Экономика

На Алтае мало кто занимается бизнес-моделированием

Александр Беляев, директор консалтинговой компании "Эль-Консул".
Александр Беляев, директор консалтинговой компании "Эль-Консул".

На шоу-тренинге "proБизнес", который проходил во время городского молодежного форума, директор консалтинговой компании "Эль-Консул" рассказал предпринимателям и тем, кто находится на старте бизнес-карьеры, о том, как и зачем стоит использовать простые методы анализа состояния дел в компании.

Таким эффективным способом системного анализа, как бизнес-моделирование, у нас, к сожалению, пользуются лишь единицы компаний. В России часто бывает, что, например, сначала построили здание, а потом уже его узаконили, приложили и подписали необходимую документацию. Или улицы начинаются с дома № 1, и тут же рядом, через дорогу, мы видим сотый номер. Нехватка системного подхода налицо.

В бизнесе исправить этот дефицит помогает бизнес-моделирование. Это инструмент, позволяющий любую бизнес-идею или бизнес-процесс представить в виде единой картины, в которой отчетливо видны все элементы. Это дает возможность увидеть как работу компании в целом, так и каждое ее звено в отдельности.

Бизнес-моделирование — универсальный инструмент. Он подходит как начинающим предпринимателям (например, перевести только зарождающуюся идею в четкое видение бизнес-плана), так и действующему, мощному предприятию (например, увидеть пути дальнейшего развития).

Для моделирования могут использоваться разные методики. Оно может включать в себя SWOT-анализ, PEST-анализ и многое другое. Но в основе бизнес-моделирования лежит опросник, состоящий из девяти блоков вопросов. Ответы на каждый из них позволяют увидеть полную картину бизнеса. Они касаются производимого продукта или услуги, целевой аудитории, каналов коммуникации и прочего. Например: какие ключевые ресурсы мы получаем от партнеров? А какие нам нужны? Какую ценность мы предоставляем клиентам? И т. д.

Казалось бы, ничего сложного, но эффект от этого достаточно мощный. Многие скрытые недостатки работы бизнеса при таком подходе становятся очевидными. Ведь обычно руководитель оценивает работу своих подразделений по отдельности, а системно посмотреть на вещи удается не всегда.

Разумно время от времени проводить стратегические сессии, где руководители и ключевые сотрудники сообща анализируют бизнес-процессы, и заниматься бизнес-моделированием именно там. Сделанные совместно открытия иногда изумляют, иногда огорчают собственников. Например, одна производящая продукты питания компания именно таким образом открыла для себя, что ей выгоднее развивать собственную торговую сеть, чем стремиться попасть на полки ритейлеров, хотя коммерческий директор делал ставку именно на второй вариант. Его план был выгоднее тактически, но проигрывал с точки зрения стратегии. Но пойдя по первому пути компания через пять лет увеличила прибыль на 40%.

Способ простой и эффективный, но у нас он недооценивается. Отчасти это происходит из-за нашего менталитета. Руководители уверены, что они отлично сами видят все бизнес-процессы. И не доверяют большинству методик анализа, особенно иностранным. И многих удивляет, что простые ответы на вопросы могут вскрыть глубинные недостатки в работе, показать новые сегменты (а иногда — рынки) и помогают найти верные бизнес-решения.

Я надеюсь, что к бизнес-моделированию наши компании будут относиться более серьезно и чаще использовать этот инструмент для оптимизации своей деятельности. Тем более, что опытные руководители при определенной подготовке в дальнейшем могут воспользоваться им и без помощи консультантов. Хотя их услуги, безусловно, ценны. Если говорить о стоимости, то в Барнауле участие консультанта в стратегической сессии компании стоит в среднем от 2,5 до 4 тысяч рублей за час работы, а организация и проведение 3–4-часовой стратегической сессии — от 15–150 тыс. рублей.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость