Политика

Что сказали про отчет губернаторa за 2013 год лидеры фракций АКЗС

27 февраля губернатор края Александр Карлин отчитался перед депутатами АКЗС об итогах деятельности администрации региона в 2013 году. Тот факт, что доклад был сделан в год губернаторских выборов, не мог не найти в нем отражение: многие показатели Карлин сравнивал с 2005 годом, когда он был назначен губернатором. Соответствующей была и реакция зала: работу хвалили. Но, как водится, не обошлось без дозированной порции критики.

Глава администрации Алтайского края Александр Карлин
Глава администрации Алтайского края Александр Карлин
Олег Богданов

Отчет, как обычно, проходил в театре драмы. Охрана на входе, в фойе - общественник Константин Емешин, на трибуне - глас народа (среди выступавших с оценкой доклада были, например, доярка из Косихинского района и рабочий "Алтайвагона",) - эта традиция ежегодных отчетов губернатора перед депутатами краевого парламента нарушена не была.

Доклад губернатора длился более часа. Более подробно ознакомиться с его тезисами можно, например, на сайте АКЗС. Здесь же представим только "тезисы тезисов".

Тезисы отчета

Итак, в 2013 году экономика края развивалась темпами, превышающими средние по России. Рост валового регионального продукта составил 104% к уровню 2012 годы (по России 101,4%). Инвестиции в основной капитал выросли на 4,2%, оборот розничной торговли – на 4,4% (по России – 3,9%), реальные располагаемые денежные доходы населения – на 7,7% (по России – 3,3%). Уровень официально зарегистрированной безработицы снизился до 1,6% от трудоспособного населения.

Отметил губернатор и рост производства в сельском  хозяйстве на 24% (по России  6,2%). При этом объем господдержки сельского хозяйства возрос в сравнении с 2012 годом на 24% и составил в 2013 году 6,4 млрд. рублей.

Выросла и производительность труда в АПК: господдержка, как пояснил губернатор, способствовала увеличению объема производства продукции сельского хозяйства по сравнению с 2005 годом на гектар пашни в 2,8 раза, на душу населения – в 3,2 раза. Вообще же, по сравнению со стартовым для нынешнего губернатора 2005 годом инвестиции в основной капитал выросли в 4,4 раза, ввод жилья  в 1,7 раза, пром производство на 65%. НЕ забудем и о туристском потоке: он с тех давних пор увеличился в 1,6 раз.

Положительные сдвиги наметились и в демографии. В частности, естественная убыль населения в 2013 году сократилась по сравнению с 2012 годом в 1,5 раза, а по сравнению с тем же 2005 годом – в 10,6 раза.

Губернатор вновь, как и на отчете сити-менеджера Барнаула, напомнил о слишком высокой стоимости квадратного метра жилых домов и о том, что зарплата работников строительной отрасли в полтора раза ниже, чем в других регионах СФО.

По завершении его выступления слово взяли лидеры фракций. Тут без критики  не обошлось (публикуем выступления с сокращениями).

Мнения лидеров фракций

Борис Трофимов,
лидер фракции "Единая Россия":

Доклад, раздаточные материалы дают основания уверенно сказать: сделано много. С 1 января 2013 года вступил в силу указ президента "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. И по абсолютному большинству показателей Алтайский край имеет положительную динамику в 2013 году относительно 2012 года. Это результат системной, напряженной работы администрации края. Но форма отчета дает возможность обозначить и проблемы.

Демография. Прошедший год был лучшим в оценке соотношения рождаемость-смертность. Считаем, что в перспективе надо сохранить все, что наработано. Но! В послании президента в декабре главным инструментом демографической политики обозначено жилищное строительство. Мы выслушали в докладе и меры господдержки строителям, осуществляемые в крае, и критическую оценку по ряду направлений. Депутатами Государственной Думы по поручению президента внесены изменения в более чем 10 законов,  направленных на снижение стоимости одного квадратного метра.

И мы договорились с коллегами из фракции ЛДПР в ближайшее время комиссионно рассмотреть вопрос с бизнес-сообществом (в первую очередь со строителями) вопрос адаптирования федерального законодательства и выработки мер по снижению стоимости квадратного метра жилья в крае.

Следующая тема. Инвестиции. Год 2013-й был не только успешный с точки зрения объема инвестиций, но и плодотворным с точки зрения создания нормативной базы, способствующей улучшению инвестиционного климата. Но инвестиционный климат, как всякий климат, зависит и от температуры. В деловом секторе температура сегодня холодная. Нам необходимо, наверное, и законодательно, подогревать деловое сообщество.

Социальные услуги. Президентом в декабрьском послании внесено предложение законодательно определить нормы прямого действия, которые определяют единые подходы по созданию системы независимой оценки качества работы организаций социальной сферы. Это будет, наверное, революционный закон и, надеюсь, что депутаты всех фракций, представители общественности примут непосредственное участие как в экспертизе, так и в сопровождении настоящего закона.

Заканчиваю следующим тезисом Уинстона Черчилля. Пессимист видит трудности при каждой возможности, а оптимист в каждой трудности видит возможности.

Виталий Сафронов,
руководитель фракции КПРФ:

В докладе достаточно выпукло показаны все позитивные достижения за отчетный период. Они заслуживают соответствующей оценки. И это правда. Но есть и другая правда. Что достигнутых подвижек оказалось недостаточно для того, чтобы решить главную задачу реального повышения жизненного уровня наших земляков. Александр Богданович сказал, что по уровню зарплаты мы по-прежнему находимся не на том месте, на котором полагается, и в СФО, и в целом по России.

По доходам бюджета на душу населения мы находимся на 61-м месте из 83 регионов. А по инвестиционной привлекательности на 67-м. И, конечно, это тревожит, потому что это показатель того, насколько эффективно мы по целому ряду вопросов работаем.

Ускоряется процесс социального расслоения людей. Растет скрытая безработица. Это проявляется в том, что за последние годы у нас увеличивается в значительной мере миграция наших земляков. Уезжают не старики, а дееспособные люди. И наша фракция КПРФ уже который год предлагает внести коррективы в социально-экономическую политику администрации. Сегодня эта политика на мой взгляд представляет смесь двух антиподов: смесь либерализма и лоббирования групповых интересов.

С одной стороны, под лозунгом "Рынок отрегулирует все" мы ведем приватизацию. С другой стороны, администрация, на словах обожествляя рынок на деле способствует появлению в крае его антиподов — монополистов.

Трудно представить, чтобы Ольга Антипина без поддержки властей могла создать такую  империю как "Изумрудная страна". Получить колоссальные кредиты. В результате банкротства этого монстра разорены не один десяток некогда крепких хозяйства Немецкого национального, Каменского и многих других районов, без работы остались сотни сельских тружеников. Дойное стадо в этом холдинге сократилось в два раза, а в целом по краю поголовье коров в сельскохозяйственных организациях по сравнению с 2009 годом уменьшилось на 37 165 голов. И никто за это, Александр Богданович, ответственности пока не понес.

При непосредственном участии администрации края создан холдинг "Алтай-лес", учредителем которого числится никому неизвестная дама Донская Ирина Валентиновна.  На глазах у высокопоставленных чиновников холдинг ведет хищнические рубки не только в ленточных борах, но и в заказниках. По льготным ценам древесина направляется на Каменский и Рубцовский ЛДК, откуда без глубокой переработки сбывается за кордон. Местным хозяйствующим субъектам, в том числе предпринимателям доступ к этой древесине даже по завышенным ценам по существу закрыт. Этот фактор вызвал волну их банкротств. Нанесен значительный ущерб   природе. И меня радуют слова Александра Богдановича, что здесь будет наводиться порядок.

Елена Клюшникова,
руководитель фракции ЛДПР:

Правильнее было бы оценивать не то, как далеко мы отступили от базы  2006 или 2012 года, а то, насколько мы приблизились к заданной цели. Показатели ВРП, инвестиций действительно темпы роста превышают общероссийские. Но отстают от заявленных в стратегии развития.

В документах стратегического планирования мы взяли за базу инновационный сценарий развития  и планировали прирастать на 5,9% в год. Показатель роста в 4%, конечно, не соответствуют заявленному уровню, но немного выше инерционного либо консервативного сценария (3% в год), от которого мы сразу отказались. Надо честно признаться, что у нас есть риск скатывания к инерционному сценарию.

То же самое инвестиции в основной капитал. Если четыре года назад они выросли на 18%, то сейчас это 4,2%. Это выше среднероссийских показателей, но немножко мы не дотягиваем до своих целевых показателей.

Наш край всегда отличала высокая доля бюджетных средств как источников финансирования капложений, и высокая доля кредитов: у нас доля кредитов в инвестиционных ресурсах более чем в два раза превышает среднероссийский показатель. Поэтому текущая практика компенсации затрат инвесторов по банковской ставке — тема своевременная и очень уместная. Но доля таких кредитов сегодня — мене трети всех инвесткредитов. То есть остальные средства предприятия оплачивает самостоятельно. Это длинные деньги и это достаточно серьезное бремя, которое может убить интерес к любому инвестированию.

Показатель доли частных инвестиций мы хотели бы достичь 80%. Думаю, что мы можем быстро достичь этого процента, если нам снизят бюджетное финансирование из федерации. Мы все-таки очень сильно зависим от федеральных денег. И понятно, что по инвестициям на душу населения мы сильно отстаем и от среднероссийского уровня.

Объемы ввода жилья последние четыре года растут очень медленными темпами. К 2015 году, судя по программе, мы хотим достичь ввод 1,4 млн. кв. метров, сейчас мы имеем 663 тыс. кв. метра. Совершить рывок более, чем в два раза, маловероятно.

Резюмируя, скажу: я считаю, что не все возникающие при выполнении наших программ и стратегии проблемы можно и нужно решать дополнительным вливанием средств. При внимательном рассмотрении и обсуждении выявляются недочеты организационного характера, которые могут быть устранены. Для этого не стоит проблему замалчивать, а нужно обеспечивать обратную связь с общественностью, бизнес-сообществом, политическими партиями, и использовать опыт наших научных кадров.

Людмила Суслова,
руководитель фракции "Справедливая Россия":

В отчете очень много цифр и показателей. Цифры впечатляют, но не отражают реальную жизнь населения. Как пример результата деятельности — это тысячи квадратных метров жилья, сданных в 2013 году. Но какое отношение к этому имеют власти, если строят частники? А если взять во внимание, что власть создает условия для строительства, тогда надо подумать, как повлиять на стоимость квадратного метра. И мне было приятно услышать, что есть понимание в данном вопросе.

Медицина. Много говорили, обсуждали. Модернизация здравоохранения прошла успешно, эффективно, все ресурсы, выделенные краю на эти цели, были целенаправленно освоены, первоначальные цели достигнуты. Но Алтайский край вошел в число регионов с наибольшим количеством жалоб на качество медицинской помощи. Думаю, не такой результат мы хотели видеть от вливания этих средств.

Приведу один небольшой, но показательный пример. Приехали в одно село, жители повели показывать здание больницы позапрошлого века постройки. Деревянное здание без ремонта много лет. Зато стоит терминал электронной записи на прием к врачу. Наверное, жители не этого хотели видеть.

Не могу не коснуться ЖКХ. С 1992 года тарифы на коммунальные услуги выросли в 24 тыс. раз. А индекс инфляции составил 1 тыс. Это значит, что тарифы на услуги организаций коммунального комплекса росли в 24 раза быстрее, чем инфляция. Надо сказать, что темп роста тарифов давно законодательно ограничен. Хотя, конечно, не уровнем инфляции. Но коммунальщики научились манипулировать нормативами, а также методиками начисления. Только газ в 2013 году стал для жителей дороже на 62%. И это все в правовом поле — изменили нормативы, а тарифы оставили в пределах нормы.

Сегодня на пороге принятие программы капитального ремонта, которая должна системно навести порядок в вопросе ремонта общедомового имущества многоквартирных домов. Но некоторые моменты вызывают недоумение. Город Барнаул уделил большое внимание энергоаудиту. Почти на каждый дом планируется потратить несколько десятков тысяч рублей на эти цели. А зачем? Ведь в продолжение энергоаудита должны быть проведены мероприятия по повышению энергоэффективности, которые приведут к экономии коммунального ресурса и экономии средств жителей. Но такую задачу никто не ставит.  Предлагаю в этом направлении поработать и взвесить, нужно ли нам такой энергоаудит?

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость