Беззащитный собственник
- Сергей Анатольевич, давайте начнем разговор с вхождения компании «Интер-Алко» в состав «ФормулыХолдинг». Почему было принято такое решение?
- Алкогольный кризис прошлого года показал, что средний собственник на рынке не может чувствовать себя защищенным. Собственник должен быть либо мелким, и тогда на него никто не обращает внимания, либо он должен быть крупным, чтобы его было легко контролировать. В прошлом году многие оптовые компании были вынуждены уйти с рынка. Мы удержались. Но это был первый звонок, который говорил о предстоящих больших переменах. Мы решили судьбу не испытывать. И приняли предложение компании «ФормулаХолдинг» об объединении. Таким образом мы остались на рынке элитного алкоголя.
- Что бы произошло, если бы вы не приняли предложение красноярского холдинга?
- Постепенно наиболее востребованные мировые брэнды стали бы уходить в портфели более крупных компаний.
- Часто вхождение алтайских компаний в состав инорегиональных структур воспринимается негативно. И возникают проблемы с рентабельностью бизнеса.
- Наш бизнес выгоден и рентабелен. Речь идет о перспективе развития в дальнейшем. Сделка была выгодна со всех сторон, в том числе и с материальной. Я не буду озвучивать цифры, которые способствовали нашему переходу в холдинг, но скажу, что они абсолютно рыночные.
Портвейна не будет
- Что изменится в ценовой политике компании?
- Наша компания в основном ориентирована на винный сегмент. Не секрет, что в России импортируемое вино стоит намного дороже, чем в других странах. Слияние с «ФормулойХолдинг» дало нам возможность иметь собственный винный импорт и закупать вино напрямую в странах-производителях. Мы уходим от работы с московскими оптовиками, что гарантирует более низкую цену.
- В скором времени магазины вашей компании будут переименованы в «Винотеку». А также планируется открытие винного бутика «Негоциант». Расскажите об этом поподробнее.
- «Винотека» - это магазины, рассчитанные на массового покупателя с достатком от среднего и выше. Безусловно, здесь не будет таких напитков, как портвейн «777». Будет присутствовать продукция среднего, premium- и superpremium-сегментов.
«Негоциант» - это магазины для людей, которые разбираются в тонкостях алкоголя. Здесь будут представлены коллекционные вина, коньяк и виски. Планируется, что в Барнауле будет пять «Винотек» и один «Негоциант».
- В других городах края работать планируете?
- В Бийске в этом году появится «Винотека». А в целом нам интересны все города края и Республики Алтай.
- Вы говорили, что прорабатываете вопрос о поставках продукции «Иткульского спиртзавода» во все магазины холдинга…
- Мы достигли предварительной договоренности с заводом о поставке продукции по всей системе «Формулы». Речь идет о брэндах, которые принадлежат предприятию. Это «Сибирячка», «Малиновый жар», «Вечерний Алтай».
- Вы не опасаетесь оттока покупателей из-за смены названия? Все-таки «Интер-Алко» был узнаваемый брэнд.
- На самом деле только специалисты хорошо знают имя «Интер-Алко». Мы играем на поле винной продукции, поэтому свои торговые точки специально называли не именем компании, а иначе - «Винные магазины». И приучали покупателей не к названию, а к расположению торговых точек, системам скидок, постоянным акциям, ассортименту, ценам и самому отношению к ним. Например, у нас есть услуга по формированию домашних и корпоративных баров. Поэтому для покупателей, кроме смены вывески, по сути ничего не изменится.
- Каков средний чек в ваших магазинах и поменяется ли он в будущем?
- Смена имени на среднем чеке не отразится. Мы делали анализ среднего чека чуть более года назад. Тогда он составлял 500-600 рублей. Сейчас он вырос до 700-800 рублей.
Полная неразбериха
- Давайте поговорим об алкогольном кризисе, который разразился в прошлом году. На ваш взгляд, почему это произошло?
- Продажа алкоголя - это самая неструктурированная сфера. Отрасль жила по непредсказуемым законам, поэтому серьезные инвесторы в нее деньги не вкладывали. То, что произошло в прошлом году, - это попытка государства навести порядок. Во многом это связано с намерением вступить в ВТО. За короткий срок чиновники попытались написать закон, который бы отвечал требованиям этой организации. И получилось, что половину документа готовили люди с российскими взглядами на контролирование отрасли, а половину - люди, желающие соответствовать западному менталитету. В итоге - полная неразбериха.
- В винном сегменте было два кризиса.
- Да. Первый - запрет на грузинские и молдавские вина. Это чисто политический момент, и он не имеет отношения к общей ситуации. Второй - замена старых акцизных марок на новые, чтобы ввести в действие систему ЕГАИС. Но по истечении года мы убедились - полноценно система работать сможет только при условии наличия ЕГАИС в рознице, чтобы контролирующие органы имели возможность отследить цепочку «производитель - оптовик - розница - потребитель». Но если ЕГАИС с таким трудом установили в оптовом звене, то сделать это в розничном на сегодняшний день практически невозможно.
- Говорили, что в розничных магазинах ЕГАИС будет установлена после того, как она начнет без сбоев работать у производителей и оптовиков.
- Сейчас никаких подвижек к этому нет. Кроме того, ходят слухи, что вино вообще могут вывести из-под действия системы, переведя его в разряд слабоалкогольных напитков. Для меня же важно не то, ослабнет или усилится контроль за вином, а то, будут ли для всех игроков одинаковые и понятные правила поведения на рынке. Если доведут до ума ЕГАИС, так пусть она работает. Но пока этого нет, а перевод вина в разряд слабоалкогольных напитков добавит сумятицы.
- В связи с этими событиями заниматься винным бизнесом стало тяжелее?
- Я бы так не сказал. Мы склонны к продаже правильного алкоголя, поэтому если бы запрет на продажу молдавских вин не был сделан так вульгарно, мы бы вообще не заметили проблем.
- А с точки зрения конкуренции?
- Конкуренты, безусловно, есть.
- И вы делите рынок цивилизованно, без претензий друг к другу?
- Наверное, именно сейчас и идет деление рынка. Дело в том, что раньше компании были мультибрэндовыми, имея в ассортименте до 10 мировых марок алкоголя. Сейчас одним компаниям достаются «брэнды № 1», другим - «брэнды № 2» и т. д. То есть рынок мы делим исходя из своего портфеля. Например, с 1 марта 2007 года мы добились эксклюзива на продажу в Западной Сибири продукции Bacardi-Martini Group.
- Каковы перспективы винного рынка?
- Каждый год продажи растут примерно на 10-15%, в то время как крепкого алкоголя - не увеличиваются. Это происходит за счет повышения культуры пития населения и роста объема свободных денег у потребителя. Есть тенденция: чем больше люди бывают за границей, тем стремительнее растут продажи вина. Классическая ситуация - в магазин приходят покупатели, недавно побывавшие в Испании и попробовавшие местное вино. Увидев его на нашей полке, приятно удивляются. И конечно, они его покупают.
Специальный вопрос
- Сохранились ли у вас отношения с компанией «Премиум дринк», которую вы ранее возглавляли?
- Нет. Тем более что команда, которая работала там, полностью перешла в «Интер-Алко», а сейчас - в «Формулу-Барнаул». Все проблемы были на уровне учредителей. А если говорить о том, что изменилось для меня, то в профессиональном плане - ничего, а в жизненном - набрался опыта.
О чем еще рассказал Сергей Примин
О премиальном алкоголе
- Потребление премиального алкоголя в последние годы в Барнауле заметно увеличилось. Люди стали воспринимать его как атрибут достатка. Раньше человек мог иметь большие финансовые возможности, но в алкоголе ограничиваться водкой. Сейчас, например, наблюдается всплеск интереса к односолодовому виски. Я думаю, что в ближайшее время произойдет выравнивание объемов продаж виски и коньяка.
О моде на вино
- Безусловно, она существует. Правда, запаздывает по сравнению с европейской частью страны, например, всего лишь год назад в Барнауле стали популярны вина Нового света, наверное, более понятные нашим людям, чем вина Франции и Испании. На Западе же сейчас модно пить розовое вино. Оно универсальное и прекрасно подходит к наступающим теплым дням. Его пьют охлажденным, и каждый может найти в нем оттенки и белого, и красного, что-то свое. Хотя у нас в стане, к сожалению, продажи розового вина невелики.
О личных предпочтениях
- Мир вина настолько интересен и разнообразен, что я не ограничиваюсь каким-либо одним сортом. Есть вино для особых случаев, есть - для трапезы, поэтому мне интересно пробовать разные напитки. Из более доступных отдаю предпочтение винам Нового Света, из более дорогих - бургундскому «Пино Нуар».
Как «Интер-Алко» стало «Формулой-Барнаул»
Компания «ФормулаХолдинг» была создана в начале 2006 года. В нее вошли крупнейшие сибирские дистрибьюторы алкоголя - «Формула» (Красноярск), «Кора» (Кемерово), «ФЭТ» (Омск), «Алкион» (Новосибирск) и другие. Компания работает с продукцией medium- и premium-класса. В розничном направлении развивает два формата - магазины «Винотека» и бутики элитного алкоголя «Негоциант».
О вхождении барнаульской компании «Интер-Алко» в состав «ФормулаХолдинг» и ее переименовании в «Формула-Барнаул» стало известно в феврале 2007 года. По одной из версий, холдинг пошел на этот шаг для укрепления позиций в Алтайском крае. «ФормулаХолдинг» в 2007 году решила усилить розничное направление и потратить $3 млн. на открытие 40 магазинов в сибирских городах, в том числе и Барнауле. Затраты на открытие одного магазина без учета стоимости недвижимости, по данным Константина Лапыцкого, гендиректора холдинга, составят 1,5-2,5 млн. рублей. В эту сумму заложены и расходы на ребрэндинг - в будущем все магазины «Интер-Алко» будут переименованы в «Винотеку».
Сергей Примин преподавал историю
Сергей Анатольевич Примин родился 13 октября 1965 года. Окончил исторический факультет Алтайского государственного университета. Два года работал преподавателем истории. В 1992 году занялся частным бизнесом. В 1995-2001 годах занимал должность коммерческого директора корпорации «Алтайспиртпром». С 2001 года по 2005-й возглавлял компанию «Премиум дринк». В 2005 году основал компанию «Интер-Алко» и стал ее генеральным директором. В настоящее время занимает должность директора компании «Формула-Барнаул». Винный бизнес считает своим увлечением. Хобби Сергея Примина - спорт и путешествия.
Самое важное - в нашем Telegram-канале