Сибирь пока трудно назвать гостеприимным регионом. Это следует из слов Владимира Черепанова, директора новокузнецкой компании Power Creative Strategies и создателя марки I'm Siberian. Он много ездит по Сибирскому федеральному округу и не встречал в нем ни одного города с выдающейся навигацией.
Владимир Черепанов,
директор новокузнецкой компании Power Creative Strategies:
Не хватает системности и приветливости. Нет ощущения, что о тебе подумали заранее.
Власти Барнаула, по сути, обязались создать такое ощущение у приезжих, заявив о плане сделать город ориентированным на туристов. Однако новые адресные указатели – инициатива Tvorica, а не администрации.
Евгений Кураков,
директор студии Tvorica:
Те указатели на домах, которые есть сегодня, с трудом можно назвать навигационными элементами. Часть из них с трудом читается, часть отсутствует. Недавно у нас прошла встреча с отделом по развитию туризма города. Мы познакомились, рассказали о проделанной работе. Мы надеемся, что в течение следующего года сможем увидеть новые таблички в нашем городе.
В дальнейшем компания готова также создать систему указателей к достопримечательностям и другим объектам города, важным для туристов. Потом возможно и создание стендов с картой исторического центра.
Анатолий Дмитриев,
экскурсовод и историк:
Недавно ехал с одним шофером, говорю: "Нужно на Демидовскую площадь". А она для него как Демидовская вообще не существует. Чтобы тебя поняли, нужно сказать: пересечение Красноармейского и Гоголя, недалеко от Ползунова. А еще проще: "Там, где “Мария-Ра”".
Ольга Бокова,
представитель турагентства "Джейн тур":
На экскурсиях мы с этим сталкиваемся постоянно. Даже те, кто прожил в городе всю жизнь, часто не предполагают, что рядом находится та или иная достопримечательность.
Чтобы исправить ситуацию, городская администрация выпустила каталог-путеводитель тиражом 5 тысяч экземпляров. Из них 1 тысяча на английском, при этом и в них карта города содержит названия улиц только на русском.
Авторы проекта с указателями уже собираются дополнительно разработать вариант табличек с переводом названий ряда улиц на английский. Они будут предназначены для исторической части города. Их, возможно, также снабдят подсветкой.
Ответственных не назначили
Евгений Кураков еще не просчитывал стоимость обновленного адресного указателя.
– В дизайне, который мы разработали, нет ничего сверхъестественного в воплощении, это должно отразиться и на стоимости, – заметил он. – Но пока рано говорить о цене. Знаки могут быть металлические, покрытые специальным составом, – это одна цена. Они могут быть пластиковыми, могут быть изготовлены чуть ли не пятью способами.
Кто будет финансировать инициативу, тоже пока неясно. Согласно расценкам, которые компании-исполнители указывают в Интернете, один адресный указатель может стоить и 300 рублей, и 2 тысячи. По сведениям Росреестра, в Барнауле сегодня 50 503 здания, включая жилые и нежилые. Если предположить, что изготовление одной таблички будет стоить 300 рублей, "подписать" по-новому все дома обойдется в 15,1 млн. рублей. Однако в горадминистрации не считают, что для такой задачи надо объявлять тендер и выделять финансирование из бюджета.
Татьяна Сибиркина,
руководитель отдела по развитию туризма в Барнауле:
В моем представлении это будет выглядеть так: администрация утвердит некий единый стиль, а бизнес, ТСЖ должны будут заняться размещением. Проект, на мой взгляд, очень интересен в контексте туристско-исторического кластера в Барнауле. 20 декабря мы рассмотрим эту инициативу на координационном совете по туризму.
Нынешние адресные таблички изготавливались именно за счет собственников зданий. Но без системы и особого контроля.
Сергей Боженко,
главный архитектор Барнаула:
Там, где нет номера дома, табличку либо сняли хулиганы, либо она отвалилась. Знаки, которые есть на домах сейчас, изготавливались в разное время разными организациями. – В 90-х, я помню, сразу несколько фирм наперебой предлагали взяться за это, но настаивали, чтобы на изготовленной продукции размещался логотип их фирмы. Сегодня в условиях засилия наружной рекламы такого быть не должно. Кто изготавливает новые таблички для вновь построенных домов сегодня, я не знаю.
Хватит на онлайн
Представители барнаульского турбизнеса по-прежнему придерживаются мнения, что обновленные адресные таблички, как и потенциальные указатели к важным объектам, чаще будут радовать глаз барнаульцев, чем туристов. Поэтому ждать, что кроме адресных указателей в навигации на улицах изменится что-то еще, в ближайшее время не стоит.
– Необходимо точно оценивать затраты на производство и обслуживание туристских маркировок и объектов, – указывает Владимир Черепанов. – Думаю, будет правильно их воплощать уже после того, как сформируется спрос на достопримечательности.
По его мнению, в Барнауле лучше развивать онлайн-навигацию. Трафик между ним и другими сибирскими городами есть, но он по большей части деловой, а не туристический. С учетом этой особенности и предпочтителен Интернет.
– Думаю, что все карты должны быть в виде простого приложения или сайта, в котором перечислены важнейшие достопримечательности каждого из сибирских городов. Это удобно. В командировках, например, есть 4–5 часов на осмотр города, и времени искать "велкам-офис" просто нет. Все должно быть под рукой, – считает Черепанов.
Его идею уже воплотили в жизнь барнаульские предприниматели Игорь Носов и Петр Григорян в своем интернет-сервисе "На все 360", через который можно найти большую часть заведений и достопримечательностей Барнаула (и еще 48 городов). Что касается офлайна, то из всех российских городов самые серьезные изменения в этом отношении сегодня ждут Москву. Там приступили к разработке концепции "Единой системы навигации", которая позволит легче ориентироваться в столице пешеходам, велосипедистам и пассажирам разных видов транспорта. Но трафик туристов там не сравним с барнаульским.
Опрос. В каких странах и городах лучше всего устроена навигация?
Александр Смирнов,
директор турфирмы "Плот":
Проще всего в Европе. Там даже асфальт используют для навигации. Например, в центре города металлическими штучками маркируется пешеходный маршрут в виде стрелочек, в середине которых графический символ самого маршрута. Очень удобно для самостоятельных прогулок. Логистика простая. Турист в центре городка находит турофис, берет карты и буклеты, в которых максимум информации о культурных исторических местах города. Вышел из турофиса и пошел по стрелочкам... А в природных парках в месте парковки транспорта расположены информационные доски, карты-схемы.
Владимир Переломов,
директор компании "Сибтех":
Прекрасная навигация в Германии. Я путешествую в основном на велосипеде, и вот для велосипедистов там очень хорошая система указателей. Всегда можно попасть из одной точки в другую, не пересекая автострады. Ни разу там не заблудился. И можно не бояться, что тебя собьет машина или налетит пешеход. Также нам однозначно не хватает такого: на всех автобусных остановках висит план города. Когда нам нужно было найти кемпинг, мы просто подъезжали за информацией к ближайшей остановке. По Германии и Швейцарии мы передвигались, не имея с собой ни карт, ни путеводителей.
Андрей Гаврилов,
менеджер турфирмы "Бархатный сезон":
Общаясь с представителями своей профессии и изучая туризм по всему миру, могу сказать смело, что идеальна в плане ориентирования Европа. Восточные страны весьма тяжелые в этом отношении и порой непонятны даже для местного населения. Исключением, наверное, может быть Моноголия, там не миллион дорог и все идут в верном направлении. А по сравнению со Вьетнамом у нас в России вообще идеальная навигация. Там вся страна – большой город-село, а вывески границ города даже без названий. Выехал из их города, судя по вывеске, а продолжаешь ехать по какому-то населенному пункту.
Алексей Домашец,
руководитель спортивно-туристического клуба "Альтаир-Алтай":
В основном в поездках за рубежом заранее забиваю путеводную информацию в GPS-навигатор. Поэтому нельзя сказать, что ориентировался на местности "с наката". Но тем не менее отмечу, что в Юго-Восточном Китае, несмотря на их сложный для восприятия язык, с дорогами все грамотно устроено. Потому что, наверное, последние лет 15 идет активное строительство дорог в этой стране. Я считаю этот аспект (инфраструктурный) более важным, потому что развитие навигационного оборудования позволяет современному человеку ориентироваться на любой местности, если в устройство забиты правильные карты.
Какими будут новые указатели адреса в Барнауле?
При разработке дизайна табличек авторы проекта постарались сделать их привычной и простой формы, чтобы сами знаки были дешевле в изготовлении и легче вписывались в фасад разных зданий.
Таблички с номерами домов несут информацию и о крайних домах квартала. Это позволяет ориентироваться как в направлении убывания и возрастания номеров на улице, так и понимать, на каком примерно расстоянии находится нужный дом.
За основу обновленных адресных табличек в краевом центре взяли форму, которую использовали для них в 50-е года XX века.
Самое важное - в нашем Telegram-канале