В отчете "Евросети" по итогам 2013 года президент компании Александр Малис высказал пессимистичный прогноз относительно дальнейшего развития рынка.
Александр Малис,
президент "Евросети":
Мы почти уверены, что прогноз на 2014 год скорее неблагоприятный для всего рынка. Этот год станет последним для многих региональных и локальных сетей. Оставшиеся игроки, которым удастся выйти за ноль, могут считать это большим успехом. У людей стало меньше денег, мы видим это в цифрах рынка, а также анализируя потребительское поведение. Можно ли считать это новым потребительским кризисом? Да. Будет ли он болезненнее 2008 года — пока не ясно. Но то, что этот год станет санитарным для всей отрасли торговли — абсолютно очевидно.
Представитель "Связного" Мария Заикина тоже констатировала, что тем, чей бизнес построен исключительно вокруг продаж мобильных телефонов, в 2014 году придется непросто.
Местные молчат
Региональные сети сотовой розницы в Алтайском крае стали быстро развиваться после мирового финансового кризиса 2008–2009 годов. Франчайзи-партнеры обанкротившихся федеральных сетей "Диксиса" и "Дивизиона" продолжили открывать салоны под теми же брендами. В 2011 году количество торговых точек компании "Всем GSM" ("Диксис", Samsung, Nokia, МТС, "МегаФон", "ВымпелКом" и другие) и группы компаний "Салоны связи" ("Дивизион") превышало сотню, они конкурировали за право называться самой крупной сетью салонов связи в крае. Развитию местных компаний в первую очередь способствовало банкротство крупных федеральных сетей и уменьшение числа торговых точек у тех, что остались.
В настоящее время рыночная ситуация в регионе существенно изменилась. Сейчас абонентское оборудование для сотовой связи широко представлено в крупных сетях бытовой техники и электроники (DNS, "М-Видео" и других), его продают сети формата "магазин-склад", торговые точки которых появились в Барнауле в последние пару лет ("Терминал", TechnoPoint), часть покупателей предпочитает покупать электронику в интернет-магазинах.
Кроме того, в последние три-четыре года операторы "большой сотовой тройки" активно открывали в Алтайском крае брендированные салоны связи, в которых продаются смартфоны нижнего ценового сегмента под их собственными марками. У "МегаФона" в крае работают 26 фирменных салонов и 48 бреднированных точек дилеров (всего 74), у МТС — 63 собственных салона в Алтайском крае, из них 36 открыты по франшизе (всего 99), у "ВымелКома" — 28 собственных фирменных офисов в крае и 45 развивают франчайзи-партнеры (всего 73).
Вице-президент по коммерции "Евросети" Виктор Луканин считает, что DNS и "М.Видео" не являются конкурентами сотовой рознице.
Виктор Луканин,
вице-президент по коммерции "Евросети":
Доля рынка гипермаркетов, куда входит "М.Видео", в телефонах и смартфонах на протяжении уже четырех лет не меняется. Ни у одного из этих игроков доля рынка не является двузначным числом. Конкретно DNS находится в той стадии развития, когда компании еще предстоит работа над цивилизованным форматом. Пока модель, используемая DNS, на мой взгляд, опасна как для их бизнеса, так и для их клиентов.
В DNS от комментариев воздержались.
Одна из крупных местных сетей салонов связи около года назад перестала быть алтайской. В конце 2012 года салоны "Дивизион" в крае купила новосибирская компания "М-Трейд", которая, по данным открытых источников в интернете, развивает сеть под вывеской другой обанкротившейся федеральной компании "Цифроград". Бывшие владельцы "Дивизиона" (в их числе был Виктор Матвеев, основатель филиала "ВымпелКома" на Алтае) и представители компании "М-Трейд" тогда отказывались что-либо рассказывать о сделке. На редакционный запрос, отправленный при подготовке данного материала, в "М-Трейде" тоже не ответили.
По данным газеты "Коммерсант", "М-Трейд" создавалась и работала как оптовая компания, а в 2006 году почти одновременно с алтайскими "Салонами связи" стала франчайзи-партнером "Дивизиона" в Новосибирской области. Тогда же "М-Трейд" получила статус распределительного центра "Дивизиона" в СФО. По данным справочника "ДубльГис", сейчас салонов связи под брендом "Дивизион" в Новосибирске нет.
Владелец сети салонов связи "Диксис" Дмитрий Колотилин также не ответил на наш запрос. По данным на сайте компании, в настоящее время в ее сеть входит 69 салонов в крае, из них 17 — брендированные салоны операторов связи (по дилерской схеме), под брендом "Диксис" работают 45 салонов. На сайте "Дивизиона" указаны адреса 58 салонов связи в Алтайском крае.
По данным "Евросети", сейчас в крае работают 67 ее салонов связи. У "Связного" — 23 салона.
Гаджеты дешевеют
В 2013 году в России смартфонов было продано на 1% меньше, чем годом ранее, — об этом сообщают "Евросеть" и "Связной". В Сибири, по данным "Евросети", продажи смартфонов в количественном выражении снизились на 0,2%, а по данным "Связного", подросли на 1%. В денежном выражении рынок смартфонов продолжает показывать рост и в России, и в Сибири (10–13%). При этом в "МегаФоне" за тот же период отмечают рост числа проданных смартфонов в 2–2,5 раза(!) в зависимости от региона.
В "Связном" прогнозируют, что в 2014 году рынок смартфонов будет расти, но незначительно, в том числе за счет смартфонов с LTE. "Такое явление абсолютно нормально — рынок не может постоянно демонстрировать двух- и трехзначные цифры динамики развития", — говорит Мария Заикина.
По мнению директора Алтайского отделения "МегаФона" Валерия Казаченко, пессимистичные прогнозы аналитиков относительно продаж смартфонов, вероятнее всего, касаются устройств топ-класса. "Как показывает практика, срок замещения одного дорогого смартфона другой моделью увеличивается. Топовые гаджеты сегодня достигли определенной вершины своих технологических возможностей, и принципиально новых функциональных преимуществ между моделями 2013 и 2012 годов не так много. Повлияет ли это на общий объем продаж смартфонов, пока говорить рано", — сказал он. В "Евросети" прогнозируют снижение рынка телефонов и смартфонов в Западной Сибири в 2014 году на 6–7% в количественном выражении.
Мобильные операторы отметили, что в 2013 году в их сетях впервые продажи смартфонов в количественном выражении превысили продажи обычных телефонов. В МТС сообщили, что доля продаж смартфонов в Алтайском крае превысила 50%. В сети "МегаФона" смартфоны составили 60% от всех проданных мобильных телефонов в крае.
Взрывной рост в 2013 году наблюдался в сегменте планшетных компьютеров. По оценке "Евросети", в Сибири их продажи в количественном выражении увеличились на 175%, а в денежном на 90%. "Рынок планшетных компьютеров в регионе сохраняет трехзначные темпы роста в натуральном выражении и двухзначные в денежном. Причем жители Алтайского края покупают планшетные компьютеры активнее, чем жители России в целом, если сравнивать 2013 и 2012 годы", — говорит Мария Заикина.
Основным драйвером развития рынков смартфонов и планшетов остается снижение средней цены устройства. Важным трендом на рынке в 2013 году стало заметное усиление В-брендов (Fly, Prestigio и др.), которые предлагают модели гаджетов в низкоценовом сегменте.
Мария Заикина,
представитель "Связного":
Рынок Алтайского края, в особенности в небольших городах региона, еще не насыщен. Именно продажи гаджетов в таких городах, как Бийск, Рубцовск, больше всего “двигали” рынок планшетов и смартфонов (в натуральном выражении) вперед в 2013 году. Смартфоны и планшеты стали доступнее, что вкупе с растущими техническими характеристиками устройств делает гаджеты интересными для жителей городов с населением менее 300 тыс. жителей.
По ее прогнозу, рынок смартфонов в городах края в 2014 году будет расти активнее, чем в городах-миллионниках, где он уже перешел "в зрелую стадию".
Операторы связи забирают доходы
Тимур Нигматуллин,
аналитик "Инвесткафе":
В целом я согласен с прогнозом президента "Евросети" Александра Малиса о дальнейшем развитии рынка сотовой розницы. Обычно сети салонов связи получают сопоставимые потоки выручки от трех видов деятельности — продажа контрактов мобильных операторов, продажа гаджетов и оказание услуг (прием платежей, денежные переводы и пр.). По мере сокращения расходов сотовых операторов на продажу контрактов и перемещения этих продаж в их монобрендовые салоны сети независимой розницы в России теряют значимый источник дохода. В ряде случаев они становятся операционно нерентабельными. Они смогут выжить, если найдут новый источник заработка.
Салоны независимой розницы, которые находятся в близком соседстве с точками операторов и федеральными сетями, неизбежно будут терять долю рынка. Операторы продают гаджеты низкого ценового сегмента, кроме этого, они еще и субсидируют их. Это формирует дополнительный отток покупателей к ним. Спрос на гаджеты высокого ценового сегмента почти весь выбран. Рост продаж будет происходит за счет дешевых моделей гаджетов, розница мобильных операторов здесь вне конкуренции.
Рынок в цифрах и фактах (данные по итогам 2013 года)
- 20% составляет уровень проникновения смартфонов в Алтайском крае (данные "МегаФона").
- Около 10 тыс. рублей — средняя цена планшета в Алтайском крае в сети "Связного".
- 9 тыс. рублей — средняя цена смартфона в Алтайском крае в сети "Связного" в 2013 году. Для сравнения: в России 9,5 тыс. рублей.
- 4 тыс. рублей — средняя цена смартфона в сети "МегаФона" в Алтайском крае.
- 75% смартфонов и 85% планшетов, проданных в Алтайском крае в 2013 году в сети "Связного", были на операционной системе Android.
- 1,5–2 тыс. рублей — минимальная цена смартфона в Алтайском крае в 2013 году (на основе данных "МегаФона" и "Связного").
- 2,5–3 тыс. рублей — минимальная цена планшета в Алтайском крае в 2013 году (на основе данных "МегаФона" и "Связного").
- Samsung, Apple и Prestigio — бренды-лидеры на рынке планшетов в Алтайском крае в салонах "Связного".
- Samsung, Nokia, Apple, Sony и HTC — бренды-лидеры на рынке смартфонов в Алтайском крае в салонах "Связного".
Самое важное - в нашем Telegram-канале