с плохо развитой сетью пожарных гидрантов. Ручная работа саратовских мастеров.
Автомобиль технической службы на базе ЗИЛ-157
Я наткнулся на его макет в барнаульском Музее пожарной славы. Долго узнавал, где машина могла быть на службе. Как оказалось, такой автомобиль стоял "на вооружении" в спецчасти Барнаула.
ПМГ-1 – один из самых старых в крае пожарных автомобилей
Было время, когда он выезжал в паре с конным обозом. Службу нес в Бийске и других городах и селах, в пожарном расчете появился в середине 1930-х. Индивидуальная ручная работа мастера из Кирова.
Автоцистерна на базе МАЗ-205
Распространенная машина середины 1950-х. Такие выезжали на вызовы в Барнауле, Бийске, Змеиногорске. Автомобиль не имел кабины боевого расчета. Трех человек было достаточно для обеспечения его работы.
Пожарный агитационный автобус на базе ГАЗ-51
На нем ездили по селам агитбригады из Бийска и пропагандировали противопожарную безопасность – читали лекции, показывали фильмы. На крыше установлен мегафон.
Автоцистерна на базе ЗИЛ-157
До сих пор несет службу в пожарной части Новичихинского района. Она самодельная, сделана на базе топливозаправщика. Я видел ее только на фотографиях, хочу увидеть вживую.
Это обычный Иж-2715, который переделали для своих нужд пожарные из Республики Алтай
Он использовался как автомобиль быстрого реагирования, выезжал в основном на ликвидации различных аварий. Ручная работа мастера из Москвы.
В начале 1980-х пожарные части Бийска пополнили новенькие автоцистерны тяжелого типа на шасси ЗИЛ-133
Пожарные сразу дали ей прозвище "крокодил": машина имела очень длинную базу, ей было сложно маневрировать по тесным дворовым проездам.
Пожарная автолестница АЛГ-18(52-02)-Л2
Год выпуска – 1968. До недавнего времени стояла в боевом расчете пожарной части Алейска. Сейчас отреставрирована и находится в Барнауле.
Пожарная автоцистерна МАЗ-500А на базе аэродромного топливозаправщика ТЗА-7,5
Единственная в крае. Переоборудована под нужды пожаротушения. До сих пор находится в боевом расчете пожарной части Бийска. Индивидуальная работа мастера из Москвы.
Самое важное - в нашем Telegram-канале