Экономика

Продажи книг в Барнауле упали на треть

"Рынок книг рухнул примерно на 40% за последние четыре года", — говорит Сергей Коваленко, директор барнаульской сети книжных магазинов "Бисер". Другие книготорговцы называют цифру в 30%. Но в одном игроки рынка единодушны: посетителей в книжных становится все меньше, как и самих точек продаж. А покупатели, которые продолжают туда наведываться, зачастую не находят того, что ищут. Это происходит из-за российского кризиса книгоиздания и падающей популярности чтения. Как обеспечить себя достаточным количеством читателей — залогом дальнейшего существования в будущем, барнаульские книготорговцы пока не знают.

Книги.
Книги.
si-foto.com

Кризис, который остро ощутил на себе книжный бизнес Барнаула в 2009 году, так и не был преодолен.

Клара Хасанова,
директор барнаульской сети магазинов "Книги":

Непосредственно сжимание книжного бизнеса случилось из-за потери “Топ-книги”, когда исчезло более 500 крупных розничных магазинов и множество оптовых центров в стране, из-за этого пострадали издательства.

Мощный игрок федерального и алтайского рынка, торговая сеть "Топ-книга" из Новосибирска, в конце сентября 2013 года завершил процедуру собственного банкротства (заявление о банкротстве подали в 2011 году). В Алтайском крае у сети было около 30 торговых точек, из них 10 — в Барнауле. Сейчас ни одна из них не работает.

Марина Толстых, которая от лица "Топ-книги" развивала в Барнауле магазины "Лас-Книгас" и "Литера", причину краха видит в том, что "крупные “монстры” всегда более уязвимы". Что "Топ-книге" было сложно вовремя менять бизнес-процессы, и потому прибыль у нее падала быстрее, чем приходил результат от бизнес-решений.

Другие участники алтайского книгораспространения конкретизируют проблемы "монстра" так.

Сергей Коваленко,
директор барнаульской сети книжных магазинов "Бисер":

Сеть брала у многих мелких издательств товар на реализацию с отсрочкой платежа. “Мы потом вам вернем деньги”. В итоге пузырь лопнул. И издательства, которые поначалу радовались, что им есть кому сбыть много книг, оказались на нуле. “Топ-книга” открывала точки в Барнауле в крупных торговых центрах, их не смущала огромная арендная плата. Когда они в течение месяца закрыли свои точки, на их место не пришли другие книжные — никто не был готов платить такую аренду. Я, например, не буду платить 200 тыс. рублей за место в “Европе”. Для этого не книгами надо торговать.

Карандашная опора

Чтобы остановить кризис перепроизводства прошлых лет, объединенные в конце прошлого года книжные издательства "Эксмо" и "АСТ" решили выпускать только то, что точно будет продаваться. По оценкам федеральных экспертов, совокупное книгоиздание вновь созданного комплекса сократилось чуть ли не втрое. Этим объясняется оскудевший ассортимент на полках оставшихся книжных магазинов в краевом центре. Богатство выбора концентрируется на столичном рынке с более высокой покупательской способностью.

Наталья Слепченко,
товаровед по книгам магазина "Книжный мир":

Издательства стали выпускать меньше дорогих книг. Средняя цена книги растет с каждым годом. А средняя зарплата в крае — нет. У нас не так много людей, которые, имея зарплату в 10 тыс. рублей, могут себе позволить покупать книги по 500 рублей.

Насколько снизился спрос, Слепченко не уточнила. Но заявила, что ассортимент ее предприятия стабилен. Другие руководители книжных магазинов в Барнауле говорят о том, что у них идет смещение акцентов в предложении. Большинство выживает за счет продаж карандашей и блокнотов.

Светлана Вараксина,
менеджер по книгам сети "Летопись":

Если раньше книги были основой нашей фирмы, то сегодня держимся на канцелярии. Сначала книги составляли 80% нашего ассортимента, потом — 50%. Сейчас уже канцелярия занимает 70% оборота. Раньше книги привозили коробками и тут же из коробок продавали, потому что люди ждали в зале. У нас в Барнауле оптовая база и три розничных магазина; еще два в Новоалтайске, один в Павловске. И если розница еще держится, то в оптовом сегменте — очень сильный спад.

Среди тех книг, что еще можно найти в ритейле, растет доля детской и современной литературы. Участники рынка отмечают: это связано с тем, что детские книги не скачивают с интернета, их функции в другом — развивать ребенка вживую.

Антонида Колесникова,
директор магазина "Букинист 2":

В первую очередь разбирают классические труды по философии. Затем — детские книги, современная литература. Постоянно читают Улицкую, Толстую, Пелевина, Довлатова. Новинки дают всплески. Когда вышла очередная книга Дэна Брауна, было целое паломничество. То же и сейчас по поводу книги "50 оттенков серого". Но и классику покупают. Очень редко спрашивают советскую литературу и детективы. Снизился спрос на фантастику.

Из-за того, что подер­жанные книги в ее магазине можно приобрести в три раза дешевле новых, спад продаж у нее меньше, чем у классического книжного ритейла. Но ненамного. Ведь скачать книгу в сети сегодня можно бесплатно. Именно интернет книготорговцы называют главной угрозой для своего бизнеса.

Онлайн-угроза

Однако говорить о том, что цифровой формат виноват в спаде продаж традиционной розницы, неверно. Эксперты говорят скорее о конкуренции с интернет-торговлей: люди, бравшие книги в магазинах, теперь переориентировались на более дешевый онлайн-заказ. Но они покупают все те же бумажные книги. Об этом говорит статистика компании Ozon.ru, чьи продажи бумажных книг в Барнауле выросли в период 2011–2013 годов на 40%. Продажи цифровых отследить сложнее, но их явно меньше.

Мария Назамутдинова,
руководитель PR-направления Ozon.ru:

Книги в цифровом виде, как правило, дешевле бумажного аналога в два раза, а иногда разница в цене и более существенная. Но пока рано говорить о переходе на электронный носитель в России, пальма первенства еще долгое время будет у бумажных книг. Хотя тенденция к увеличению доли цифровых книг уже наметилась. Но покупают их мало — к сожалению, многие читают нелегальные цифровые книги.

"Никаких мер для повышения спроса на книги я не предпринимаю, это задача государства, — уверена Клара Хасанова. — Моя роль — сделать книгу доступной: пришел и купил. На ее доставку в магазин тратится очень много сил — это и есть наша работа".

В других алтайских книжных магазинах утверждают, что сделать что-то, чтобы вернуть читателя, они не могут из-за ограниченных площадей: это мешает устраивать акции для привлечения покупателей. На их взгляд, популяризировать чтение может лишь власть.

Читатель стал исчезать

Александр Гаврилов,
глава некоммерческой организации "Институт книги", владелец московской сети книжных магазинов "Додо спейс":

Москва — мегаполис, где живут и трудятся почти 20 млн. человек платежеспособного населения, включенного в культурную инфраструктуру. К тому же большая часть книг издается и печатается здесь, что на руку местному книжному ритейлу. Поэтому московский рынок книг падает с гораздо более удачного расположения в сравнении с региональным, но делает это примерно с той же скоростью. Год от года тут идет сокращение продаж на 13–20%. Основная причина в том, что в России стали меньше читать. Мы переоценили мощь советского культурного наследия. СССР много занимался поддержанием грамотности и культурного уровня у граждан. Не надо думать, что от человеколюбия: стояла задача перевести огромное количество населения из крестьян, аграрного быта в городской индустриальный. Способность трудящегося самостоятельно накапливать знания была очень важна. Но тот культурный проект демонтировали, а нового не возникло. И читатель стал исчезать.

Сегодня книжные магазины должны взять на себя задачу привлечения читателей, а для этого перестать быть местом выдачи товара и стать книжными клубами. Устраивать встречи с авторами (не вживую, так по скайпу). Любой Бернар Вербер или Пауло Коэльо согласится для этого на полчаса включить скайп на компьютере, у которого он и так сидит с утра до ночи. Магазин должен устраивать чтения книг вслух, игры, детские утренники. При этом, организуя мероприятие, он должен оповестить о нем в 15 раз больше человек, чем может вместить магазин. Тогда те, кто придет, будут рады, а те, кто не придет, узнают о таком месте, где всем не все равно и вечно какой-то кипиш, где круто. Потом можно начать сотрудничать с домами культуры, музеями и т. д. Договориться, например, о регулярных читках на их площади, а также выделении бесплатного пространства под вашу торговлю. Мы на таких "выездных сессиях" делаем половину выручки. Мы регулярно проводим мероприятия, хотя площадь наших магазинов от 50 до 80 кв. метров. И только так сможет выжить такой бизнес.

Пять бестселлеров 2013 года по Барнаулу от Ozon.ru

  1. "Моделирование будущего" (+ авторские медитации на CD в подарок), Виталий Гиберт. Позиционируется как "экстракт знаний, которыми автор хотел бы поделиться с людьми, чтобы помочь им обрести уверенность в своих возможностях, преодолеть страхи и ненужные привязанности".
  2. "7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности", Стивен Р. Кови. Книга "для всех, кто хочет обрести счастье, жить в согласии с собой, при этом добиваясь выдающихся успехов в профессиональной сфере".
  3. "Пятьдесят оттенков серого", Э. Л. Джеймс. Роман об истории отношений между предпринимателем Кристианом Греем и выпускницей университета Анастейшей Стил. В книге содержатся сцены откровенного сексуального характера.
  4. "Мангал, казан, тандыр", Андрей Коренев. В книге рассказывается о способах приготовления блюд традиционной азиатской кухни.
  5. "ЕГЭ-2013. Математика", Сергей Шестаков, Петр Захаров. Пособие направлено на подготовку учащихся старшей школы для успешной сдачи Единого государственного экзамена по математике.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость