Автоновости

Первый таксист на районе. Где развиваются и уходят в тень сельские извозчики

В Тогульском районе есть необычный водитель такси. Это глава администрации села Топтушки Владимир Сердюков. Два раза в неделю он возит на муниципальном "уазике" местных жителей в райцентр. Возит, потому что больше некому. Это лишь один штрих к портрету сельского такси в Алтайском крае. Такси легального.

Такси.
Такси.
Михаил Хаустов

Очередная масштабная попытка навести порядок в сфере такси была принята в России в 2011 году. Тогда вступил в силу закон, который ввел разрешительную систему на перевозки пассажиров и багажа. То есть юридических лиц и предпринимателей, оказывающих услуги такси, обязали получать разрешение на каждое транспортное средство. Чтобы иметь такое разрешение, нужно выполнять ряд требований. В противном случае, ты "нелегал" и "бомбила". Таких в ходе специальных рейдов выявляют и выписывают штрафы сотрудники ГИБДД.

Данные обо всех выданных разрешениях и их обладателях поступают в единый краевой реестр. Его ведет и еженедельно обновляет региональное транспортное управление. Сейчас в реестре свыше 9,3 тыс. записей. Но это не означает, что в крае именно такое количество легально работающих автомашин такси. Дело в том, что напротив многих записей стоят отметки об аннулировании разрешения. Причины разные — в связи с продажей транспортного средства, прекращением предпринимательской деятельности, истечением срока договора аренды автомобиля и т. д.

По оценкам ГУ МВД по Алтайскому краю, в регионе эксплуатируется более 5,2 тыс. легковых такси. В краевой администрации говорят о примерно 8 тыс. единицах. Решив подсчитать приблизительное количество такси именно в сельских районах, мы вычли из реестра все аннулированные разрешения и разрешения, выданные на автомашины, которые работают в городах. Получилось около полутора тысяч штук. И картинка вырисовывается очень контрастная.

Аутсайдеры

Согласно краевому реестру на Тогульский район приходится всего три предпринимателя, которые имеют разрешения на три автомобиля такси. Начальник управления по экономическому развитию администрации Тогульского района Алла Чернядьева говорит о двух действующих ИП-таксистах.

Алла Чернядьева,
начальник управления по экономическому развитию администрации Тогульского района:

Один предприниматель обеспечивает сообщение со Старым Тогулом, второй — с Топтушками. Сейчас оформляют еще два населенных пункта.

Про главу администрации села Топтушки Владимира Сердюкова говорят, что идея обеспечить сообщение с райцентром, оформив разрешение на такси, пришла именно ему. Это произошло после неудачных попыток завести в Топтушки официального регулярного перевозчика, чего требовала прокуратура.

УАЗ-"таблетка", на которой Сердюков возит жителей Топтушек, принадлежит муниципалитету. "С одобрения антимонопольной службы была предоставлена муниципальная преференция, и автомобиль передали предпринимателю. Владимир Сердюков работает у него водителем. Работает безвозмездно", — сказала Алла Чернядьева. Сам Сердюков сообщил нам, что занимается этим уже два с половиной года.

В Ельцовском районе тоже есть уникальный человек. Житель села Мартыново Сергей Бедарев — сейчас единственный в районе легальный таксист. ИП он зарегистрировал по специальной программе местной службы занятости. Сам Бедарев немногословен: "Раньше я работал нелегально. И спрос был. Потом с женой подумали и решили, что можно и официально этим заниматься. Остальные возят нелегально".

Ольга Ставила,
председатель совета предпринимателей при главе администрации Ельцовского района:

Раньше с официальными разрешениями в районе работали человек 10. Регистрировались по программе самозанятости. Но потом из-за повышения страховых взносов они свои ИП в 2013 году ликвидировали.

Действительно, судя по реестру разрешений именно на 2013 год пришлось массовое закрытие таксомоторных ИП во многих муниципальных образованиях края. Об этом говорит и Александр Распопин, руководитель совета предпринимателей при главе администрации Кытмановского района. На данный район сейчас приходится два разрешения на работу такси. "Эта услуга востребована. Я и сам ею иногда пользуюсь. И не всегда на легальном такси. Потому что почти все, а их было человек 10, позакрывались. Ведь 36 тыс. рублей страховых взносов для сельского таксиста и предпринимателя вообще — это непомерно много".

"Кстати, — добавил Александр Распопин, — на днях я хотел вызвать такси предпринимателя Виктора Мизева, он работает официально. Не дозвонился. Говорят, возможно, уехал в Барнаул на заработки. Так что пришлось мне позвонить в нелегальную службу (смеется)".

Лидеры

В районах — лидерах по числу зарегистрированных таксистов ситуацию объясняют разными факторами. Для Павловского района это близость к Барнаулу — уехать из райцентра в город небольшой компанией удобнее и часто даже дешевле именно на такси. Кроме того, райцентр достаточно протяженный, а маршрутки в центр Павловска ходят только из одной точки — "Ремзавода". В остальные окраины общественный транспорт не ходит.

Юрий Федоренко, председатель местного совета предпринимателей, говоря о причинах большого числа легальных таксистов в районе, отмечает также более благоприятный деловой климат в Павловске по сравнению с другими сельскими территориями края.

Юрий Федоренко,
председатель местного совета предпринимателей:

Наши люди достаточно активны. Недавно на утверждении бизнес-планов еще один предприниматель предложил совместные услуги такси и мелкосрочного ремонта. Раньше он работал в “черную”, а теперь с помощью материальной помощи от государства (58,8 тыс. рублей) вышел из тени. У нас хорошо работает информационный центр местной службы занятости, районная газета публикует материалы про успешных предпринимателей, информирует о субсидиях, социальных программах. Люди читают и видят, что у кого-то получается, — и тоже начинают свое дело. В том числе — такси.

В Кулундинском районе на рост числа легальных такси кроме неразвитости внутрирайонных автобусных маршрутов повлияла и местная спе­цифика: граница с Казахстаном и зона отдыха с соленым озером. В соседнюю республику таксисты во­зят челноков и местных жителей, которым невыгодно ездить туда на с­воей машине из-за необходимости покупать казахскую страховку, а на Кулундинское озеро — туристов, которых с каждым годом становится больше.

Алексей Курченко,
председатель совета предпринимателей Кулундинского района:

Таксистов у нас достаточно, проблема только в комфорте: для извоза используют порядком “убитые” отечественные автомобили. Многие работают нелегально, и административных рычагов влияния на них в полном объеме не хватает.

Замыкает тройку лидеров по числу легальных извозчиков Тальменский район. Там проживают около 55 тыс. человек, 22 тыс. из них — в райцентре. В Тальменке крупные автомобильные и железнодорожные транспортные узлы. Приезжая на электричках в райцентр, жители окрестных сел, пользуясь случаем, закупают продукты в местных торговых центрах и с большими пакетами предпочитают уезжать домой на такси. Кроме того, многие работают в заведениях придорожного сервиса вдоль трассы М-52, и такси для некоторых — единственная возможность попасть домой после смены.

Удар по "бомбилам"

Так или иначе, но в скором будущем изменения могут произойти и у легальных таксистов, и у "бомбил". По информации Алтайского союза предпринимателей, региональное управление полиции инициировало внесение в АКЗС поправок в местное законодательство, регулирующее пассажироперевозки. В частности, предложено ввести норму о том, что с 2015 года все автомобили такси в крае должны быть исключительно желтого цвета.

А свой прямой удар по нелегалам готовит Госдума. Уже внесен законопроект, согласно которому штраф для "бомбил" вырастет до 30 тыс. рублей, за повторное нарушение их будут еще раз штрафовать и изымать водительские удостоверения на срок от трех до шести месяцев. При этом в пояснительной записке к внесенному проекту говорится, что принятый в 2011 году закон о такси не принес ожидаемого результата.

Что требуют от легальных таксистов

Требования к автомобилям:

  • технический осмотр проводится каждые 6 месяцев;
  • на кузове размещаются "шашечки";
  • на крыше размещается опознавательный фонарь оранжевого цвета;
  • автомобиль оборудуется таксометром (в случае если плата определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов).

Водитель должен иметь стаж не менее 3 лет.

Юридические лица и ИП обязаны:

  • обеспечить техническое обслуживание и ремонт такси;
  • контролировать техническое состояние автомобиля перед выходом на линию;
  • обеспечить прохождение водителем такси предрейсового медицинского осмотра.

Топ-10 районов края по наибольшему количеству выданных разрешений на работу такси (данные на 14 марта)

  1. Павловский — 107
  2. Кулундинский — 105
  3. Тальменский — 98
  4. Ключевский — 90
  5. Ребрихинский — 75
  6. Алейский — 62
  7. Михайловский — 59
  8. Волчихинский — 56
  9. Рубцовский — 54
  10. Бийский — 48

Топ-10 районов края с наименьшим количеством выданных разрешений на работу такси (данные на 14 марта)

  1. Змеиногорский — 0
  2. Каменский — 0
  3. Ельцовский — 1
  4. Солтонский — 1
  5. Суетский — 1
  6. Бурлинский — 2
  7. Крутихинский — 2
  8. Кытмановский — 2
  9. Тогульский — 3
  10. Угловский — 3

За что наказывали таксистов в 2013 году

  • 141 водитель — за незаконную установку на транспортном средстве опо­знавательного фонаря легкового такси
  • 2 водителя — за незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства цветографической схемы легкового такси
  • 169 водителей — за управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси
  • 5 водителей — за управление транспортным средством, на котором незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси
  • 57 водителей — не имеющих при себе разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым транспортным средством

Источник: ГУ МВД России по Алтайскому краю.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость