О вере
"Последние 15-17 лет мне часто приходится слышать о "моде на веру". Эта подозрительность возникла у неверующих с тех пор, как двери храмов стали открыты для всех. Но уже 15 лет "мода" не проходит! А как можно назвать модой участие в многочасовых постовых богослужениях? Можно ли назвать модой участие в Крестном ходе к Коробейниковской иконе Божией Матери, когда паломники сбивают за недельный маршрут ноги до кровавых мозолей? А исповедь - неужели это тоже мода? По моему мнению, с каждым годом сознательно, вдумчиво верующих людей становится все больше. Уверен, что если в каждом микрорайоне Барнаула построить церковь - она не будет пустовать", - говорит епископ.
С другой стороны, есть немало людей "верующих в душе", то есть признающих существование Бога, но не соблюдающих каноны Церкви. На их счет у владыки Максима свое мнение: "Сущность веры именно в принадлежности человека к Церкви, участии в таинствах и подчинении уставам и дисциплине. Поэтому я бы никому не желал тешить в себе ложную надежду на "веру в душе". Я советую внимательно прочитать Священное Писание Нового Завета, вдуматься в учение Христа и честно ответить для себя на вопрос, какой веры ожидает от нас Спаситель? И ответив, все же потрудиться над делом собственного воцерковления, потому что стремление к исполнению заповедей Божьих - вот цель жизни и лучшее качество настоящего христианина".
О будущем
"Эксперименту по дехристианизации Европы не более 20-25 лет. К чему он приведет, совершенно неясно. Но уже сейчас аналитики говорят о том, что к 2020-2025 году Франция, например, вновь станет страной верующих. Но уже верующих мусульман. (??) Известный факт, что европейские страны в демографическом смысле коренного населения вымирают. С непонятной скоростью принимаются законы, ужаснувшие бы и язычников, - о гомосексуальных браках, об эвтаназии (рассматриваются даже законопроекты об умерщвлении детей, родившихся больными, ибо количество инвалидов детства в Европе растет). Современное безрелигиозное сознание забыло, что все "социальные блага" - прямое влияние христианской культуры".
По мнению владыки, задача россиян - не повторить экспериментов по уничижению веры.
О фанатизме
"К сожалению, мне приходится сталкиваться с тем, что среди неверующих людей называют фанатиком всякого верующего. Например, отказался кто-либо во время корпоративной вечеринки в пост выпить спиртное - уже фанатик. Отказалась учительница проводить с классом сатанинский праздник helloween - фанатичка. Не снимает ребенок крест в школе - тоже "фанатизм", - говорит епископ Максим.
Кстати, слово "фанатизм" пришло из латинского языка. Оно означает "бесноваться", "безумствовать". В православии же имеется сходное понятие "прелесть". Прелестное состояние - это больное состояние, состояние греховное, основной движущей силой его является скрытая гордыня. Человеку кажется, что все вокруг - погибающие грешники и лишь он знает истину спасения. Опытные духовники говорят о прельщенных, что у них желание не спасаться в Церкви, а "спасать Церковь". "Мне хочется заметить, что, осуждая настоящий религиозный фанатизм, не нужно делать из этого слова ярлык для всякого верующего", - призывает владыка.
О крещении
Иногда в обществе можно слышать суждение о том, что крестить ребенка в младенчестве не нужно. Мол, вырастет и сам решит, насколько ему это нужно. На взгляд епископа Максима, это яркий показатель веры самих родителей. Ведь от малых детей нельзя ожидать веры и покаяния, но их крестят в силу веры их родителей и крестных.
Кстати, что касается крестного (восприемника). Им может быть только православный человек, способный дать отчет в своей вере. Собственно, мальчику нужен только крестный отец, а девочке - только крестная мать. Но по традиции приглашают и того, и другого. Родители не могут быть крестными своего ребенка, муж и жена - крестными одного младенца. Бабушки, дедушки, братья и сестры вполне годятся в крестные родители.
"Соглашаясь стать крестным, помните, что на всю жизнь берете на себя обязанность воспитывать ребенка в православной вере, и ответ за это воспитание будете давать на Страшном суде, - наставляет владыка. - Крестные до конца своих дней молятся за крестников, учат их вере, приобщают к таинствам Церкви. Связь между ними и их крестниками вечная и более глубокая, чем у родителей по плоти. От исполнения обязанностей крестного зависит участь и его самого, и крестника. Родители, лишающие детей святого крещения, лишают их великих благ".
О "спонсорах"
"Ни деньги, ни "спонсорство" не может искупить грехов человека. Что же касается "популярности" оказания материальной помощи церкви, то я бы не стал преувеличивать ее размеры", - говорит епископ.
Он также не согласен с мнением о том, что помощь церкви для богатых людей - некая индульгенция. Зачастую жертвователи - сами глубоко верующие люди: "Чаще, к сожалению, можно слышать о покупке футбольных клубов, яхт, кутежах на заграничных курортах. Чтобы состоятельным людям приблизиться к уровню ответственности и понимания необходимости благотворительности даже наших дореволюционных жертвователей и благотворителей, уйдет немало времени", - считает владыка.
О мирском
Многим прихожанам да и простым людям всегда хочется знать несколько больше о "мирской" жизни церквей. Как пояснил владыка Максим, у церкви нет централизованного финансирования, а источником расчета за электричество, коммунальные платежи, содержание приходов в целом являются пожертвования. Нет для священнослужителей и никаких льгот на централизованном уровне. Хотя для начисления пенсий, пособий по временной нетрудоспособности и трудовой стаж рассчитываются в соответствии с действующим законодательством.
О себе
Из пятерых сыновей шахтера Михаила Дмитриева только младший - Василий стал священнослужителем - нашим епископом. Остальные выбрали светский путь. Тем не менее Преосвященнейший Максим говорит о своих родных как о глубоко верующих людях, которые также ходят в храм и участвуют в таинствах. Уже в 27 лет он стал монахом: "Богослужение у мощей преподобного Сергия и духовные беседы помогли развить любовь к храму, к молитве и предопределили мой жизненный путь".
Но светская жизнь епископу Максиму не чужда. Встречи с властями обязательны, хотя вопросы, которые там обсуждаются, имеют одну цель - воцерковление общества.
"Мне нравятся книги и фильмы с военной тематикой: разведчики, военная техника, особенно посвященные Великой Отечественной войне. Конечно, читаю книги духовного содержания - апологетика, гомилетика, история церковного искусства. Люблю петь и в нашей семинарии преподаю историю церковного пения - церковное пение", - говорит епископ Максим.
Барнаульская и Алтайская епархия сегодня - это:
- 196 приходов;
- 113 воскресных школ;
- 42 школы, в которых преподаются основы православной культуры;
- 35 квалифицированных преподавателей Барнаульской духовной семинарии;
- 9 молодежных центров;
- 3 церковных приюта.
Церковью духовно опекается (окормляется):
- 126 больниц;
- 28 воинских частей;
- 19 исправительных учреждений;
- 62 иных социальных учреждения.
Справка "СК"
Епископ Барнаульский и Алтайский Максим (в миру Василий Михайлович Дмитриев) родился 23 февраля 1961 года в Караганде. Пятый ребенок в семье шахтера. В 1982 году поступил в Московскую духовную семинарию, где одновременно занимался на пастырском отделении и в регентской школе. Потом был зачислен в Московскую духовную академию. В 1988 году принят в братию Троице-Сергиевой лавры, 24 марта того же года был пострижен в монашество с именем Максим в честь преподобного Максима Грека. Был преподавателем Тобольской духовной семинарии, благочинным Ишимского округа Тобольско-Тюменской епархии, заведующим регентским отделением при Тобольской духовной семинарии. Имеет церковные награды. В июне 2001 года защитил кандидатскую диссертацию в Московской духовной академии по кафедре патрологии на тему "Опытное богопознание и его значение в богословии Макария Египетского". Архиерейскую хиротонию во епископа Барнаульского и Алтайского Максима 20 января 2002 года совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с собором епископов. К пятилетию служения на Алтае был снят фильм "Стезя".
За время служения на Алтае епископом Максимом было освящено 13 храмов, пять часовен и девять мест под строительство новых храмов. Именно после определения епископом Барнаульским и Алтайским Максимом был возрожден Крестный ход в день Богоявления, открыт музей истории православия на Алтае, стал действовать общеепархиальный летний лагерь для детей и подростков. В июле 2006 года Священным синодом было принято решение о преобразовании Барнаульского духовного училища в Духовную семинарию.
Мария СТРЫГИНА.
Самое важное - в нашем Telegram-канале