Политика

Будни революционного Майдана. Портрет революционера

Ближе к вечеру революционный Майдан приобретает особое очарование. Именно вечером я люблю выходить на наш зимний революционный киевский Майдан. Рабочий день позади, можно не спешить. Внимательно и обстоятельно побеседовать с присутствующими здесь участниками революционных событий. У них нет дневной нервозности, утренней сонливости. Нет и ночного напряжения – ожидания "зачистки".

Вечером, в свете горящих в металлических бочках поленьев или подсветки Крещатика лица этих людей Майдана приобретают какие-то особые выражения благородства и умиротворения. Кто он, этот обобщенный "человек Майдана"? В жизни за пределами этой "территории свободы" он может быть разным: альтруистом и эгоистом, умным или глупым, хитрым или наивным, приспособленцем или бессеребреником, "донецким" или "западенцем", любящим свою жену или тещу или наоборот. Здесь, на Майдане он все равно другой. Здесь он смел и решителен, весел и находчив. Потому что он в "городе своей мечты", мечты о том, что нет у него придирчивого начальника или коллеги-конкурента, непослушных детей или маленькой зарплаты. Он творит историю. Во всяком случае, он думает, что  это так. Тем более, что так ему говорят периодически выходящие на сцену Майдана политики. Впрочем, этих политиков он, человек Майдана, может и не слушать, он может считать даже их просто малозначительным фактом Майдана. Потому что он видит вокруг себя, в дыме костров, лица друзей и соратников. Которые могут в любой момент собраться и отразить натиск "врага". Даже если этим врагом будут представители государственных служб или милиции.

В беседах у костров вечернего Майдана можно услышать интересные истории того, почему человек Майдана здесь и сейчас. О политике могут говорить очень просто: надо скинуть эту "бандитскую власть", которая и есть виновник всех бед. И того, что зарплата маленькая, работа скучная или ее нет совсем, дети непослушные, с женой нелады и т.д.

Со сцены поют красивые украинские песни, в перерывах хорошо знакомые всем политики дают людям Майдана установку, что если сбросить "плохую власть", то потом их власть будет "хорошая". Она даст всем европейские ценности и стандарты. Возродит украинскую культуру и традиции. Вопрос о том, соответствуют ли эти европейские ценности и стандарты ценностям традиционной украинской культуры не возникает. А как же иначе? Если скинуть "бандитскую власть донецких" иначе быть не может. Только европейские ценности (какие еще, не наши же доморощенные). Вопросы к собеседникам о том, нет ли у них сомнения в том, что их мечты о "городе солнца" в Украине  будут разбиты интересами политической борьбы противоборствующих сил, будут перепроданы в угоду каких-то интересов, вызывают снисходительную улыбку. Ответ прост: "нас богато – нас не подолаты". Понимаешь, что, действительно, мои сомнения в этот час и в этом месте – неуместны. Сомневаться можно где-то там, за пределами "городка свободы" на Майдане.

Это там, за пределами этой благородной, с запахом дымка,  атмосферы Майдана, когда рационализм и здравый смысл берут вновь тебя в свои железные тиски, начинаешь замечать, что на самом деле вокруг идет жесткая геополитическая борьба и торг за Украину, что политики, как и все политики, хотят власти. Потому что власть – это власть. Что их обещания и призывы – это такое же оружие за власть, как и любое другое оружие. Что идеология интегрального национализма слишком навязчиво и бесцеремонно стремится войти на киевский Майдан. Начинаешь замечать, что пылкая любовь к Украине представителей иностранных держав слишком пафосна и демонстративна.  Но здесь, на Майдане, это не имеет значения. Здесь совсем другие мысли и ощущения. Мысли о том, что человек – не песчинка. Что он что-то может.

И жалко покидать вечерний Майдан. А вдруг это сказка завтра исчезнет или ее "зачистят" "кровожадные силы Зла" (в лице милиционера или государственного исполнителя)? Это было бы очень плохо. Для мечты.

Потом, спускаясь в метро, рутинным и совсем не революционным образом надо платить за проезд. А завтра, будь оно не ладно, опять идти на работу. Делать свои рутинные домашние дела. И думать, что где – то есть замечательные "европейские ценности". Стоит только громко крикнуть и они, может быть,  придут к нам.

Да, мечты. Иногда они поразительны. Однажды, когда моя жена поехала (автобусом) в очередную научную командировку во Францию (через Италию), с ней рядом ехала простая женщина. Эта женщина, отдав последние скромные накопления, получила какой-то номер телефона в Италии от якобы работодателя. И всю дорогу мечтала, как она теперь заживет. Водитель автобуса и уже более опытные в этих делах пассажиры понимали, что ее мечты очень скоро разобьются о реальность.

Чем далее уходишь от Майдана, тем больше видишь несоответствия между ощущениями "людей Майдана" и реальной внутренней и международной практикой построения той счастливой жизни, ради которой простые украинцы мерзнут на Майдане. Но разве можно отбирать у людей Майдана это, пусть временное, счастье и мечту?! Такое же, какое было у предыдущих поколений. И вспоминаются строки знакомой киевской поэтессы, посвященные разрушению памятника Ленину на Бессарабке:

… Мы из новых вождей новых идолов слепим под шумок революций и крики "Ура".

А история - новых господ содержанка,
перемоет Вам кости, врубив интернет...
Ах, Владимир Ильич
Мне вас жалко. Как жалко
безголового детства, которого нет…

Анатолий Егоренков

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость