Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Руками трогать! Директор необычного музея считает, что можно полюбить историю, только дотронувшись до нее

Помните, какую надпись мы видим в любом музее в первую очередь? Правильно: "Руками не трогать!". В Московском музее исторического сознания лозунг совершенно противоположный - ТРОГАТЬ! И чем больше, тем лучше. Его даже называют "музеем без дверей" или "антимузеем".

Это музей размышлений о прошлом из сегодняшнего дня. Здесь, если какой-то из экспонатов очень понравился, то (немыслимо!) можно попросить у директора кусок глины и слепить копию для себя.

Директор необычного музея - Виктор Немчинов, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук впервые побывал на Алтае в рамках Международного молодежного образовательного форума "Поколение в поиске себя". А пока поколение искало себя, Виктор Михайлович рассказал о своем способе заразить молодых людей историей и любовью ко всем мировым культурам.

Музей в портфеле

По причине "трогания" экспонатов большинство из выставленных - копии, идентичные оригиналам по размеру, весу и т. д.

Кстати, еще одно название учреждения - "музей в портфеле". Ведь самый большой предмет в коллекции - фигурка древнего воина, размер которой около 12 сантиметров. Большие экспонаты не дают полного восприятия истории, только "наладонные". Но это не уменьшенные копии - оригинал выглядит точно так же. Все пропорции, размеры соблюдены. По словам Немчинова, четырехметровая статуя Давида, конечно, прекрасна, но "проникнуться" ею полностью нельзя. Что ты потрогаешь? Ну палец ноги… Вот когда можно предмет полностью взять в руки, почувствовать каждую извилину и трещинку - другое дело.

По задумке директора, каждому человеку, чтобы понять прошлое, нужно сначала прошлое это полюбить. А лучший способ для любви - не назидание истории, как обычно, а прямой контакт через то, что касается твоей души, то есть через что-то материальное и эстетически приятное. Поэтому-то, если тебя какая-то вещь из прошлой культуры зацепила, нужно не просто на нее посмотреть, но и подержать в руках. "Заразить" предметом - вот в чем задача Виктора Михайловича. Как же она решается?

Сделай сам

В музее собраны предметы разных эпох: ацтекская маска и японские нэцке, эфиопский православный крест и тюркская лапка грифона в шкатулке. Предметы, которые несут в себе интересную информацию и эстетически приятны. И вот когда ты осмотрел все 30 экспонатов (обычно такое количество выставлено одновременно) и выбрал что-то по душе, наступает время мастер-класса.

Самое интересное происходит тогда, когда тебе говорят: "Попробуй скопировать эту вещь!" Вот есть пластилин, глина, гипс. Форму можно сделать самим либо взять готовую. Сейчас в наборах для детского творчества есть все необходимое. По мнению Виктора Немчинова, очень интересно копировать фигурки Будды: "Когда ты лепишь лицо, то понимаешь, что за этим каноном стоит. Мягкая улыбка, нос с небольшой горбинкой, свидетельствующей о высоком происхождении… У него пухленькие щечки, потому что по индийским понятиям бог не может быть худым и изможденным. Полнота - довольство жизнью, гармония с миром. Когда ты под пальцами ощущаешь это тело, то автоматически начинаешь понимать ту культуру и ценить ее".

Мальчишки чаще всего хотят слепить что-то греческое или индейское, а потом гордо говорят всем: "Я сделал сам настоящую ацтекскую маску!" И это почти правда. А то, что человек, открыв что-то, хочет этим поделиться со своими близкими, - это естественно. В этом особый смысл копирования предметов исторического наследия.

Душа другого - не потемки

Есть в Музее исторического сознания экспонат - арабский орнамент, в котором текст вплетен в арабеск (рисунок). Самое интересное, что пятилетние малыши, не знающие ни одного слова по-арабски, задание "попробуй отделить орнамент от букв" выполняют блестяще. Даже русский видит ритм арабеска и извилистую вязь арабской каллиграфии и понимает, что это разное, где-то на генетическом уровне. Это один из примеров того, что любой человек способен понять все мировые культуры.

В воспроизведении музейного экспоната собственными руками немалую роль играет и эвристическая функция. Каждый человек становится первооткрывателем того, что думал мастер той эпохи, потому что, когда он его лепит, то автоматически начинает иначе мыслить. За этим стоит простая концепция: прежде чем предмет был сделан руками человека, была какая-то идея, и если мы постараемся воспроизвести предмет, то обратным путем мы можем понять, какими идеями руководствовался первый мастер.

От мала до велика

Музей исторического сознания рассчитан на несколько возрастных групп: дошкольники, школьники, студенты. Они приходят группами. Важно среднее звено - от 12 до 14 лет, когда идет наиболее активное познавание мира. Если придет взрослый - добро пожаловать. Виктор Немчинов проводил данный мастер-класс для учителей истории из областного педагогического университета им. Крупской, которые приехали туда из регионов. Надеется, что они уедут к себе в глубинку и расскажут, а может, и сделают нечто подобное. А уж самая большая мечта - открытие в далеких российских школах подобных музеев.

Многим нравится приходить в этот чудо-музей снова и снова. Но задача директора не в том, чтобы сделать ребят постоянными посетителями музея. Задача - открыть человеку глаза на то, что он может стать гражданином мира, помочь понять, что все вокруг - общечеловеческое. "Сделав хотя бы один экспонат своими руками, ты становишься ближе ко всем культурам мира, так как происходит конкретный, прямой контакт. Ты приближаешься к исторической культуре, и она приближается к тебе. Человек перестает быть потребителем и становится творцом. Пусть маленьким, но Творцом", - воодушевленно рассказывает Немчинов. Причем на достижение этого результата здесь уходят не месяцы и годы нудной работы, а считанные часы. А то, что сделал, можно забрать с собой.

Мария СТРЫГИНА.

О первых экспонатах

"В 1977 году я, москвич, окончивший институт, поехал служить в армию в город Мары - пять дней в поезде. В Самарканде, естественно, пошли смотреть археологические памятники и попали на площадь, где шли ремонтные работы. Смотрю - траншея для силовых кабелей вся в блестках! Прыгнул, а там настоящий археологический культурный слой, раздавленный ковшом экскаватора. Не удержался и руками выковырял кучу всего - осколки китайского фарфора, остатки ваз... Где-то за 20 минут я набрал большой пакет, в котором оказалось триста различных черепков с разными орнаментами из разных эпох - от XIV до XIX века", - рассказывает Немчинов. Эти черепки, заслуженно переименовавшиеся в экспонаты, и сейчас лежат в фондах Музея исторического сознания.

Интересная Индия

Целый год Виктор Немчинов жил в Индии, и вообще бывал там много раз. К оригинальным (не копиям!) экспонатам музея относится коллекция индийских деревянных деревенских игрушек, сделанных для местных детей, а не для туристов. Еще оттуда он привез ножницы, которые сделал деревенский кузнец в конце 80-х годов, и показал специалистам. Они датировали их XIII веком! То есть технология еще жива, прогресса в традиционном понимании нет. Кстати, показав этот предмет, можно за две минуты рассказать, что такое каста и почему она сохраняется. Если есть образцы вещей, которые не изменились за 800 лет, то что говорить о социальных слоях? Это говорит об устойчивости местной культуры и сообществ, которые там проживают. Например, в деревнях сохранился свой пантеон богов. Они считают, что бога нужно утопить после праздника. Прошел День домашнего очага - бога Ганешу, сделанного из обожженной глины и украшенного цветами и бумагой, везут топить. Почему? Потому что если его оставить, то как же он придет на следующий год. Голову Лакшми - богини счастья Немчинов спас от утопления - выпросил и увез с собой в музей.

Справка "СК"

Немчинов Виктор Михайлович, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, директор Музея исторического сознания (Москва, ул. Рождественка, 12), переводчик-синхронист с восточных и европейских языков. Любимая музыка - ноктюрны Шопена. Любимые книги - Бомарше и "Убить пересмешника" Харпер Ли. Блюдо - молодая печеная картошка. Фильм - "Пролетая над гнездом кукушки", который он и переводил. Качества в людях - не любит трусость, больше всего ценит искренность и честность к себе. Женат больше 30 лет. Жизненное кредо - никогда не терять любопытства и не уставать от жизни. Любимый исторический период - современное время, когда мир стал динамичным и появилась возможность видеть другие страны.

Мечтает побывать в Перу, на Северном полюсе и в Кордильерах.

Достижение: встреча Нового года на вершине пирамиды Хеопса с 1972 на 1973-й. Один забрался туда ночью.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии