Потребитель

Эпоха безбилетников. Как "дочка" РЖД завоевывает лояльность пассажира

Объемы пассажироперевозок дальнего следования в стране неуклонно снижаются, по итогам 2013 года "Российские железные дороги" могут получить еще минус 5%. Об этом заявили сами топ-менеджеры транспортного холдинга на организованном РЖД Первом съезде региональных журналистов. А первый заместитель гендиректора "Федеральной пассажирской компании" (ФПК) Владимир Каляпин подробно рассказал, какие меры предпринимает перевозчик по увеличению объемов продаж и повышению лояльности клиентов.

Михаил Хаустов

— ФПК занимает первые места в Европе по пассажирообороту в дальнем следовании и по величине парка вагонов. Движение поездов осуществляется по 300 направлениям.
Компания вынуждена функционировать в среде, характеризующейся высокой степенью конкуренции с другими видами транспорта. Основными факторами, влияющими на деятельность ФПК, являются возрастающие требования потребителя к качеству обслуживания, неэффективность действующей системы субсидирования, увеличение асимметрии государственной поддержки в пользу воздушного транспорта, ограничения и узкие места инфраструктуры, не позволяющие в полной мере реализовать потенциал железнодорожных перевозок. Отмечу также и старение парка подвижного состава.

Проведенный нами анализ рынка пассажирских перевозок дальнего следования свидетельствует о том, что за последние годы доля железнодорожного транспорта в общем объеме неуклонно снижается. Снижение проходило на фоне роста объема перевозок на рынке в целом, что связано в первую очередь с усиливающимся конкурентным давлением со стороны как авто-, так и воздушного транспорта.

Что же предпринимает компания для того, чтобы удержать существующих пассажиров и привлечь новых?

Эффект синергии

— В первую очередь это наша программа "РЖД-Бонус". Программа лояльности запущена с 1 июля 2013 года, ее основная цель — удержание нашего клиента. На сегодняшний день мы имеем 334 тыс. участников. Более 74% билетов было приобретено на сайте РЖД. Почти 57% составляет доля активных участников программы. И порядка 15 тыс. человек — участников программы накопили достаточное количество баллов для того, чтобы осуществить бесплатную поездку. Около 1,5 тыс. человек такие поездки уже совершили. Мы, общаясь с этими пассажирами, поняли, что для них программа "РЖД-Бонус" интересна.

Кроме этого, 5% участников программы составляют владельцы карт ВТБ24 и РЖД-Visa. Это наш кобрендинговый проект, который мы запустили с 1 февраля текущего года. Основная его цель — достижение эффекта синергии, позволяющего участнику быстрее накапливать баллы для оформления премиального билета, а также предоставление набора дополнительных услуг. Для этого при совершении повседневных покупок участнику программы достаточно предъявить совместную банковскую карту и произвести по ней транзакцию. Вместе с ВТБ24 мы уже выпустили 37 тыс. карт. И могу сказать, что этот проект для ФПК является экономически выгодным. Мы за выпуск и обслуживание по этим картам от банка ВТБ24 уже получили 5,4 млн. рублей.

Электронные билеты

— Развитие системы продаж. Важной частью качественного обслуживания пассажиров является эффективная и дружественная пассажиру система дистрибуции. Продолжается устойчивый рост пользователей электронных каналов продаж РЖД. Билеты на поезда дальнего следования сегодня можно приобрести с помощью транзакционных терминалов самообслуживания. Сегодня РЖД и ФПК имеют около 300 таких терминалов, которые размещены на крупнейших вокзалах России. В 2013 году рост объемов продаж через терминалы составил 60% по сравнению с уровнем прошлого года. С момента внедрения продажи билетов через Интернет, а это было в 2007 году, мы реализовали 45 млн. проездных документов. Сегодня мы стремимся к тому, чтобы через Интернет продавалось не менее 18% билетов.

При этом внедряются новые возможности. Например, мы разработали технологию, которая позволяет на сайте РЖД вернуть ранее приобретенный билет. Такой технологии нет ни у одного перевозчика в мире.

А услуга электронной регистрации позволяет произвести посадку по билету, оплаченному в Интернете. То есть при посадке вы показываете проводнику только паспорт и распечатку билета с вашего домашнего принтера. И проводник без каких-либо вопросов осуществляет посадку в поезд. Для того чтобы решить вопрос минимизации нахождения пассажира перед поездом, мы практически все круглогодичные поезда оснастили бортовыми электронными комплексами, которые позволяют в режиме реального времени передавать информацию о пассажирах.

Мы усовершенствуем данную систему и до конца этого года сделаем так, чтобы пассажир мог на любой промежуточной станции произвести электронную регистрацию и сесть в поезд по паспорту. То есть это даст возможность любому нашему клиенту, имеющему связь с Интернетом, зарегистрироваться непосредственно перед отправлением.

Ускорение поездов

— Мы реально видим, что при повышении скорости пассажир к нам поворачивается лицом. Например, разместив на направлении Москва — Ярославль три скоростных состава в день, мы получили увеличение пассажиропотока на 46%.

В целом в новом графике ФПК ускорено 234 поезда. В том числе более 100 поездов получили ускорение более одного часа на общее время 205 часов. В летнее время в направлении курортов Северного Кавказа ускорено 34 поезда на общее время 33 часа. Самый быстрый поезд, который начал следовать от Москвы до Адлера, сформирован из двухэтажных вагонов и с 25 ноября будет следовать меньше суток — 23 часа 58 минут.

Общее количество поездов категорий "скорый" и "скоростной", формируемых РЖД на всех сообщениях, увеличилось с 321 до 348, и их доля сейчас составляет более 50% всех поездов, которые курсируют по российским железным дорогам.

В этом году ФПК запустила поезд "Ласточка" сообщением Москва — Нижний Новгород. Его загруженность составляет более 86%, в сдвоенном составе из 10 вагонов едут около 900 человек.

В дальнейшем мы намерены продолжить работу по организации дневных поездов. В перспективе планируем связать Москву со всеми крупными областными центрами. Самый первый поезд, Москва — Воронеж, проявил свою эффективность: мы увидели увеличение пассажиропотока на этом направлении фактически в два раза. Мы впервые от Москвы до Воронежа доезжаем за 6 часов 45 минут. Маркетинговое исследование показало, что при движении поезда за 6 часов дополнительно можно получить еще 20% лояльных пассажиров. Но пока технологические возможности нашей инфраструктуры и подвижной состав не дают нам возможности ехать более 140 км в час. Однако в перспективе, получая новый подвижной состав и новые электровозы, сможем реализовать скорость 160 км в час на этом направлении.

Двухэтажные вагоны

— В 2013 году мы приобрели первую партию двухэтажных вагонов — 50 единиц. Вагоны производства "Тверского вагоностроительного завода" созданы с применением новейших технологий. С 1 ноября они используются на сообщении Москва — Адлер. Купейный вагон вмещает 64 пассажира, вагон СВ — 30. Конструкционная скорость — 160 км в час. Вагон оснащен интеллектуальной системой энерго­снабжения, двойной системой кондиционирования, установкой обеззараживания воздуха и т. д. В каждом поезде будет курсировать штабной вагон, на котором использованы специальные подъемники для инвалидов-колясочников, также для них оборудованы специальные купе и туалет.

В целях повышения привлекательности железнодорожных перевозок на международных сообщениях с конца 2012 года в поезде "Лев Толстой" (Москва — Хельсинки) введена новая услуга — перевозка личных автомобилей в специальном вагоне. За год мы перевезли более 270 автомобилей.

С июля 2013 года мы организовали перевозку автомашин на сообщении Москва — Санкт-Петербург. За три месяца было перевезено порядка 200 единиц. Также эта услуга будет доступна на направлении Москва — Петрозаводск.

Для оценки востребованности данной услуги было проведено маркетинговое исследование. Оно показало, что ею хотели бы воспользоваться 17% жителей крупных городов.

Госзаказ на перевозки

— Теперь о наболевшем. Во всем мире пассажирским перевозкам оказывается поддержка со стороны государства. В первую очередь железнодорожному транспорту как наиболее безопасному, экологичному, обладающему большими провозными способностями. Однако в последние годы в России четко прослеживается тенденция усиления господдержки воздушного транспорта. На этом фоне объемы субсидирования железнодорожных перевозок снизились более чем в два раза. В то время как поддержка воздушного транспорта увеличилась в три с лишним раза.

Наша позиция о необходимости совершенствования существующего механизма поддержки пассажирских перевозок в первую очередь основана на социально значимых маршрутах. В рамках работы межведомственной рабочей группы под председательством Аркадия Дворковича был утвержден план по внедрению механизма субсидирования пассажирских перевозок дальнего следования. Предполагается, что результаты выполнения данного плана будут использованы при внедрении механизма государственного заказа на пассажирские перевозки. Принятие соответствующего закона позволит перейти к такой системе, когда государство будет заключать контракт на организацию транспортного обслуживания населения и оплачивать услугу. ФПК и РЖД уже предложили новый подход к систематизации пассажирских перевозок. Принципиальное отличие нового подхода от действующего состоит в субсидировании не в целом перевозок, а маршрутов. Это соответствует логике, используемой при субсидировании авиаперевозок.

Двухэтажные вагоны

Начали использоваться 30 октября на направлении Москва — Адлер. Стоимость поездки по маршруту — от  3207 рублей.

Некоторые характеристики

  • Купейный вагон: 64 спальных места (вместо 36).
  • Вагон СВ: 32 места (вместо 18).
  • Вагон-ресторан: 44–48 человек в обеденном зале.
  • Вагоны состоят из четырех- или двухместных изолированных купе.
  • В двухместных купе (СВ) каждое посадочное место оборудовано ЖК-дисплеем для просмотра видеопрограмм.
  • Доступ в купе осуществляется на основе индивидуальных магнитных ключей-карт.
  • В поезде есть Wi-Fi (доступ обеспечивается в зоне покрытия сети 3G "МегаФон").

Все вагоны оборудованы:

  • системами кондиционирования воздуха и отопления, что обеспечивает комфортный микроклимат;
  • тремя биотуалетами, которыми можно пользоваться во время стоянок;
  • удобными лестницами с поручнями;
  • энергосберегающими светодиодными светильниками;
  • жесткими герметичными межвагонными переходами и т. д.

Скоростной поезд "Сапсан"

Произведен компанией "Сименс", развивает скорость до 250 км/ч. Курсирует по направлениям Москва — Санкт-Петербург и Москва — Нижний Новгород. Стоимость проезда Москва — Санкт-Петербург (бизнес-класс) — от 4198 рублей, Москва — Нижний Новгород (бизнес-класс) — от 3420 рублей. 538 пассажирских мест в скоростном поезде "Сапсан".

Услуги в бизнес-классе:

  • свежая пресса;
  • пассажирский набор;
  • детский набор (для путешествующих с детьми);
  • рацион горячего питания на выбор согласно меню;
  • чай, кофе, прохладительные напитки (без ограничений);
  • алкогольные напитки (одна порция);
  • доступ в Интернет через Wi-Fi.

С октября 2013 года для всех пассажиров предложена новая услуга: сопровождение детей в возрасте от 10 лет. Стоимость услуги — 1600 рублей.

Скоростной поезд "Аллегро"

Курсирует по направлению Санкт-Петербург — Хельсинки. Состоит из семи вагонов. Максимальная эксплуатационная скорость "Аллегро" — 220 км/ч. Технология наклона кузова до восьми градусов позволяет во время прохождения поездом кривых не снижать скорость и нивелировать действие центробежной силы. Стоимость проезда — от 140 до 166 евро в зависимости от даты (первым классом).

В вагоне первого класса 48 мест, салон-переговорная на шесть мест, кожаные сиденья, зона самообслуживания с чаем и кофе, предоставление газет и журналов, наушники для прослушивания радиопередач. В вагонах второго класса в общей сложности 289 мест.

Оснащение вагонов и услуги в "Аллегро:

  • поезд спроектирован как зона для некурящих;
  • места для пассажиров с домашними животными;
  • места для провоза ручной клади;
  • детский игровой уголок, столик для пеленания;
  • обмен валюты (на территории Финляндии) и возврат по чекам TaxFree;
  • предоставление питьевой воды;
  • информационная система оповещения пассажиров на трех языках (русский, финский, английский);
  • вызов официанта в вагон, вагон-ресторан на 38 мест.

Источник: РЖД.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость