Потребитель

Как бороться с нежелательными звонками и сообщениями на мобильный телефон

Мобильный телефон – как дверь с плохим замком. Проявив немного настойчивости, кто угодно может найти к нему ключ. А узнать номер телефона того или иного абонента зачастую не составляет большого труда. Достаточно оставить свой номер хотя бы раз в неблагонадежном месте или забыть поставить галочку в анкете – и все, он попадает в базы потенциальных клиентов самых разных фирм, которые будут слать сообщения или звонить. Иногда случается и так, что люди страдают от назойливых звонков из-за бывших владельцев номера. Корреспондент попробовал разобраться, как можно бороться с некоторыми видами контактов по мобильному телефону, на которые абонент не давал согласия.

Водитель автобуса говорит по телефону.
Водитель автобуса говорит по телефону.
Михаил Хаустов

У жительницы Барнаула Надежды Тарасенко есть внук Гоша. Сейчас он учится во втором классе. Когда полтора года назад Гоша пошел в школу, мама купила ему мобильный телефон. Через некоторое время на него стали звонить незнакомые люди и требовать некую Наталью. Сотрудники банков, коллекторских агентств хотели вернуть кредиты, частные лица утверждали, что Наталья им должна, а знакомые хотели с ней просто поговорить.

Надежда Тарасенко,
жительница Барнаула:

Банки вроде бы быстро поняли, что номер телефона теперь у другого человека. Но как-то позвонила женщина, которая хотела, чтобы Наталья вернула ей долг. Я с ней пыталась поговорить, а она кричала на меня. Тогда я позвонила дочери, маме Гоши, передала ее номер, чтобы она с ней поговорила. Дочери с большими усилиями удалось убедить звонившую, что никакой Натальи у нас нет. Нам даже угрожали тем, что придет полиция. Это был настоящий стресс для всей семьи.

Кроме того, на телефон Гоши часто приходят сообщения от известных торговых сетей, на которые он, разумеется, не подписывался. Надежда Тарасенко предполагает, что эти рассылки тоже достались от Натальи.

– Мы учим ребенка не брать трубку, когда звонят с незнакомых номеров, – говорит она. – Объясняем всем, кто звонит, что Натальи у нас нет. Сейчас звонки почти прекратились. Можно было бы сменить номер, но кто гарантирует, что прежний владелец нового номера тоже не окажется должником?

Таких случаев в крае довольно много, они активно обсуждаются в социальных сетях. Дочери Арины Львовой из Барнаула тоже звонили банки и коллекторы – требовали Геннадия Петровича.

– Дочь стала бояться брать трубку, – говорит Арина. – Кроме того, на телефон приходили сообщения о банковских операциях с некой карты. В итоге около двух недель назад мы сменили номер. Нежелательных звонков пока не было.

Почему так происходит? Операторы связи отправляют номер на перепродажу через полгода после того, как прежний владелец перестает им пользоваться. В салоне связи никто не сможет сказать, использовался номер раньше или нет. Денис Кусков, гендиректор аналитической компании TelecomDaily, рекомендует пробить номер в Интернете. Если он "засвечен" в Сети, там можно найти информацию о прежнем владельце. По словам Дмитрия Нагорного, директора филиала МТС в Алтайском крае, наибольшей популярностью пользуются "красивые" номера, поэтому в первую очередь повторно могут использоваться они.

Если вы все же купили номер должника, вам звонят кредиторы и объяснения не помогают, все операторы рекомендуют прийти в соответствующий банк с паспортом и договором на приобретение SIM-карты. После этого банк должен удалить ваш номер из базы. Если и это не поможет, обратитесь в правоохранительные органы.

Решили сделать "подарок"

Жительнице Барнаула Анастасии М. надоели навязчивые звонки салона красоты "Крокус", который предлагает ей пройти процедуру с использованием косметики DeSheli. Эта косметическая марка известна таким способом продвижения. Человека приглашают в салон для проведения бесплатной процедуры, затем просят оставить телефоны нескольких своих друзей и купить косметику. Друзьям потом звонят и говорят, что такая-то их подруга сделала "подарок".

Анастасия,
жительница Барнаула:

В первый раз мне сказали, что телефон оставила моя сокурсница, назвали имя. Я отказалась от процедуры. Мне позвонили второй раз. Я опять спросила, откуда мой телефон. Они ответили, что проводили опрос на улице и просили респондентов дать телефоны знакомых. Однажды я все-таки к ним съездила. Оказалось, что у меня куча противопоказаний к этой косметике. Но звонки не прекратились. Они продолжаются уже больше месяца. Никакие объяснения не помогают. Операторы говорят, что у них доходит до штрафов, если клиент не приходит.

Нередко таким способом продвигаются банки, интернет-провайдеры и другие компании.

"Свободный курс" провел опрос в одной из социальных сетей. Люди, которым удалось избавиться от навязчивых звонков, дали несколько советов. Можно, например, сказать, что ты теперь живешь в другом городе и физически не сможешь воспользоваться предложением. Еще вариант – пригрозить обратиться в правоохранительные органы, ведь распространение рекламы по телефону без согласия владельца является нарушением Закона "О рекламе". Иногда достаточно просто угрозы, но если и это не поможет, можно на самом деле обратиться в региональное управление антимонопольной службы (УФАС).

Завалили спамом

Александра Кузнецова из Барнаула написала заявление в УФАС, когда ей стали приходить сообщения от салона красоты "Манго", на рассылку которого она не подписывалась. Она сделала это через интернет-приемную на сайте управления.

Александра Кузнецова,
жительница Барнаула:

Для возбуждения дела в УФАС потребовали предоставить копию договора с мобильным оператором, доказательства существования SMS – я скинула фото сообщения на телефоне. Также я приложила выписку из личного кабинета о том, что мне приходили сообщения с указанного номера.

В начале декабря УФАС возбудило административное производство против рекламораспространителя, им оказался житель Барнаула, который заключил договор с салоном на эту услугу. Теперь ему как физлицу может грозить штраф в 2–2,5 тысячи рублей. Юрлицо же могут оштрафовать и на 500 тысяч рублей.

Если нет желания обращаться в УФАС, то отписаться от нежелательных сообщений можно, воспользовавшись специальными номерами операторов связи.

Справка

Чтобы отписаться от спама, нужно отправить номер (цифровой или буквенный), с которого приходят нежелательные сообщения, на специальные номера сотовых операторов.

  • "Билайн" – 1888
  • МТС – 1911
  • "МегаФон" – 1911

Цифра

55 заявлений с жалобами на нежелательные SMS-сообщения рекламного характера с начала 2013 года поступило в УФАС по Алтайскому краю. Из них по 11 обращениям возбуждено семь дел. По результатам их рассмотрения выданы обязательные для исполнения предписания о прекращении распространения ненадлежащей SMS-рекламы. По 19 обращениям подготовлены отказы в возбуждении дела в связи с неподтверждением фактов нарушения законодательства о рекламе (заявитель не предоставляет доказательства получения ненадлежащей SMS-рекламы). 25 обращений находятся в работе, управлением проводятся расследования с целью установления рекламораспространителей.

Источник: УФАС по Алтайскому краю.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость