Жизнь

Ширококромые. История села Красный Яр, рассказанная Григорием Васильевичем Егоровым*

Русская Америка. Читатели "СК" пишут свою историю Алтайского края.

"Россия - страна казенная", - заметил однажды писатель А. П. Чехов. До сих ведь пор вместо истории России у нас - "история государства Российского". Государства, а не семьи. Мы не помним имен своих предков, не знаем, как они жили, какого будущего хотели для нас. Как осваивали любовь нашу, родину нашу - Сибирь. Давайте вспомним своих прадедов, иначе нашими прадедами навсегда останутся Иван Грозный, Петр Первый и Иосиф Сталин.

"СК" начинает новый проект "Русская Америка". Вместе с вами мы будем писать свою историю освоения Сибири, Алтайского края.

Вспоминайте, пишите, звоните, рассказывайте!!! Тел. 26-63-69.

Как мы пришли

Нам было интересно знать, откуда взошло наше село Красный Яр, почему оно так названо и откуда наши корни. Хорошо помню, еще с середины 30-х голов XX века и перед войной обычно на полевом колхозном стане в ненастную погоду в кругу мужиков заходил разговор о происхождении нашего села. Об этом толковали при сходах до собрания, в бригадных избушках-хомутовках, в заезжем доме, где показывали немое кино...

Все сходились на том, что наше село давнишнее. Некоторые упоминали о набегах старожилов, которые хотели согнать поселенцев с занятого места. Якобы первыми на нашей земле осели Никулины. Они начали строить жилье на взгорке рядом с речкой Каменкой. А мужики села Смоленского набегали на лошадях, раскатывали срубы изб и ломали печи. Этому верилось и не верилось**.

Видать, наши были не из робкого десятка, раз смогли выстоять в набегах чуть раньше осевших катунских и смоленских мужиков.

Как мы закрепились

У моих земляков было слово "ширококромый" - человек с хозяйственной хваткой, бережливый, стремящийся к лучшему в жизни. Ширококромому все хочется иметь в достатке и с избытком. У него выражена предприимчивость, в этом плане он почти никогда не бывает доволен. Мне кажется, наши предки были именно такими, раз им удалось закрепиться на застолбленных межах. И даже в период коллективизации никаким землемерам не удалось изменить линии наших межевых границ. А такие замашки возникали со стороны катунских, смоленских, кокшинских жителей до последнего времени.

После демобилизации в 50-х годах я работал в колхозе. До нас дошли слухи, что катунские косят траву, перешагнув нашу межу, и говорят, что это их земля. Председатель и агроном (они были неместными) не смогли решить этого спора. И тогда туда приехали пожилые колхозники, и там, в болотах, кустарниках, нашли полусгнившие столбики, показали разграничительную линию. И чтобы катунским было неповадно, забрали сено, которое они накосили, и увезли на ферму.

Где наши корни?

Откуда были выходцами наши предки? Некоторые предполагали, что мы из северо-западной Руси, не отвергали они и центральную Россию. А может, еще из первых покорителей зауральских земель? До истины мы так и не докопались.

Но, насколько я понимаю, предки не причисляли себя к рассейским. Исхожу вот из чего. Среди них проживали переселенцы - как они назывались, рассейские, но, видать, поселились они гораздо позднее. Относились к таким не сказать что с пренебрежением - но при определенных обстоятельствах с иронией: то не так зарод сметал, не так коня запряг, не так узел завязал... И даже если не так вилы в руки взял - оценивалось негативно: вроде не по-сибирски, по-рассейски.

Вызывал ухмылку у "коренных" и протяжный говор рассейских, без твердых "Ц" и "Ч". Все жили вместе, но в отношениях можно было заметить налет генетического превосходства старожилов.

О том, что первопоселенцы Красного Яра были коренными сибиряками, говорит тот факт, что они не умели плести лапти. Наоборот, в каждой семье были мастера выделывать кожу из шкур скота и шить разную обувь.

Как мы жили

Жили безбедно, но не ахти богато. По достатку в доме резко не разнились. Говорят о зажиточности Кудрявцевых - у них запрягалось 32 коня, были работники, они получше одевались и питались. Но и остальные подворья имели в среднем 10-15 запряжных лошадей.

Дома в основном были рубленные из бревен (это же надо было навозить за сотни верст). Все они украшались ставнями и наличниками. По внутренней планировке и убранству они были почти одинаковые. От порога стояла слева или справа глинобитная печь с выемками - печурками для сушки варежек и крашеной задрогой сверху. Здесь же большая деревянная кровать. В переднем углу, под божницей, обеденный стол. Там же вдоль стен широкие лавки. Стулья и табуретки появились гораздо позже.

Убранство в горнице тоже было скромным: печка-голландка, кровать для молодых (недавно повенчанных), один-два сундука, на которые и садились. У некоторых имелась швейная машинка "Зингер". На стене зеркало в рамке и фотокарточки. На подоконнике комнатные цветы. Старики спали на печи, а дети и молодежь - на палатях.

Как мы работали

Наши предки были жадные до работы. Трудовой день начинали с раннего утра, особенно летом. Старались опередить друг друга во всем. Зная повадки Никона Кузьмина (главы большой семьи, у них было четверо женатых сыновей), один парень решил над ним в покосную пору подшутить. Встал ни свет ни заря, пошел к дому Кузминых: "Что-то ты, деда Никон, сегодня припоздал - Борисовы давно косят". Дед даже забыл от волнения смазать колеса рыдвана, побежал в дом: "Соседи уже на покосе!" Быстро запрягли пару меринов, и все - сыновья, снохи, дочери - понеслись, как на пожар. А оси деревянные, несмазанные, от трения запылали... До сих пор эту историю вспоминают.

...Мы в нашей большой наследственной семье не совершили, видимо, ничего героического, что можно было бы ярче рассказать. Этого я не увидел или не сумел. Мне исправлять некого - кажется, такими мы были и есть. Но чем больше я думаю о судьбах своих предков, своих родичей, о том, как они жили, работали, воспитывали детей, тем больше утверждаюсь в мысли, что именно на таких людях и держится наша страна.

...И вот надо же какая это штука - память.

* Участник Второй мировой войны (воевал с японцами), 17 лет работал председателем Петропавловского райисполкома.

К. М. Станюкович. "В далекие края".

Учебник"Направление от г. Барнаула до поименованных участков и селений и местные условия", 1887 г. 1) Деревня Вознесенская. Местность ровная, степная.2) Деревня Дубровина. Местность ровная, степная.3) Деревня Березовка. Место каменистое, гористое, для хлебопашества имеются черноземные места.4) Малышев-Лог. Местность ровная, степная, сосновый лес в 1 версте. Церковь в 50 верстах.5) Участок по р. Средней Терсти. "О местных условиях" ни слова.6) Деревня Воскресенская. Место холмистое.7) Участок по речкам Инчерепу, Карагумышу и Березовой. Лес мешаный в 3 верстах; местность ровная.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость