Андрей Исаев,
председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов:
19 ноября Государственная дума приняла пакет законопроектов об изменении пенсионной системы. Хочу обратить внимание на принципиальные моменты.
Во-первых, все эти законопроекты взаимосвязаны. Принять только некоторые законы, не принимая остальные, – невозможно. На прошлой неделе 427 депутатов Госдумы поддержали законопроект, дающий гражданам реальное право выбора между страховой и накопительной частью пенсии. Он может начать работать только тогда, когда будут приняты законы о накопительной пенсии, о негосударственных пенсионных фондах, о гарантировании средств пенсионных накоплений.
Во-вторых, любые социальные реформы связаны с серьезным изменением привычек, с возможными обидами, недопониманием и, соответственно, с необходимостью большой разъяснительной работы. Поэтому такие реформы проводятся только тогда, когда не проводить их уже невозможно. Сегодня у нас нет возможности ничего не делать в пенсионной сфере. Бюджет Пенсионного фонда сокращается, количество пенсионеров по отношению к доле работающих возрастает, накопительная пенсия оказывается малоэффективна. И если мы не предпримем меры, то за работающих сегодня граждан работодатель будет платить все больше, а пенсия, которую они получат в будущем, будет существенно меньше, чем даже у нынешних пенсионеров.
Очевидно, что у государства в сложившейся ситуации есть три возможных пути, которыми мы могли бы пойти.
Путь номер один – условно либеральный. По нему пошли некоторые страны. Это повышение пенсионного возраста, строгое ограничение государственных обязательств перед пожилыми людьми. Мы такой путь отвергли.
Есть второй путь – повышение взносов с работодателей, увеличение фактически фискальной нагрузки на бизнес. Такое решение станет еще и тормозом для роста заработной платы, потому что взносы взимаются с фонда оплаты труда.
Мы выбрали третий путь, самый щадящий, - мобилизацию внутренних ресурсов пенсионной системы.
Что предполагает эта мобилизация? Во-первых, дополнительные взносы, которые будут уплачиваться за людей, досрочно уходящих на пенсию из-за вредных и опасных условий труда (до недавнего времени работодатели таких взносов не платили, и сложилась весьма странная ситуация, когда им было экономически выгодно сохранять вредные и опасные условия труда, поскольку к зарплате работников добавлялась досрочная пенсия из средств Пенсионного фонда). Во-вторых, предоставление права так называемым "молчунам" присоединить все взносы, уплачиваемые за них работодателями, к страховой части пенсии, а значит, направление их на выплату пенсий нынешним пенсионерам. В-третьих, решение вопроса стажа. Сегодня необходимый для получения трудовой пенсии стаж составляет 5 лет. Предлагается сделать 15. Элементарный расчет показывает, что это справедливо. Сегодня, получая минимальный размер оплаты труда 5 тысяч 205 рублей и платя взнос менее тысячи рублей в месяц в течение 5 лет, можно заработать право до конца жизни получать пенсию по 6 тысяч рублей ежемесячно. Разве это правильно?
Летом "Единая Россия" организовала широкое обсуждение пенсионных законов с участием профсоюзов, работодателей, Союза пенсионеров России, ветеранских организаций, гражданских активистов, экспертов. В результате мы добились очень серьезных вещей: во внесенных правительством законопроектах сохранены досрочные пенсии для учителей и медицинских работников, работающие пенсионеры будут получать пенсию в полном объеме, увеличено количество оплачиваемых государством нестраховых периодов для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком (с 2 до 3, то есть с 3 лет до 4,5 лет). Более того, за каждого последующего ребенка установлен повышающий коэффициент: 1,8 балла за первого, 3,6 – за второго, 5,4 – за третьего. Мы добились того, что гражданам моложе 1966 года рождения будет предоставлен реальный выбор: человек сможет либо направить часть средств, уплачиваемых за него работодателем, в накопительную часть пенсии, либо целиком присоединить их к страховой части. По всем сложным вопросам предусмотрены переходные периоды.
Мы не повышаем пенсионный возраст. Это принципиальный выбор нашего государства. При этом законы стимулируют тех, кто добровольно примет для себя решение выйти на пенсию в более поздние сроки.
Мы сохраняем в полном объеме нынешние пенсионные права людей, находящихся на пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца.
Мы полностью сохраняем права сегодняшних пенсионеров, они ничего не потеряют от принятых изменений, и индексация пенсий будет проводиться так же, как она проводилась до этого (с опережением инфляции).
Самое важное изменение касается единицы расчета будущей пенсии. В чем лучше считать: в рублях или в баллах? Наверное, в период финансовой стабильности, когда мы все уверены, что экономика растет, проблем нет, рубль устойчив, нагляднее и проще считать в рублях. Но в условиях нестабильности всей мировой экономики будет надежнее считать в баллах. Баллы – это обязательство государства. Какая бы ни была инфляция, государство будет обязано пересчитать деньги в соответствии с произошедшими изменениями, рассчитать баллы таким образом, чтобы человек получил пенсию, адекватную вкладу, который был сделан за него, исходя из его стажа и заработка.
Вместе с тем, комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов имеет серьезные замечания к принятым в первом чтении законопроектам.
Например, есть такие категории, как женщины, родившие и воспитавшие пять и более детей, родители инвалидов с детства, лица, проживающие в условиях Крайнего Севера и приравненных местностях, которые имели льготное право выхода на пенсию. Чтобы получать пенсию, им тоже нужно будет набрать 30 баллов, как обычным гражданам? Ответа на этот вопрос сегодня нет.
Мы будем настаивать на сохранении перерасчета пенсий для работающих пенсионеров. Мы понимаем мотив, которым руководствовалось правительство, отказываясь от перерасчета: стимулировать более поздний выход на пенсию. Но это хорошо для тех, у кого высокая заработная плата. Для многих пенсионеров только вместе низкая пенсия и низкая заработная плата составляют более или менее приемлемый доход. За них работодатель платит взносы, они привыкли к тому, что им ежегодно 1 августа производится перерасчет пенсий, их пенсия немножко, но подрастает. И мы прекрасно знаем, что этот рост происходит через месяц после того, как повышаются тарифы ЖКХ, и в значительной мере покрывает новые расходы. Мы не должны отказываться от этого. Во всяком случае, для низкооплачиваемых работающих пенсионеров должен быть сохранен перерасчет в полном объеме, для высокооплачиваемых мы можем поставить определенный понижающий коэффициент. Эта тема может стать предметом переговоров.
Есть вопрос, касающийся людей, у которых совпадает страховой и нестраховой период. Сегодня такие люди имеют право выбрать наиболее удобную для них схему: либо у них будет расти пенсия по заработной плате, либо по нестраховому периоду. Например, женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком и одновременно устроившаяся подрабатывать, вправе выбрать, что ей выгодней: засчитать в свою пенсию нестраховой период или заработок. По новым законопроектам получается, что такого выбора она лишается, ей будет засчитываться только заработная плата. Мы считаем такой подход несправедливым.
Или, например, предлагается, чтобы те наши граждане, которые проживают за границей и которые хотят получать пенсию из Российской Федерации, открыли для этого счета в российских банках (сегодня Пенсионный фонд переводит им эту пенсию за рубеж). С одной стороны, такое предложение кажется правильным: мы экономим средства нашего Пенсионного фонда, мы поддерживаем нашу банковскую систему. Но с другой стороны, есть одинокие пожилые люди, которых судьба забросила за границу. Для них это условие означает, что они просто лишатся российской пенсии. Вправе ли мы принимать в отношении них подобные решения? Думаю, что не вправе.
"Единая Россия", поддержав весь пакет пенсионных законопроектов в первом чтении, проголосовала за то, чтобы начать работу, которая в дальнейшем должна улучшить пенсионное обеспечение нынешних пенсионеров и создать нормальные условия для формирования будущих пенсий.
При этом наша фракция в Госдуме настроена на то, чтобы конструктивно, сотрудничая со всеми политическими и общественными силами, существенно доработать пенсионные законы. По нашей инициативе была создана межфракционная рабочая группа, которая будет готовить ко второму чтению законопроектов согласованные подходы. В нее вошли представители всех парламентских фракций, представители всех комитетов, в которых рассматривается пакет законов.
Самое важное - в нашем Telegram-канале