Экономика

Виктор и Елена Филипчук рассказали о том, как построить семейный бизнес

"У меня четверо детей. Трое уже работают в компании, четвертой пока 9 лет. А пятый ребенок — это "Новэкс". С ним я ношусь с 1990 года", — так начал встречу с молодыми алтайскими предпринимателями Виктор Филипчук, основатель торговой сети "Новэкс". На мероприятие, организованное газетой "Ваше дело" и Алтайским союзом предпринимателей, Виктор Васильевич пришел не один, а со своей дочерью Еленой Филипчук — генеральным директором "Новэкса". Поэтому неудивительно, что, в отличие от наших предыдущих гостей, Филипчуки рассказывали не только о принципах ведения бизнеса, но и о семейных отношениях внутри компании.

Виктор Филипчук, основатель торговой сети "Новэкс".
Виктор Филипчук, основатель торговой сети "Новэкс".
Олег Богданов

Виктор Филипчук (В. Ф.): — В 1990 году толчком для создания "Новэкса" стало постановление Совмина России о том, что у нас вводится новая форма собственности — частная. Мне было 37 лет. На работе тогда можно было расти только по карьерной лестнице. А здесь у меня появилась возможность делать что-то самому. Я пошел и зарегистрировал компанию "Новэкс" в Железнодорожном районе — она там была первой частной компанией.

Занимались тогда всем. Мы просто искали, что где можно купить, привезти в Барнаул и продать дальше. Потом сконцентрировались на продуктах питания. Тогда и познакомились с Александром Федоровичем Ракшиным — это был примерно 1992 год. Он через нашу компанию сбывал сыр с Алтайского маслосырозавода, а с Бийского мясокомбината — тушенку. Потом он переместился в Барнаул. И Федорыч оказался предприимчивее. Мы делали как? Ездили в Новосибирск, покупали машину зеленого горошка, здесь продавали с наценкой в 15%. Здесь купили растительное масло, продали в Новосибирске. Ракшин же быстро переключился на производителя. То есть не перекупал где-то, а работал напрямую с заводом.

Я понял, что где-то прозевал. И тут подвернулся случай. Нам предложили два вагона стирального порошка. Мы попытались продать его с партнерами, но с ними не получилось — продали сами. И так и продолжили заниматься товарами первой необходимости.

В бизнесе важно наладить добрые отношения с партнерами. Мы вошли на этот рынок, когда он был занят. Но смогли поставить работу более интересно, поэтому производители стали отказываться от дистрибьюторов и начали работать с нами. Со временем мы стали ведущими игроками на оптовом рынке Алтайского края.

О рознице

В. Ф.: — К 2000 году мы подо­шли сильной оптовой компанией. И тогда Ракшин предложил совместно купить магазин на Социалистическом проспекте. Ему он был не очень нужен, но это помещение хотел купить его конкурент. В итоге я выкупил 70%, Ракшин — 30%. Это был наш первый магазин. Мы тогда сразу перешли на штрих-коды и самообслуживание, использовали все современные технологии. В 2001 году открыли еще четыре магазина. "Мария-Ра" тогда уже имела достаточно средств, чтобы строить, но при этом у них оставались свободные площади, которые мы и занимали.

В итоге кто остался на оптовой торговле, тот ничего не добился. С развитием рынка опт стал сжиматься как шагреневая кожа. Через год после открытия первого магазина мы поняли, что идем к сетевой торговле.

О формате

В. Ф.: — Наш формат формировался методом проб и ошибок. Мы ничего нигде не искали и не копировали. Просто исходили из того, что нужно барнаульскому покупателю. Поначалу договорились с Ракшиным не пересекаться по товарам, так как находимся под одной крышей. Мы не торговали жевательной резинкой, а он зубной пастой. Потом у нас стали появляться обои и прочие товары. Потому что мы хотели, чтобы к нам пришел человек и получил все по максимуму. Но от обоев и лакокрасочных изделий со временем отказались.

Сейчас мы ближе всего к формату дрогери, распространенному в Европе. Это магазины повседневного спроса — в основном это товары для дома и интерьера, а также для красоты и здоровья.

О целях

В. Ф.: — Ни в 1990, ни в 2000 годах я не ставил задачу получить то, что получилось сейчас. Поначалу задача стояла одна — заработать деньги. На каком-то этапе это стало неинтересно, когда денег стало более-менее хватать для нормальной жизни. Стало интересно развивать компанию, чтобы она побеждала в конкурентной борьбе. А для этого просто надо профессионально заниматься своим делом. Никаких заоблачных целей мы не ставили. Сейчас присутствуем в пяти регионах Западной Сибири. Возможно, через пару лет пойдем на Восток. Интересны Иркутская область, Забайкалье. Там с сетевой торговлей пока плохо. Но в ближайшее время будем развиваться в Томской и Новосибирской областях. Очень хорошо идет торговля в Кемеровской области. Там много городов с населением свыше 100 тыс. человек и достаточно обеспеченные жители.

О семье

В. Ф.: — У меня к компании всегда было семейное отношения. И в 2010 году я решил передать все розничное направление Елене. Почему? Мне уже было 57 лет. Я прекрасно понимаю, что в этом возрасте голова работает не как в 37. Поэтому если ты любишь этого "ребенка", то надо, чтобы им занимались более способные на данный момент люди, которые способны улавливать новые тенденции в бизнесе и управлении.

В свое время мне понравилась фраза одного западного бизнесмена. У него спросили: "Почему ты так рано уходишь?" Он ответил, что "лучше пусть скажут, что как жаль, что он ушел, чем думают мне вслед, что наконец-то он ушел". Я розницу передал вовремя. Три прошедших года показали правильность этого решения. Поначалу я держал руку на пульсе, а сегодня слежу только за финансовыми результатами розничного направления.

Об авторитете

Елена Филипчук (Е. Ф.): — Моя история в "Новэксе" началась, когда я только окончила школу. Раз в месяц участвовала с компанией в ярмарках на площади Сахарова. Это был мой опыт торговли всем тем, чем торговала компания "Новэкс".

Моя дальнейшая карьера связана только с "Новэксом". Я не работала в других компаниях и ни разу в своей жизни не проходила собеседование. В этом плане мне было проще — у меня были тыл и помощь.

С другой стороны, моим руководителем был папа, который считал, что лучше лишний раз поругать, чем похвалить. И еще у него была и есть ко всем своим детям позиция "грамотной любви". Она заключается в том, чтобы дать своему ребенку все — чтобы независимо от того, есть ли папа рядом, человек твердо стоял на ногах. Будущее обеспечено не деньгами. Гарантия будущего успеха только в том, есть ли у тебя голова на плечах, желание и цель.

Эта грамотная позиция проявилась в виде предложения мне. Я никогда не забуду этого диалога. Папа мне сказал: "Ты можешь быть наследной принцессой, а можешь вариться в общей кухне и добиваться того, чтобы тебя уважали за то, что ты делаешь, а не за твою фамилию". Притом что это было в 1990-х годах, когда у нас еще не было серьезного бизнеса. Тогда я пожелала быть со всеми. Авторитет не передается по наследству. Нельзя сказать, что вот моя дочь — цените ее и уважайте.

О тандеме

Е. Ф.: — В наших рабочих отношениях все было. И слезы, и заявления на увольнение. Естественно, есть периоды, когда кто-то довлеет, кто-то должен уступить. Но самое главное, что случилось в нашем тандеме, — это взаимопонимание того, что от тебя хотят. Мы разговариваем как два профессионала на одном языке. И так происходит уже довольно давно.

В. Ф.: — Семейный бизнес совершенно не означает, что все дети и родственники должны в нем присутствовать. Для меня не важно, кто занимает должность — дочь или другой человек. Если люди работают только по родству, такая компания долго не протянет. Но можно воспитывать детей так, чтобы они были продолжателями твоих идей.

Об успехе

Е. Ф.: — Успех в рознице — это удовлетворенный покупатель. Когда мы открываем магазины, особенно если это отдаленные районы, я стараюсь ездить туда сама. И я всегда говорю персоналу, что в нашей компании зарплату платит не гендиректор, не бухгалтер и не директор магазина. Зарплату платит покупатель. Если он не найдет нужный товар или отклика от продавца, то мы его потеряем, а вместе с ним и выручку.

О людях

Е. Ф.: — Главная проблема сейчас — это человеческий ресурс. Самостоятельно мы ее решить не можем. Влияет та же демографическая яма 90-х годов. Но проблема не только в том, что людей физически меньше. К сожалению, у молодого поколения не так много желания себя проявлять. Мы стараемся поддерживать корпоративную культуру — на это тратятся финансы и время. Но потом сталкиваешься с тем, что в каком-то магазине случается элементарное хамство. Таких людей автоматически увольняем. Это слабое звено, с которым работы много, а результата мало.

Об Интернете

Е. Ф.: — В декабре прошлого года мы запустили интернет-магазин. Это уже полностью мое детище. Пока это малорентабельное направление, но очень перспективное. Но пока привычка покупки через интернет продуктов, которыми мы торгуем, не появилась. В том числе потому, что аудитория интернет-покупателей моложе нашей традиционной аудитории. Но у тех пользователей, которые есть у нас в Интернете, стопроцентная лояльность. Потому что многие понимают, что это удобно. Просто нужно время.

Почему еще не так быстро развивается это направление? Зачастую мы конкурируем сами с собой. Могу привести собственный пример. Я могу заказать товар в Интернете. Но приятно заехать в магазин и получить удовольствие от процесса покупки. При этом у нас только Барнауле 34 магазина. Если бы человеку нужно было ехать на другой конец города за куском мыла или зубной пастой, то он быстрее бы переключался на интернет-покупки.

О ценностях

В. Ф.: — Сейчас в моем возрасте важнее семья. Я не думаю, что всю жизнь надо заниматься бизнесом. Но я каждый день на работе.

Е. Ф.: — Как дочь могу сказать, что отношение отца ко мне и моей сестре, которой 9 лет, разное. Потому что тогда было больше проблем и забот. А сейчас у папы такое время, когда все в удовольствие, — времени хватает и на бизнес, и на семью.

Человек может быть счастливым только тогда, когда получает удовольствие от всех сторон жизни. Ты не можешь быть только предпринимателем, есть и другие роли. Работе я уделяю времени ровно столько, сколько для нее нужно.

О женщинах в бизнесе

Е. Ф.: — Есть такое выражение, что женщиной быть сложно хотя бы потому, что приходится иметь дело с мужчинами. Но в сегодняшней позиции на 100% заявляю, что, когда ты уверен в себе и своих профессиональных качествах, когда ты владеешь информацией в своем бизнесе, то не важно, кто перед тобой сидит — мужчина или женщина. В начале моей карьеры сложности были, но они были скорее связаны с тем, что я выглядела моложе своих лет. Бывало, что на переговорах на меня первые минуты не обращали внимание. Приходилось доказывать, что кое в чем разбираюсь. Раз контракты заключались, значит, получалось.

О советах

В. Ф.: — Надейтесь только на свои силы. Меня сильно раздражало, что люди, которые со мной когда-то работали, потом говорили, что мне просто кто-то помог, поэтому у меня получилось. Все это чушь! У людей, которые состоялись, все произошло только благодаря грамотному подходу и тому, что они отдаются любимому делу. И не надо бояться проколоться. Как только начинаешь страховаться от ошибок, развитие останавливается. Иногда надо быть немного авантюристом.

Мнения участников встречи

Анатолий Захаров,
директор по корпоративному бизнесу Барнаульского филиала ОАО "ВымпелКом":

Сегодняшняя встреча была очень увлекательной. Виктор Васильевич и Елена Викторовна подробно рассказали об этапах становления компании "Новэкс", ответили на все, в том числе каверзные вопросы собравшихся. Произвело впечатление  позитивное отношение руководства к внедрению самых передовых технологий и программных продуктов для оптимизации бизнес-процессов.  В этом смысле наши компании близки друг другу: "Билайн" как оператор новых возможностей также стремится внедрять самые передовые технологии, чтобы удовлетворить, а иногда и опередить потребности клиентов. Особенно интересно мне было услышать о перспективных направлениях развития группы компаний "Новэкс": логистика, интернет-магазин, строительство торговой недвижимости. Приятно отметить, что сотрудники "Новэкс" на протяжении многих лет пользуются услугами "Билайн Бизнес", и в настоящее время  мы существенно расширяем объем нашего сотрудничества за счет фиксированных услуг связи.

Евгения Бакланова,
руководитель языковой школы LLSchool:

Хорошо, что эта встреча состоялась и молодые предприниматели набрались опыта. Многие вещи, которые рассказывали сегодняшние гости, совпадали со многими идеями из тех книг о бизнесе, которые я читала. Интересно было послушать об опыте компании, потому что у людей большой путь в бизнесе, тогда как у нас он только начинается. Хотя какой-то вещи, которая бы перевернула мое представление о бизнесе, я сегодня не услышала.

О чем спрашивали молодые предприниматели

  • Как боретесь со стрессами?
  • Что для вас в данный момент важнее — семья или бизнес?
  • Легко ли быть женщиной в бизнесе?
  • Как занимаетесь продвижением интернет-магазина?
  • Какие книги читаете?
  • Почему вы занимаетесь благотворительностью?
  • Не хотели ли заняться другими направлениями бизнеса?

И другие.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость