"Давление на главного архитектора - штатная ситуация"
Свой уход с должности Сергей Боженко прокомментировал "СК" так:
- Я ушел, потому что почувствовал свой долг перед Родиной исполненным: в системе исполнительной власти я проработал 25 лет. И сейчас понял: пора! Работы в городе невпроворот, но в последние годы стало ясно, что мои знания, опыт, профессионализм администрации Барнаула не нужны. Я не согласен с той градостроительной политикой, которую ведет сегодня мэрия.
Мы имеем нездоровый перекос в сторону строительства жилья в ущерб другим отраслям. Использование земель вопреки действующему генплану Барнаула выгодно инвестиционно-строительному комплексу, и только ему. Горожанам это невыгодно точно. Кому нужны эти "коробки" без детских садов, школ, культурных учреждений, зон отдыха?.. А строить дома на месте существующего и перспективного озеленения - вдвойне аморально.
- На вас оказывали давление?
- На такого чиновника, как главный архитектор города, давление оказывалось во все времена. Штатная ситуация, ничего удивительного в этом нет. В середине 1990-х, во время расцвета бандитизма, давление было не меньше, чем сейчас. Но сегодня в комитете по архитектуре есть люди, которые продолжают заложенные мной традиции нетерпимости к нарушителям закона. Я постарался привить им чувство вкуса к профессии, чувство меры в отношениях с людьми и чувство ответственности за свой город.
- Как вы считаете, кто мог бы занять ваше место?
- Главным архитектором Барнаула должен стать опытный человек, знающий город, настроенный на созидательную работу. По новому законодательству полагается провести некий кастинг, "конкурс красоты" на замещение вакантной должности главного архитектора города. Претендентов может быть много, но самые достойные люди руководят персональными творческими мастерскими и вряд ли согласятся оставить свой бизнес. С большой пользой для города и горожан на этой должности могли бы работать заслуженные архитекторы России Виктор Четошников, Владимир Золотов. Главным архитектором города мог бы стать и мой бывший заместитель Вадим Ломакин.
- Чем вы планируете заниматься?
- Я возвращаюсь в сферу творчества. Это будет архитектура, градостроительство, литература, живопись. Я несколько дней как свободен, но у меня по-прежнему жесткое расписание: все распланировано по часам. Много разных встреч, идей, проектов, переговоров. Мое душевное состояние можно передать словами замечательной барнаульской поэтессы Натальи Николенковой:
"Мой принц, кончается эпоха,
В которой мне бывало плохо,
И бесподобно, и смешно,
Все отнято и все дано!"
"Арбат на улице Советской - это абсурд"
Теперь уже бывший главный архитектор Барнаула Сергей Боженко представил свой взгляд на архитектуру города и некоторые широко обсуждаемые проекты.
О частном секторе
- Свободных площадок для застройки в центре города практически нет. Остались одна-две, но и на них уже оформлены документы. В то же время в Барнауле полдесятка сильных строительных организаций, которые будут вынуждены заключать договоры с администрацией города на развитие земель, скупать частные дома, предоставлять людям компенсации взамен ветхого жилья… Я уверен, что частные инвесторы придут и достроят Обской бульвар. Но индивидуальный жилой сектор в Барнауле все равно останется. Прежде всего на участках, мало интересных для инвесторов, необеспеченных инженерными сетями, близ коммунальных зон.
О пешеходных зонах
- Идея создания барнаульского "Арбата" на улице Советской рождена в среде неспециалистов, поэтому она наивна и смешна. Почему стал возможен старый Арбат в Москве? Потому что параллельно был построен новый Арбат (улица Горького) и весь транспорт перенесли туда. Что такое улица Советская? Это узкая, транспортно нагруженная улица, единственная транспортная "связка" проспектов Ленина и Комсомольского в районе площади Октября. На ней нет ни одного памятника истории, культуры, архитектуры, интереса для туристов нет.
Пешеходная зона могла бы быть обустроена на проспекте Социалистическом между проспектом Строителей и улицей Молодежной. Здесь есть все предпосылки для ее создания: большой поток людей, близость учебных заведений, объектов общественного значения, делового и культурного центра Барнаула.
О транспортной системе
- Строительство эстакад в Барнауле - разговоры на уровне теории, не более. Существует два варианта развития транспортной системы города. Первый: дальнейшее и всеобщее развитие трамвайной сети с переводом ее в скоростной режим, тем более что в районах новостроек технические возможности для этого есть. Второй вариант: вообще избавиться от трамвайного хозяйства и развивать автотранспорт. По какому пути пойдет Барнаул – не известно, скорее всего все останется по-прежнему. Тотального расширения дорог не предвидится, да и мировая практика в решении транспортных проблем говорит о том, что это не приводит к улучшению ситуации.
О развитии Барнаула
- Барнаул будет развиваться во всех направлениях. Сегодня он растет вдоль Павловского и Змеиногорского трактов, новоалтайское направление развивается как зона отдыха и развлечений. Активно застраивается незатопляемый правый берег Оби, но это уже Первомайский район. На краевом градостроительном совете рассмотрена схема застройки в районе села Фирсова. Со своей стороны я советовал, чтобы резервировали территории вдоль основных магистралей под размещение общественных зданий. Глупо будет, если магистраль федерального значения обстроят курятниками! Обязательно нужно предусмотреть и развитие трассы, которая идет на Бийск. Это перспективное направление, земля вдоль дороги золотая, ее можно и нужно продавать за большие деньги.
Мнения
Владимир Мудрик, председатель совета директоров строительной фирмы "Производственно-инвестиционная корпорация":
- Я не могу сказать, хорошо это или плохо - уход с должности Сергея Боженко. Время покажет, чем обернется для города это решение. Однозначно его место должен занять человек, который хорошо знает Барнаул, - может быть, это будет его заместитель или кто-то из краевой архитектуры. Вообще, я считаю, что каждого чиновника, который проработал на своей должности больше пяти лет, нужно менять - тогда в Барнауле многое изменится в лучшую сторону.
Александр Деринг, архитектор:
- Уход Сергея Боженко - грустный факт. Для нас, профессионалов, печально, что такой человек оставил свою должность. Его вклад в развитие архитектуры города очень большой, поэтому мы переживаем.
Справка "СК"
Сергей Алексеевич Боженко родился в 1954 г. В 1977 г. окончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института по специальности "архитектор-градостроитель". Работал в институте "Алтайгражданпроект". С 1982 по 1994 г.- главный художник Барнаула, с 1994 по апрель 2007 г. - главный архитектор города.
Сергей Боженко - член Союза архитекторов России, почетный архитектор РФ, член Союза писателей России.
В 1997 г. стал лауреатом муниципальной премии за проект Богоявленского храма в Барнауле, спустя два года- лауреатом Демидовской премии за проект памятника А. С. Пушкину. Награжден дипломом сибирского смотра-конкурса "Золотая капитель" (г. Новосибирск) в номинации "Общественно-профессиональная деятельность".
Комментарий мэрии
Игорь Перемазов, заместитель главы администрации города по градостроительству:
- Мне приходилось много работать с Сергеем Боженко, и я должен отметить, что это профессиональный архитектор, градостроитель, принципиальный человек. Однако в последнее время возникали определенные проблемы, связанные с его деятельностью. Например, строительство входных узлов (фасады магазинов, офисов, расположенных на первом этаже жилых домов. - Прим. авт.), которое согласовывает главный архитектор города. Мною, а также архитекторами районов и жителями Барнаула не раз высказывались мнения об их неудовлетворительном виде. Это не конфликтная, конечно, ситуация, а рабочий вопрос.
Что касается строительства жилья в Барнауле, то увеличение его ввода продиктовано и национальным проектом, и тем, что в улучшении жилищных условий в городе нуждаются порядка 18 тысяч семей. В 2007 году мы планируем ввести 280 тысяч квадратных метров жилья. Это гигантская работа строительного комплекса, архитекторов, проектных институтов. Требования, которые мы ставим перед ними, - высокое качество строительства и благоустройства. Обязательнейшие элементы - озеленение, благоустройство прилегающей территории, парковки для автомобилей. К сожалению, мы не всегда успеваем со строительством объектов социальной сферы, так как есть трудности с финансированием. Озеленение в городе недостаточное, нужно высаживать еще больше деревьев и цветов.
Сегодня заканчивается работа над генпланом Барнаула, который определит зонирование и функциональное назначение территорий. Генплан будет вынесен на обсуждение горожанам, и каждый сможет высказать свои замечания.
Алина СОЛОМИНА.
Самое важное - в нашем Telegram-канале