Автоновости

Великолепная "девятка". Один из самых популярных отечественных автомобилей становится историей

За неделю до Нового года с конвейера АвтоВАЗа сошел последний автомобиль LADA Samara. Легендарному семейству совсем чуть-чуть не хватило, чтобы отметить тридцатилетие. Когда-то этот автомобиль задумывался как советский вариант "машины для домохозяек" — компактного хэтч­бека для молодой семьи с маленькими детьми. На деле "Самара" стала не только самым массовым отечественным автомобилем, но и зеркалом новейшей российской истории — в разное время машину любили передовики производства, начинающие коммерсанты и бандиты. Как менялся образ "Самары" в общественном сознании и что она значила для автомобилистов Алтайского края?

Преемником "Самары" в модельной гамме АвтоВАЗа должен стать хэтчбек LADA Granta, который в 2014 году планируют выпускать на автозаводе в Ижевске.
Преемником "Самары" в модельной гамме АвтоВАЗа должен стать хэтчбек LADA Granta, который в 2014 году планируют выпускать на автозаводе в Ижевске.
Олег Богданов

Первый автомобиль семейства "Самара" — ВАЗ-2108 — появился в 1984 году и сразу вызвал к себе повышенный интерес. В "восьмерке" многое было новым. Во-первых, необычным казался ее кузов — хэтч­бек, да еще трехдверный. Дизайн автомобиля по тем временам был вызывающим, а поперечно расположенный мотор стал откровением. Но главным было все же не это. "Восьмерка" стала первым массовым отечественным автомобилем с передним приводом (самым первым был ЛуАЗ-969В, созданный в 1967 году, но к 1969 году производство свернули, выпустив всего 7,5 тыс. автомобилей).

По сравнению с "классикой" первая "Самара" стала шагом вперед: увеличилось полезное пространство автомобиля, он стал легче, экономичнее, улучшились управляемость и устойчивость на дороге. А за крепкий пластиковый бампер за машиной на долгие годы закрепилось прозвище "зубило". По другой версии, прозвище появилось из-за заостренной формы решетки радиатора в первой версии модели.

Были и недостатки. Те, кто ездил на "Самарах" первого и второго поколений, вряд ли забудут раздражающий скрип передней панели. Лечилась болезнь просто — хорошей громкой магнитолой. Еще один серьезный недуг этих машин — неровная работа двигателя: часто он троил, а обороты плавали. Избавиться от этого было сложнее.

Четыре поколения

За 30 лет конвейерной жизни образ автомобиля в сознании россиян менялся как минимум четырежды.

В 80-е годы "восьмерку" или "девятку" (как, впрочем, и любой другой автомобиль) простой смертный купить не мог, даже если были деньги.

Евгений Смирнов,
вице-председатель Алтайской федерации автомобильного спорта:

Доставали эти машины всеми правдами и неправдами. Где-то по распределению, где-то — по разнарядке на предприятиях и ведомствах. Но и по распределению получить авто было не всегда просто: часто машины надо было забирать в других регионах. И доходило до маразма, когда барнаульцы могли получать машины, условно говоря, в Кемерове, а кемеровчане — наоборот, в Барнауле. Если вы не были передовиком, надо было брать кучу денег и перекупать машину у “барыг” в Москве, Ленинграде или Тольятти.

"Восьмерку", кстати, почти сразу стали использовать в автоспорте. По линии ДОСААФ их получали ведущие спортсмены края, но не больше одной-двух штук в год. Машины переоборудовали на таллинском предприятии "Вихур". Эстонцы усиливали кузов, оснащали его каркасом безопасности, спортивными сиденьями, модернизировали некоторые узлы и агрегаты.

В 90-е годы образ "Самары" как доступной лишь избранным мечты сменился не менее романтичным образом бандитского автомобиля. Особо любима в криминальной среде была "девятка". Считается, что на разборке братки могли быстрее "десантироваться" именно из пятидверного авто. Такое восприятие машины закрепилось в кинематографе: в "Антикиллере", "Бригаде", "Улицах разбитых фонарей", "Ментовских войнах" и многих других фильмах и сериалах плохие парни ездят именно на "зубиле".

В то же время "Самара" стала более доступной, а продажа этих машин превратилась в выгодное дело. В то время рынок подержанных иномарок еще не сформировался, и народ пригонял машины на продажу из Тольятти. С этого, например, начинал свой путь в бизнесе директор барнаульской халвичной фабрики Евгений Астаховский. Он вспоминает, что покупатели на "Самару" находились моментально.

Евгений Астаховский,
директор барнаульской халвичной фабрики:

На авторынке в то время очередь надо было занимать с вечера, потому что утром на территорию попасть было уже невозможно. Спишь в машине, а на заре тебе уже стучатся в окошко, спрашивают: “Продаешь?”

Со временем "Самара" стала главным отечественным автомобилем для семейных мужчин, особенно — для дачников. В пригородах можно было наблюдать массу "девяток", "девяностодевятых", "четырнадцатых" и "пятнадцатых" с багажниками на крышах (а вот ВАЗы популярного "десятого" семейства такой опцией похвастаться не могли). Соотношение "цена-качество" и несложная конструкция, позволяющая починить в гараже с мужиками практически любой узел, сделали это семейство популярным в конце 90-х — начале 2000-х.

Сейчас же настало время, когда взрослое поколение в большинстве своем пересело на иномарки, а старые "восьмерки" и "девятки" достались их детям. И для них "зубилы" стали не просто средством передвижения, но и способом самовыражения посредством тюнинга. Молодежь массово переделывает папины машины в "пацанские ТАЗы" с турбированными двигателями и агрессивного вида обвесами.

Владимир Больбух,
автомеханик и владелец тюнингованной "девятки":

Тюнинг вошел в мою жизнь не сразу, но когда я решил попробовать, это переросло в хобби. Теперь я уже не могу остановиться, постоянно что-то в ней доделываю. Детали на нее доступные и недорогие, если сравнивать с иномарками.

Ностальгия

У Бориса Чеснокова, президента Алтайской торгово-промышленной палаты, в 90-е годы в разное время было аж четыре "Самары": три "99-х" и одна "девятка". Первый "дуплет" (прозвище "99-х"), который он купил в 1992 году в Москве, был экспортным и вернулся на родину из Венгрии. Это была одна из первых "99-х" в Барнауле.

"На “Самарах” ездил долго, даже когда появилась возможность брать иномарки. Думал: как я буду их ремонтировать? А тут я уже знал все слабые стороны, и машины у меня были в идеальном состоянии. И я всегда был уверен в них, — вспоминает Борис Чесноков. — Но однажды, помню, в дороге лопнула возвратная пружинка на педаль акселератора. Друг говорит: “Доставай резинку из трусов!”. Спрашиваю: “Почему я? Ты же за рулем!” Отвечает: “Но машина-то твоя. Если жена дома спросит — ты хоть покажешь, куда резинка делась”".

Чесноков уверен: "Самара" — самая удачная отечественная модель. "Она меня полностью удовлетворяла. Иногда появляется желание снова купить такую, погонять на ней где-нибудь, не боясь разбить", — признается он.

Немало воспоминаний оставила "девятка" и Дмитрию Бортникову, директору компании "Два Кита". Как и у многих, это был его первый автомобиль.

Дмитрий Бортников,
директор компании "Два Кита":

Я два раза на ней вылетал с трассы, один раз переворачивался через крышу. Помню, остановился на боку, дверь открываю вверх, как люк из танка, — и страшно, и забавно было. Однажды она у меня загорелась на трассе. Еду, смотрю в зеркало заднего вида — из-под меня валит дым. Останавливаюсь, открываю капот, а там — пламя прямо под карбюратором! А еще помню, она подгнивала у меня по задним стойкам. Ну и, видимо, в какой-то момент на очередной ямке кусок проржавевшего железа отвалился так, что в полу багажника образовалась дырка. Я еду, замечаю, что из багажника по салону летят куски грязи — прямо на приборную панель и на сиденье пассажира рядом со мной. Оказалось, что заднее колесо через дырку в полу закидывало грязь в салон.

Но несмотря на все проблемы, у большинства бывших владельцев "Самар" сохранились приятные воспоминания о "зубиле". "Если бы приходилось часто ездить по делам, я бы сейчас с удовольствием купил крепенькую “восьмерку”", — говорит Евгений Смирнов.

Факт

5,2 млн. авто семейства "Самара" было изготовлено на АвтоВАЗе и фирмах-парт­нерах с 1984 года.

Около 70% выпуска пришлось на машины первого поколения.

Инженеров — создателей "Самары" консультировали конструкторы Porsche.

40 098 новых "Самар" продал АвтоВАЗ в 2013 году. Это на 41% меньше, чем годом ранее.

В рейтинге самых продаваемых новых автомобилей в России по итогам 2013 года, составленном Ассоциацией европейского бизнеса, "Самара" заняла 17-е место.

В рейтинге самых популярных автомобилей на вторичном рынке России по итогам 2013 года ВАЗ-2115 занимает четвертую строчку, ВАЗ-2114 — шестую.

Преемником "Самары" в модельной гамме Авто­ВАЗа должен стать хэтчбек LADA Granta, который в 2014 году планируют выпускать на автозаводе в Ижевске.

Основные даты

1984 год — появление ВАЗ-2108. Выпускается до 2003 года.

1987 год — появление ВАЗ-2109. Выпускается до 2006 года.

1990 год — появление ВАЗ-21099. Выпускается до 2004 года.

1991 год — машины получили новую переднюю часть кузова, новые бамперы, светотехнику, обтекатели порогов, обновленную панель приборов и обивки дверей.

1997 год — появление ВАЗ-2115. Выпускается до 2012 года.

1998 год — на "Самары" начали ставить инжекторные двигатели.

2001 год — появление ВАЗ-2114. Выпускается до 2013 года.

2004 год — появление ВАЗ-2113. Выпускается до 2013 года.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость